Файл: Понятие и виды источников предпринимательского права (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Предмет предпринимательского права приравнивается к предмету гражданского, поэтому предпринимательское право – подотрасль гражданского права (Е.А. Суханов, С.С. Алексеев, В.Ф. Попондопуло);

- Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль права, имеющую самостоятельный предмет правового регулирования, присуще только ей и специфичный метод регулирования, где одна часть отношений регулируется гражданско-правовым методом, а другая не менее обширная – публично-правовым (П.Г. Лахно, Е.П. Губин, В.С. Белых)[15].

Наибольшее влияние оказал первый подход. По мнению В.В. Лаптева, предмет предпринимательского права представлен хозяйственными отношениями, подразделяющимися на отношения по «вертикали» и «горизонтали»[16].

Каждой юридической отрасли присуще наличие собственного метода правового регулирования, который выступает, в этой связи, неотъемлемым признаком соответствующей отрасли. Применительно к методу предпринимательского права в юридической литературе предлагается следующее определение: метод хозяйственного права – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения, составляющие предмет хозяйственного права, которая в силу комплексного характера соответствующей отрасли характеризуется сложностью сочетания различных способов воздействия на поведение субъектов правоотношений[17].

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь применяется метод, который содержит в себе черты нескольких методов правового регулирования[18]:

1. Диспозитивный (частноправовой) метод, в рамках которого субъектам правоотношения предоставляется правомочие действовать в установленных законом пределах.

2. Метод рекомендаций, предназначенный для опосредованного воздействия государства на хозяйственную деятельность граждан и юридических лиц, и реализуемый, например, через установление типовых положений в определенной сфере, формировании рекомендаций для отдельных сфер хозяйствования и т.д.

3. Императивный (публично-правовой) метод – наиболее жесткий способ регулирования общественных отношений в сфере хозяйствования, выраженный в установлении общеобязательных предписаний, обязанностей и запретов, нарушение которых, с неизбежностью влечет привлечение виновных лиц к юридической ответственности.


Эти методы используются в основном при регулировании определенных правоотношений, которые возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии[19].

Таким образом, предметом предпринимательского регулирования является определенный круг общественных взаимоотношений, который формируется в результате предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Эти отношения могут быть и некоммерческого характера, когда осуществляется государственное воздействие на субъектов, занимающихся предпринимательством. Метод предпринимательского права сочетает в себе черты методов: диспозитивного, метода рекомендаций, императивного.

Вывод по 1 главе.

Суть предпринимательского права состоит в правовом контролировании отношений, которые формируются меду предпринимателями в результате их трудовой деятельности. Предпринимательское право определяют в различных аспектах. Его рассматривают как науку, как отрасль права и как учебную дисциплину.

Сегодня сформировалась конкретная нормативно-правовая база предпринимательской деятельности, т.е. это говорит о том, что предпринимательское право сформировалось как отрасль законодательства, в которую входят нормы гражданского и административного права.

Предпринимательское право содержит основные моменты правового механизма контролирования предпринимательской деятельности, которая состоит из перечня имущественных отношений. Кроме этого, предпринимательское право играет особую роль в выработке навыков использования законов, когда необходимо решить конкретный правовой вопрос, относящихся к деятельности предпринимателей.

2. Принципы и источники российского предпринимательского права

2.1. Принципы и функции предпринимательского права

Для того чтобы понять особенности предпринимательского права, нужно определить принципы этой отрасли и выполняемые ей функции.

Принцип (от лат. principium) представляет собой «основополагающее положение или основное начало, лежащее в основе других положений или движущих сил» [20].


Содержание предпринимательского права раскрывается через его принципы. Отмечается, что нет никаких особых принципов предпринимательского права, а существуют толь особенности проявления принципов гражданского права в сфере предпринимательской деятельности[21].

Принципы предпринимательского права – основополагающие положения, лежащие в основе всей системы правового регулирования предпринимательства и определяющие сущность и социальное значение предпринимательского права.

Критерии построения предпринимательских отношений основываются именно на принципах предпринимательского права. Их можно разделить на три уровня[22]:

1. Общеправовые отражают содержание всех отраслей права и являются исходными началами правотворческой деятельности государства. На них опираются абсолютно все отрасли российского права. Источником данных принципов нужно считать, прежде всего, Конституцию Российской Федерации.

2. Межотраслевые – относящиеся к нескольким правовым сферам. Здесь можно отметить межотраслевое единство принципов с гражданским и административным правом.

3. Отраслевые – в качестве принципов отраслевого уровня можно выделить те из них, которые непосредственно связаны с деятельностью предпринимателей: с отношениями собственности, договорными отношениями и т. п.

Общеправовыми принять считать следующие принципы предпринимательского права:

1. Принцип законности является основным принципом российского права, обеспечивающий реальное действие права, а в следствии этого, правовое государство, идеи которого еще были заложены Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье и др.[23] Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и другие законы[24].

Данный принцип предполагает, что, во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства, во-вторых, государство должно обеспечивать соблюдение законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности[25].

Соблюдение принципа законности обязательно для всех предпринимателей, а также для государственных структур, регулирующих их деятельность.


2. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и 34 Конституции Российской Федерации. В ст. 34 Конституции Российской Федерации указано, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»[26]. Это означает, что «каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д.»[27]. Также отражение данного принципа можно увидеть и в иных статьях Конституции РФ (ст. 35, 74, 75 и др.), в ГК РФ (ст.1, 49, 421 ГК РФ) и иных нормативно-правовых актах.

Но «свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах». Основными ограничениями могут быть, «например, лицензирование отдельных видов деятельности, обязательная сертификация и т. п.», применяемы с целью «предварительного контроля за хозяйственной деятельностью». Здесь главное, чтобы эти ограничители «были соразмерными конституционно значимым целям» и не создавали препятствий для экономической самостоятельности и инициативы граждан[28].

3. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты закреплен в ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации. Этот принцип означает, что частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности признаются и защищаются одинаковым образом[29].

4. Принцип единого экономического пространства закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Он означает, что на всей территории России гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство России. «Отсутствие экономических барьеров между субъектами РФ» – это неотъемлемый фундамент формирования «экономической целостности и суверенитета России» и обязательное условие развития предпринимательства[30].

5. Конституционный принцип справедливости или принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Данный принцип предполагает, что согласование интересов предпринимателей и общества происходит через разнообразные «меры государственного регулирования экономики»: прямые — директивные (установление запретов и т. п.) и косвенные — экономические (льготное налогообложение и др.)»[31].


6. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию отражен в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ (гарантия поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности) и ст. 34 Конституции РФ, (запрет на осуществление экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию)[32].

Существование монополий отмечается в конкретных отраслях экономики. Так, естественные монополии существуют в сферах: транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; железнодорожных перевозок; услуг общедоступной электрической и почтовой связи; услуг по передаче электрической энергии и пр. Легальные государственные монополии существуют сферах: производства военного оружия, печати денежных банкнот и монет и др. Но государством постоянно создаются правовые механизмы регулирования этих монополий и контролируется исполнение требований с целью недопущения нарушения законодательства и прав третьих лиц[33].

7. Необходимо отметить еще один принцип – принцип свободы договора, закрепленный в ст. 1 и ст. 421 ГК РФ[34]. С помощью него предприниматели могут самостоятельно решать вопросы заключения договора, выбирать партнеров по договору, определять вид договора и его условий, т.к. все это не противоречит закону.

Принцип свободы договора включает в себя следующие понятия:

- Свобода заключения договора. Общие правила не допускают принудительного вступления в договорные отношения. Все исключения из этого правила прямо предусмотрены законодательством: публичный договор (розничная торговля, коммунальные услуги) или принятое на себя ранее обязательство по заключению договора. Но все же могут быть установлены некоторые ограничения свободы договора. Например, с целью обеспечения и защиты прав потребителей не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, выполнить работу, оказать услугу (п. 3 ст. 426 ГК РФ)[35]. Определенные ограничения свободы договора могут вводиться также в целях обеспечения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК РФ), и в других случаях[36].

- Право сторон на определение условий договора. Партнёры имеют право вырабатывать собственные условия сотрудничества, если те не противоречат императивным (обязательным) требованиям закона. Отдельные положения договора могут быть пересмотрены и отменены судом: случаи нарушения принципа конкуренции, злоупотребление правом, навязывание неприемлемых условий потребителю – гражданину, который является заведомо более слабой стороной – договор между заёмщиком и банком – и т. п.