Файл: Ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[2.C.62] устанавливает статус местных и региональных спортивных федераций, которые рассматриваются как общественные объединения в организационно-правовой форме - общественная организация. Закон предусматривает государственную аккредитацию региональных спортивных ассоциаций, которая проводится органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта. Отметим, что настоящий Закон отказался от такой модели объединения, как «с государственным участием». Порядок государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 20 февраля 2009 г. N 49[3.C.93], в соответствии с которым государственная аккредитация включает в себя:

а) объявление о государственной аккредитации;

б) рассмотрение заявления о государственной аккредитации и экспертизу представленных документов;

в) принятие решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации;

г) принятие решения о приостановлении или отзыве государственной аккредитации.

Представленная структурная характеристика государственной аккредитации не отвечает на главный вопрос: в чем предназначение государственной аккредитации? Означает ли она наделение каким-то государственным статусом? Или государственная аккредитация представляет собой форму государственного разрешения на определенные виды деятельности? Или что-то другое?

Вообще аккредитация достаточно распространена в российском законодательстве, хотя официальное понятие практически отсутствует. Только ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»[4.C.53] устанавливает: «...аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия». Однако следует отметить, что данное понятие используется только для целей упомянутого Федерального закона. Как отмечает Е.И. Спектор, «правовой режим аккредитации - один из многочисленных видов разрешительных административно-правовых режимов, распространяющий сферу своего действия на соблюдение субъектами аккредитации (юридическими и физическими лицами в разных отраслях общественной жизни) соответствия процесса и результатов их основной деятельности целям, установленным в их учредительных документах и отражающим специфику деятельности в соответствующей сфере (наука, средства массовой информации, медицинская деятельность, метрология, техническое регулирование, образование и т.д.), согласно правилам, принятым специализированным государственным аккредитующим органом»[5.C.47]. Автор рассматривает аккредитацию как государственный механизм управления, не заканчивающийся выдачей официальной бумаги. При аккредитации между государственным органом, осуществляющим государственную аккредитацию, и аккредитуемой организацией развиваются длящиеся правоотношения. Аккредитация расширяет правосубъектность организации, но одновременно организация подпадает под государственный контроль. Кроме того, аккредитацию следует отличать от лицензирования[6.C.41], которому посвящен специальный Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[7.C.59]. В то же время единого закона, устанавливающего унифицированный режим аккредитации с перечнем сфер и видов деятельности, подлежащих аккредитации, наподобие Закона о лицензировании, не существует.


Т.Е. Мельник считает, что введение государственной аккредитации означает установление специальной системы государственного контроля за деятельностью спортивных федераций[8.C.72]. В то же время ст. 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" устанавливает, что надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. В этой же статье дан перечень органов, уполномоченных на ведомственный контроль. В ней нет ни Минспорттуризма России, ни аккредитации как вида контроля. Представляется, что говорить об аккредитации как форме контроля преждевременно.

Ранее действовавший Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не определял количество аккредитованных организаций по одному и тому же виду спорта, хотя правоприменительная практика шла по пути "один регион - одна организация" (такая позиция поддерживалась и в юридической науке[9.C. 54]. Сейчас Закон решил эту проблему однозначно: по одному виду спорта на территории субъекта РФ соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ обязан аккредитовать только одну региональную спортивную организацию. Такой же принцип действует в отношении общероссийских спортивных федераций. Кроме того, дополнительной гарантией недопущения создания альтернативных спортивных федераций является ст. 18 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которой реорганизация общероссийской спортивной федерации в форме выделения из нее одной или нескольких общероссийских спортивных федераций не допускается, если в результате такой реорганизации образуется общероссийская спортивная федерация, осуществляющая развитие того же вида спорта, развитие которого осуществляет реорганизуемая общероссийская спортивная федерация. В то же время международная практика знает о развитии конфликтов в различных видах спорта, в результате которых появлялись "новые версии" одного и того же вида спорта. Примером может служить одно из восточных единоборств - тхэквондо, у которого есть три разновидности: WTF, GTF, ITF. Кстати, только одна из них является олимпийской.

В соответствии с Порядком государственной аккредитации региональных спортивных федераций для получения искомой аккредитации региональная спортивная федерация вместе с заявлением о государственной аккредитации представляет в орган по аккредитации пакет документов, часть из которых являются первичными документами любой организации (учредительные документы, выписка из ЕГР юридических лиц и т.д.). Ряд представляемых документов свидетельствуют об основной деятельности спортивной федерации. Как, например, проект положения о порядке отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды субъекта РФ по виду спорта, развитие которого осуществляет региональная спортивная федерация, программа развития вида спорта, содержащая анализ состояния и планируемые мероприятия по развитию вида спорта на четырехлетний период. Необходимо также представить письменное согласование общероссийской спортивной федерации на государственную аккредитацию региональной спортивной федерации - для видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта и развиваемых общероссийскими спортивными федерациями.


Срок государственной аккредитации не может быть менее 1 года и более 4 лет. Региональная спортивная федерация признается аккредитованной в течение всего срока государственной аккредитации, если государственная аккредитация не приостановлена или не отозвана в соответствии с названным Порядком.

Статья 14 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает статус общероссийских спортивных федераций: создание, деятельность, реорганизация и ликвидация общероссийских спортивных федераций осуществляются в соответствии с законодательством РФ об общественных объединениях с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом. Закон также исходит из общего правила, что по одному виду спорта на территории России может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.

Порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийских спортивных федераций утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 18 августа 2009 г. № 654.[10.C.146]

Глава 2. Порядок создания и ликвидации некоммерческой спортивной организации

2.1 Процедура регистрации некоммерческой спортивной организации

правовое регулирование некоммерческая спортивная организация

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[11.C.79] не предусматривает обязательной регистрации общественных объединений. В соответствии с ч. 4 ст. 3 указанного Закона создаваемые общественные объединения могут либо регистрироваться в порядке, установленном данным Законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В связи с этим общественные объединения, в отличие от других организаций, считаются созданными не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения о создании общественного объединения, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов на съезде (конференции) или общем собрании. С этого момента общественное объединение осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности.


Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[12. C.82] с учетом установленного Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[13. C.62] порядка государственной регистрации общественных объединений.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию некоммерческих организаций в Москве, выступает Управление Федеральной регистрационной службы по Москве, находящееся по адресу: Российская Федерация, 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15а.

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной власти (ФРС), находящимся по адресу: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а.

Решение о государственной регистрации московского отделения межрегионального, общероссийского или международного общественных объединений принимается Управлением ФРС по Москве на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения. Регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (Управление ФРС по Москве) о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах.

Срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании некоммерческой организации (п. 4 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).


Для государственной регистрации международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений в регистрирующий орган, кроме вышеперечисленных документов, предоставляются протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Формы документов, необходимых для государственной регистрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»[14.C.57].

В случае принятия регистрирующим органом положительного решения документы направляются им в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Получив сообщение от налогового органа о внесении записей в ЕГРЮЛ, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (или ФРС) выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Сроки регистрации составляют 23 рабочих дня (для общественных объединений ориентировочно 31 рабочий день), из них:

Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен перечень оснований для отказа в регистрации,

Некоммерческая организация, которая прошла государственную регистрацию, подлежит постановке на учет в налоговых органах (пп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Постановка некоммерческой организации на учет в налоговом органе производится на основании сведений о создании организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Датой постановки на налоговый учет организации является день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Постановка некоммерческой организации на учет подтверждается выдаваемым налогоплательщику уведомлением по форме № 1-3-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826. В уведомлении указывается в том числе идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

В соответствии с действующим законодательством РФ после регистрации некоммерческой организации производится ее постановка на учет во внебюджетных государственных фондах: Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования.

Коды статистики получаются некоммерческой организацией самостоятельно в Федеральной службе государственной статистики РФ, находящейся по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33. Для этого представляются: копии учредительных документов, копии свидетельств о государственной регистрации и присвоении ИНН. Присвоение кодов статистики (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ) происходит в течение нескольких дней.