Файл: Ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных некоммерческих организаций
1.1 Некоммерческие спортивные организации
1.2 Правовое положение физкультурно-спортивных некоммерческих организаций
1.3 Виды некоммерческих спортивных организаций
1.4 Проблемы правового статуса спортивных федераций в РФ
Глава 2. Порядок создания и ликвидации некоммерческой спортивной организации
2.1 Процедура регистрации некоммерческой спортивной организации
2.2 Ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации
2.3 Некоммерческие спортивные организации, пример: Австралийская футбольная лига
Введение
В актуальности выбранной темы нет сомнений, так как развитие физической культуры и спорта (далее в тексте ФКиС) затрагивает важнейшие сферы жизни современного общества: здравоохранение и образование, экономику и политику, труд и отдых и др. Занятия ФКиС оказывают большое влияние на формирование физического и духовного потенциала человека. Многие специалисты сегодня рассматривают эту отрасль как новый и весьма перспективный сектор национальной экономики. Изменения, произошедшие в экономической и политической жизни страны за последние годы, оказали большое влияние на сферу ФКиС. Это влияние носит неоднозначный, противоречивый характер и затрагивает все элементы социально-экономического механизма функционирования отрасли: типы и виды субъектов физкультурно-спортивной деятельности, источники их финансирования, условия хозяйствования, особенности проводимой государством политики в этой области и т.д. Переход к рыночным методам управления, принятие ряда новых законов открыли широкие возможности для появления и развития деятельности, новых для разнообразных удовлетворения форм физкультурно-спортивной потребностей многообразных населения в занятиях физической культурой и спортом. Вместе с тем, трудности переходного периода, нестабильность экономики, резкое снижение уровня жизни населения, значительное предоставляемых ею сокращение В возможностей условиях государственного возрастает роль финансирования отрицательно сказались на развитии отрасли и качестве услуг. таких негосударственного сектора экономики.
ФКиС коммерческими некоммерческими организации предприятиями достаточно организациями. Коммерческие успешно функционируют в сфере профессионального спорта, оказании платных физкультурно-оздоровительных услуг, организации зрелищных спортивных мероприятий. Это профессиональные и любительские коммерческие спортивные клубы и оздоровительные центры, платные спортивные секции и т.п.. Однако, как показывает практика, услуги, оказываемые данными организациями, зачастую недоступны широким слоям населения ввиду достаточно высокой оплаты. Кроме того, значительная часть физкультурноспортивных услуг по своей природе является социально-значимыми благами и не может обеспечиваться только коммерческими структурами. Это относится к массовому любительскому спорту, ФКиС инвалидов, развитию физической культуры в детских дошкольных и образовательных учреждениях, на производстве, по месту жительства. В нашей стране предоставление этих услуг традиционно обеспечивалось государством и общественными организациями (в основном, профсоюзами). На сегодняшний день государство средств. не в состоянии того, обеспечить большинство финансирование социально-значимых услуг в полном объеме ввиду ограниченности бюджетных Кроме существующих государственных и общественных организаций с большим трудом адаптируются к рыночным условиям. Таким образом, возникает необходимость в создании и развитии новых форм организаций, которые сочетали бы в себе возможности использования современных методов ведения хозяйствования с возможностью развития социально-значимых направлений физкультурно-спортивной деятельности. Этими возможностями наделены некоммерческие организации (далее в тексте НО), которые в сфере ФКиС функционируют в различных формах; общественные объединения и ассоциации, фонды, общественные клубы и учреждения специального профессионального образования и т.п.
Объект исследования – нормативно-правовое регулирование создания и деятельности некоммерческой физкультурно-спортивной организации
Предмет исследования - процесс создания некоммерческой физкультурно-спортивной организации.
Цель исследования - раскрыть правовое положение физкультурно-спортивных некоммерческих организаций.
Достижение цели требует решения следующих задач:
1) рассмотреть организационно-правовые формы физкультурно-спортивных некоммерческих организаций;
2) определить состояние физкультурно-спортивных некоммерческих организаций;
3) изучить порядок создания и ликвидации некоммерческой спортивной организации.
Глава 1. Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных некоммерческих организаций
1.1 Некоммерческие спортивные организации
Впервые концепция использования маркетинга в некоммерческом секторе была представлена в работе Котлера и Леви (Kotler and Levy, 1969). Они указывали, что традиционный подход коммерческих организаций к маркетингу может успешно применяться и некоммерческими организациями. Задача заключалась в том, чтобы понять, как именно эти организации смогли бы эффективно заниматься маркетингом. Поскольку в основе маркетинга лежат процессы обмена и отношения между людьми, его равным образом могут применять как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Маркетинг, используемый некоммерческими организациями, часто называют социальным маркетингом (Kotler, 1997). Деятельность таких организаций обычно нацелена на социальные изменения (улучшение качества здравоохранения и образования, развитие возможностей для отдыха и фитнеса). Эти организации могут использовать приемы маркетинга для стимулирования активности населения и повышения эффективности своей работы. Как правило, инструменты маркетинга, используемые некоммерческими организациями, отличаются от инструментов, применяемых другими типами организаций. Специалисты в области маркетинга часто сталкиваются с ситуацией, когда спрос (повышенный или неограниченный) значительно превышает предложение. При этом некоммерческие организации редко начинают конкурировать друг с другом, ограничивая тем самым возможность выбора для потребителя. Коммерческие организации сталкиваются с проблемами совсем другого рода.
Некоммерческие организации, и прежде всего спортивные, появились раньше коммерческих. Так, Киннел и Макдугал (Kinnell and MacDougall, 1997) относят к некоммерческому сектору такие организации, в которых запрещено распределение прибыли (дохода за вычетом заработной платы и других затрат) между менеджерами и «хозяевами» (например, членами правления). Иными словами, контроль над деятельностью некоммерческой организации не должен быть связан с распределением прибыли.
Некоммерческий сектор включает огромное множество организаций, работающих в самых разных отраслях экономики. Их деятельность может быть связана с искусством, здравоохранением, благотворительностью, религией, организацией досуга. Спортивные организации обычно относят к особой категории, учитывая их разнообразие и тот факт, что большинство из них работает в некоммерческом секторе.
Классификация некоммерческих организаций — нелегкое дело. Хансман (Hansmann, 1980) считает, что некоммерческие организации следует классифицировать по источникам доходов и методам контроля над их деятельностью. При этом организации, получающие большую часть дохода в форме добровольных взносов, он относит к категории неприбыльных (существующих за счет пожертвований), а организации, получающие доход от продажи товаров и услуг, — к категории прибыльных некоммерческих организаций. Он высказывает мысль, что такая классификация некоммерческих организаций крайне полезна для разработки правильного подхода к маркетингу, который эти организации могут взять на вооружение.
Международный классификатор некоммерческих организаций (ICNPO) был разработан для того, чтобы можно было сравнивать некоммерческие организации разных стран и выработать общие критерии, позволяющие относить организации к некоммерческому сектору. Классификатор содержит 12 категорий (групп) некоммерческих организаций. Спортивные организации некоммерческого сектора (группа 1) входят в число организаций сферы культуры и отдыха, в том числе организаций общей направленности и специализирующихся на конкретных областях этой сферы. В целях более подробной классификации в группе 1 выделены три вида организаций: учреждения культуры (подгруппа 1.100); организаций индустрии отдыха, включая спортивные клубы, оздоровительные учреждения и клубы по интересам (подгруппа 1.200); клубы по интересам (подгруппа 1.300). Другие 11 групп включают некоммерческие организации, работающие в области образования, здравоохранения, социальных услуг, охраны окружающей среды, строительства жилья, юриспруденции, благотворительности, международных отношений, религии, коммерческой деятельности и прочие. В таблице 2.1 представлены основные категории (группы) некоммерческих организаций согласно ICNPO.
Основные категории (группы) некоммерческих организаций
Таблица 2.1
1. |
Культура и отдых |
СМИ и коммуникации; изобразительное искусство, архитектура, гончарное дело; театральное искусство; исторические, литературные и гуманитарные общества; музеи; общества любителей аквариумных рыбок; спорт; развлекательные клубы и клубы по интересам; специализированные клубы |
2. |
Образование и наука |
Дошкольное, начальное и среднее образование; высшее образование; профессиональное и техническое образование; образование для взрослых и повышение квалификации; медицинские исследования; наука и технология; общественные науки, политологические исследования |
3. |
Здравоохранение |
Больницы; реабилитационные центры; дома престарелых и инвалидов; психиатрические лечебницы; лечение психических больных; помощь в кризисных ситуациях; образование в области здравоохранения и здорового образа жизни; профилактика и амбулаторное лечение; реабилитационная медицина; медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях |
4. |
Социальная сфера |
Забота о детях, услуги для детей, детские сады; молодежное здравоохранение и услуги; забота о семье; забота об инвалидах; забота о пожилых людях; самопомощь и другие индивидуальные социальные услуги; предотвращение и контроль катастроф и чрезвычайных ситуаций; предоставление временного жилья; помощь беженцам; финансовая помощь и поддержка; гуманитарная помощь |
5. |
Охрана окружающей среды |
Предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды; охрана и защита природных ресурсов; сохранение ландшафта и ландшафтный дизайн; охрана и защита животных; охрана и защита дикой природы; ветеринарные услуги |
6. |
Строительство и жилье |
Общины и объединения соседей; экономическое развитие (например, развитие инфраструктуры); социальное развитие |
7. |
Юридические услуги, защита прав потребителей и политика |
Правозащитные организации (организации, защищающие права отдельных групп населения, например женщин или детей); гражданские правозащитные организации; этнические объединения; общественные объединения; юридические услуги; профилактика преступности и государственная политика; реабилитация преступников; поддержка жертв преступлений; защита прав потребителей; политические партии и организации |
8. Благотворительность и волонтеры |
Фонды, предоставляющие гранты; продвижение и поддержка волонтеров; фандрайзинг |
|
9. Международные связи |
Программы по обмену и установлению дружеских связей с представителями других народов, культурные программы; ассоциации содействия развитию; организации по борьбе с последствиями глобальных катастроф; международные правозащитные и миротворческие организации |
|
10. Религия |
Религиозные организации (например, церкви, синагоги) и конфессиональные организации (организации, пропагандирующие религиозные верования) |
|
11. Бизнес, профессиональные объединения и союзы |
Объединения предпринимателей (например, фермерские ассоциации); профессиональные объединения (например, медицинских работников); профсоюзы |
|
12. Прочие |
Организации, не упомянутые выше |
Источник: Международный классификатор некоммерческих организаций.
Некоммерческий сектор непрерывно меняется. Вследствие сдвигов в области экономики, политики и экологии количество некоммерческих организаций во всем мире растет. Чтобы выжить в этих условиях, руководители некоммерческих организаций вынуждены принимать на вооружение бизнес-практики, используемые в коммерческом секторе. Глобальный доступ к организациям, развитие культуры контрактных отношений, требования отчетности и необходимость завоевывать доверие общества требуют от некоммерческих организаций здорового делового подхода.
Спортивные организации, традиционно занимающиеся деятельностью, которая относится к сфере некоммерческого сектора, несут все более строгую ответственность за расходование денег налогоплательщиков, членских взносов и средств акционеров. В результате они вынуждены становиться все более профессиональными. В частности, этот процесс затрагивает профессиональные спортивные лиги и клубы, все чаще использующие инструменты из арсенала коммерческих компаний (например, назначение профессиональных советов управляющих). Акции клубов продаются на фондовых биржах или переходят в частные руки, что в свою очередь усиливает ответственность клубов и заставляет их отказываться от подходов, характерных для некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг становится все более востребованным.
Внутри некоммерческого сектора следует различать государственные и частные некоммерческие предприятия (O’Hagan and Purdy, 1993). Если частные некоммерческие организации живут главным образом за счет доходов от продаж, пожертвований, грантов и использования труда волонтеров, то государственные организации в основном получают бюджетные средства (за счет местных и федеральных налогов и поступлений из других государственных источников финансирования). Тем не менее некоммерческие организации (работающие, например, в сферах образования и здравоохранения) предоставляют свои товары и услуги как государству, так и обществу в целом.
Спортивные организации — особая разновидность некоммерческих организаций. Чаще всего они стремятся получать хотя бы небольшой доход, чтобы к концу года свести концы с концами. Однако эти организации используют свои доходы и для развития. Например, местный клуб любителей нетбола может продавать абонементы на матчи и членские билеты, привлекать спонсоров, взимать плату за вход и заниматься фандрайзингом для покрытия расходов. Такой клуб, будучи некоммерческой организацией, может из года в год оставаться рентабельным, получая значительный доход (прибыль). На первый взгляд это противоречит принципам работы некоммерческих организаций. Но дело в том, что эта прибыль не распределяется в виде выплат членам клуба, а аккумулируется и направляется на развитие инфраструктуры или на наем работников для выполнения работы, которую обычно выполняют волонтеры. Члены клуба могут получать эти деньги в форме скидок на членские взносы или клубные услуги, но прямые денежные выплаты отдельным лицам, владельцам клуба или его членам не производятся.