Файл: Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объединение капиталов регулируется законодателем в зависимости от организационно-правовой формы. Но общим для всех юридических лиц являются положения об имущественной обособленности и самостоятельной имущественной ответственности (за исключением казенных предприятий и учреждений). Для некоторых видов юридических лиц законодатель устанавливает требования к минимальному размеру уставного капитала.

Кроме того, законодатель в императивном порядке устанавливает, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

Такая функция юридического лица, как управление капиталом, должна основываться на нормах Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», которые носят императивный характер. Сфера действия данного акта также распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Однако согласно подп. 1 п. 2 ст. 6 указанного Федерального закона бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Как видно из проведенного анализа, в ряде случаев нормы, регулирующие функции юридического лица, носят как диспозитивный, так и императивный характер. И все же использование функций юридического лица опосредуется преимущественно путем применения императивных норм и средствами публичного права.

Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности без образования юридического лица законодатель использует меньшее число существующих в настоящий момент публично-правовых средств (по сравнению с юридическими лицами). Это связано с тем, что функции юридического лица при индивидуальном предпринимательстве комплексно не используются и, соответственно, нет необходимости использовать средства, направленные на обеспечение реализации соответствующих функций.

Сравнение индивидуального предпринимательства с коллективной предпринимательской деятельностью дает возможность выделить следующие дифференцированные экономико-правовые признаки предпринимательской деятельности без образования юридического лица[18].

1. Субъект предпринимательской деятельности без образования юридического лица обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций.


2. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность непосредственно.

3. Индивидуальный предприниматель является субъектом законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

4. Существует упрощенная процедура организации и регистрации предпринимательства.

5. В отношении предпринимательской деятельности граждан установлены специальные налоговые режимы[19].

К особенностям налогообложения субъектов индивидуального предпринимательства можно отнести применение одного из специальных налоговых режимов. Чаще всего используется упрощенная система и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом установление разных налогов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не является нарушением конституционного принципа равенства налогообложения. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Определении от 14.12.2004 N 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ».

По мнению Конституционного Суда РФ, различия обусловлены объективными факторами. У организации основные средства - это ее активы, которые составляют экономическую базу предпринимательской деятельности. Индивидуальная предпринимательская деятельность по правовой природе отличается от экономической деятельности организации, так как не предполагает консолидации капитала, а, напротив, заключается в использовании собственного имущества лица. Значит, на предпринимателей нельзя возложить обязанность по уплате налога, аналогичного налогу на имущество организаций. Ранее Конституционный Суд РФ уже отмечал, что если различия обусловлены объективными факторами, то конституционный принцип равенства налогообложения не нарушается (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П).

6. Упрощенный порядок ведения учета и отчетности.

7. Наименьшая потребность в стартовом капитале для открытия предпринимателем своего дела.

8. Полная свобода предпринимательства, не ограничиваемая компаньонами. При этом отсутствие хозяйственного риска за деятельность компаньонов.

9. Более гибкое реагирование на конъюнктуру рынка.

По итогам главы можно сделать следующие выводы.

Проведенный анализ нормативного определения предпринимательской деятельности, а также теоретическое исследование его свидетельствуют о том, что законодатель и юридическая наука при определении предпринимательской деятельности основной акцент делают на ее экономическом содержании.


Предпринимательская деятельность с юридической точки зрения представляет собой имеющее частноправовое и публично-правовое значение систематическое совершение предпринимателем возмездных сделок-договоров (юридические факты) по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, направленных на получение прибыли, а также их исполнение, т.е. осуществление прав и исполнение субъективных обязанностей (правореализация), следующих из данных договоров.

Вместе с тем необходимо исключить из определения предпринимательской деятельности указание на ее источники, так как деятельность предпринимателя динамична и многогранна и ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем.

В общей системе правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности наряду с системой средств обеспечения предпринимательской деятельности юридических лиц можно выделить относительно самостоятельную систему правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это обусловлено тем, что индивидуальный предприниматель обладает дифференцирующими экономико-правовыми признаками, основными из которых являются: а) непосредственное осуществление предпринимательской деятельности; б) отсутствие объединения капитала; в) неограниченный имущественный риск. Вследствие чего индивидуальный предприниматель не осуществляет в комплексе функции юридического лица, поэтому нет необходимости использовать средства, направленные на обеспечение реализации соответствующих функций.

Глава 2. Основные составляющие правового режима индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

2.1. Понятие и основные элементы системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности


В последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции для эффективного развития предпринимательской деятельности.

В современных условиях государственное регулирование в сфере предпринимательства должно основываться на определенной системе правовых средств. К сожалению, у отечественного законодателя еще нет четко выработанной системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности, в том числе и без образования юридического лица. В связи с этим возникает вопрос, что представляет собой система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности в целом и система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица и каково ее содержание[20].

Система - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

Понятие «правовые средства» позволяет обобщить все те явления (инструменты и процессы), которые призваны обеспечивать достижение поставленных в законодательстве целей. Главное в теории правовых средств - это то, какие социальные задачи эти правовые механизмы могут решать, где и в каком порядке их можно использовать в практической правовой деятельности для достижения социально значимых результатов. Данная категория связывает идеальное (цель) с реальным, включая в себя одновременно как фрагменты идеального - инструменты (средства-установления), так и фрагменты реального - технологию (средства-деяния). Именно в этой плоскости названные разнородные юридические феномены можно рассматривать в качестве средств; именно в этом срезе юридической жизни они приобретают особые свойства - свойства явлений, действующих в связке «цель - средство - результат»[21].


Правовое средство (исходя из его статуса) как понятие призвано обозначать собой прежде всего функциональную, прикладную сторону правовой системы. Вопрос правовых средств - не столько вопрос обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе - их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач... во всех случаях перед нами фрагменты правовой действительности, рассматриваемые под углом зрения их функций, их роли как инструментов юридического воздействия».

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне - в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов). Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая.

В теории права разработаны различные определения правовых средств. Так, например, одни ученые под правовыми средствами понимают институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров. Другие считают, что правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей. При этом правовое средство, так же как и правовые технологии, не является абстракцией.

В самом общем виде правовые средства - это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей. Цели эти могут быть различными, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений[22].

Правовые средства - это юридические инструменты (юридические способы, нормы и принципы права, правоотношения, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания и др.), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей и происходит результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Всем правовым средствам присущи следующие общие признаки:

1) они выражают собой юридические способы достижения целей права - справедливого обеспечения интересов субъектов;