Файл: Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Оценивая правовые средства государственного регулирования предпринимательской деятельности, можно обратить внимание на следующие особенности[23]:

1) в системе правовых средств регулирования предпринимательской деятельности важную роль играют так называемые отраслевые средства;

2) государственное регулирование предпринимательской деятельности зачастую проявляется в виде правоприменения;

3) государственное регулирование в исследуемой области должно происходить в рамках определенного юридического процесса или юридических процедур.

Для дальнейшего анализа представляется необходимым исследование категории «обеспечение».

Стоит отметить, что категория «обеспечение» носит межотраслевой характер, в силу чего широко применяется, в частности, и в гражданском, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, семейном праве и т.д.

ГК РФ содержит упоминание категории «обеспечение», например, применительно к обязанностям опекунов и попечителей (ст. 36), применительно к юридическому лицу (ст. 102, 120), при определении права ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274), в институте исполнения обязательств (гл. 23).

Правовое обеспечение - это совокупность правовых средств, создающих условия и гарантирующих эффективную реализацию субъективных прав.

Таким образом, система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица - это совокупность нормативно закрепленных преимущественно частноправовых (гражданско-правовые договоры, гражданско-правовая ответственность и др.), а также публично-правовых (государственная поддержка, правоприменительные акты и др.) применяемых в комплексе инструментов, направленных на создание условий для реализации субъективного права на непосредственное осуществление предпринимательской деятельности, в том числе на повышение ее эффективности.


Основными элементами системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица являются[24]:

1) гражданско-правовые процедурные средства обеспечения, которые включают в себя средства приобретения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя и прекращения предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

2) правовые средства, обеспечивающие осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица (договорные и внедоговорные средства).

Таким образом, можно заключить, что система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица имеет следующие основные цели:

- достижение эффективности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности;

- удовлетворение совокупности взаимосвязанных публичных и частных интересов в данной области предпринимательского права.

Следует отметить, что система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица помимо средств гражданского и предпринимательского права включает в себя средства административного, финансового, налогового права. Однако, по нашему мнению, принимая во внимание правоотношения, регулируемые гражданским законодательством, включая отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (п. 1 ст. 2 ГК РФ), указанная система в большей части основана на средствах цивильного права. Иные же средства публичного характера занимают незначительное место в обозначенной системе[25].

Систему правовых средств обеспечения необходимо рассматривать в соотношении с механизмом правового регулирования. Под последним в юридической литературе понимается система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Следовательно, анализ механизма средств правового регулирования дает ответ на вопрос: как государство регулирует те или иные правоотношения? Изучение же системы правовых средств обеспечения определяет, с помощью каких правовых средств достигается цель указанного регулирования и эффективность правореализации.

Система правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица основывается на определенных принципах: 1) законности; 2) единства и дифференциации гражданских правоотношений; 3) сбалансированности частноправового и публично-правового стимулирования и ограничения; 4) возможности ограничения гражданских прав только на основании федерального закона; 5) свободы средств осуществления предпринимательской деятельности и др.


Основным принципом в основе системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица является принцип сбалансированности частноправового и публично-правового стимулирования и правового ограничения.

2.2. Правовые стимулы и ограничения как компоненты правового режима индивидуального предпринимательства

В юридической литературе под правовым стимулом понимают «правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования». Правовое ограничение определяется как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условие для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите»[26].

Стимул - это преимущественно внешнее побуждение к действию, влияющее на мотивы поведения и формирующее их. Стимулирование есть оптимальный механизм активизации человеческого фактора.

Следовательно, субъект правотворчества поощряет лиц посредством правовых стимулов к социально полезным действиям, создает условия для наиболее полного удовлетворения их интересов, в то же время сдерживает лиц от противоправных, общественно вредных действий с помощью правовых ограничений.

Фактически правовой стимул предпринимательской деятельности без образования юридического лица выступает в качестве правового средства установления желаемого законодателем правопорядка в сфере предпринимательства граждан.

Целями правового стимула как основы системы правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица являются: 1) повышение эффективности предпринимательской деятельности; 2) побуждение индивидуальных предпринимателей к осуществлению предпринимательской деятельности в различных сферах экономического оборота и т.д.

Правовые стимулы и ограничения в системе правовых средств обеспечения предпринимательской деятельности без образования юридического лица необходимо анализировать на стыке частного и публичного права.

В сфере частного права стимулы выражаются в самостоятельном характере предпринимательской деятельности, диспозитивности большинства гражданско-правовых норм, а также в иных субъективных правах предпринимателя. В области публичного права правовые стимулы - это предоставляемые государственной властью права и льготы. Так, например, существенной поддержкой предпринимательской деятельности граждан являются предусмотренные законодательством о малом и среднем предпринимательстве средства государственной поддержки (упрощенная система налогообложения, предоставление бюджетных субсидий, содействие в обеспечении современным оборудованием и технологиями и др.)[27].


Следует отметить, что особым стимулом предпринимательской деятельности без образования юридического лица является правило об эмансипации. Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ).

Анализ ст. 27 ГК РФ позволяет сделать вывод, что законодатель, вводя положение о эмансипации, преследовал следующие цели:

1) сложение ответственности с законных представителей несовершеннолетнего. Эмансипированный несовершеннолетний самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с гл. 25 ГК РФ, а также несет полную ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда (п. 3 ст. 1074 ГК РФ);

2) освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Эмансипированный несовершеннолетний становится полноправным участником гражданского оборота.

Стремление несовершеннолетних реализовать свое право на предпринимательскую деятельность необходимо всемерно поддерживать. Билл Гейтс разработал и выгодно реализовал свою первую компьютерную программу в возрасте 14 лет. Российские подростки сегодня тоже все больше интересуются бизнесом[28].

Предпринимательство вырабатывает навыки самостоятельного труда, способствует формированию инициативной, свободной, всесторонне развитой и ответственной личности, обеспечивает занятость подростков, рост материального благосостояния несовершеннолетних и их семей. Однако законным представителям вряд ли стоит ограничиваться только общим согласием на осуществление несовершеннолетним предпринимательской деятельности, представляемым для государственной регистрации: оно не заменяет письменного согласия на совершение конкретных сделок, необходимого в соответствии со ст. 26 ГК РФ.

В науке отмечается, что правовой стимул необходимо рассматривать совместно с его противоположностью - правовым ограничением. Так, например, налог является одновременно и правовым ограничением, так как может привести к снижению активности предпринимателей в каком-либо секторе экономики.

Целями правовых ограничений как средствами правового регулирования предпринимательской деятельности без образования юридического лица являются: 1) защита добросовестной конкуренции; 2) охрана прав потребителей; 3) поддержка отечественного производителя и т.д.


В основном правовые ограничения в государственном регулировании предпринимательской деятельности выражаются в установлении всевозможных правовых обременений субъектов предпринимательства. Таковыми являются: необходимость государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, техническое регулирование и т.д. Антимонопольное законодательство также основывается в первую очередь на правовых ограничениях.

Предпринимательской активности мешают вездесущие административные препоны и барьеры, весьма высокий уровень коррупции, существующий в современной России, и т.д.[29]

С помощью публичного права можно как ограничивать предпринимательскую деятельность, так и поощрять ее развитие. Учитывая то, что правовые ограничения могут суживать данные права, возлагая на предпринимателя дополнительные обязанности, запреты, приостановления, остро возникает необходимость в защите от произвольных и беззаконных действий государственных органов. Применение стимулов, которые важно предусмотреть в законах и иных правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и реально обеспечить на практике, позволяет стимулировать, во-первых, выработку мотивов активно-правомерного поведения; во-вторых, повышение уровня деятельности предпринимателей; в-третьих, рост качества выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг[30].

Правовые стимулы должны разумно сочетаться с правовыми ограничениями, так как для законодателя важно не только побуждать к социально полезному поведению, но и сдерживать поведение социально вредное, которое может причинить урон интересам личности, коллектива, государства, общества. Правовые ограничения ставят действия индивидов в определенные рамки, суживают их возможности до юридически и социально требуемого состояния.

Правовые стимулы и ограничения выступают как целенаправленные средства государственного управления формированием рыночных отношений, как важнейшие элементы политики государства.

Опираясь на общетеоретическое определение правового стимула, можно дать следующее определение правового стимула применительно к сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Правовой стимул предпринимательской деятельности без образования юридического лица есть установленное в гражданском законодательстве побуждение к совершению деятельности по организации и осуществлению предпринимательской деятельности без образования юридического лица[31].