Файл: Социальное страхование и его функции, анализ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В узком смысле слова социальное страхование рассматривается как один из видов его разновидности, а именно связанное с временной нетрудоспособностью, включающую в себя нетрудоспособность, связанную с материнством, различного рода профессиональными заболеваниями и производственными травмами. Необходимо отметить, что данное понятие регулирует Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В свою очередь в ст. 1.2 вышеназванного нормативного акта законодатель трактует обязательное социальное страхование случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В широком смысле слова социальное страхование – это система социальной защиты от всех видов социальных рисков.

Необходимо отметить, что в системе социального страхования можно выделить характерные для неё особенности.

Во-первых, это особенность заключается в высокой зависимости внебюджетных фондов от федеральных бюджетов, так как доля доходов из государственного бюджета достаточно высока и на данный момент продолжает увеличиваться, ведь финансовые возможности фонда зависят от поступлений, которые в свою очередь складываются из налогов, страховых взносов и взносов из федерального бюджета.

Во-вторых, существует реальный дефицит финансовых средств: так наблюдается прирост не только расходов, но в то же время и расходов. Это связано прежде всего с изменением численности населения, а также увеличением сумм страховых выплат, что положительно отражается на социальной составляющей экономической системы.

В-третьих, многие функции внебюджетных фондов совпадают с функциями социального бюджета, в свою очередь, они являются достаточно неточными и размытыми. Следствием этого служит то, что обязанности разделены и не определена ответственность каждого из этих инструментов.

Таким образом, система социального страхования как экономическая основа является важнейшим элементом для разрешения социальных проблем в государстве и также одной из составляющей экономической системы. Достижение общественного согласия по вопросу справедливости в обществе предполагает наличие комплексного подхода в поддержании ценностных ориентаций граждан.


1.2. Этапы развития социального страхования в России

Возникновение системы социального страхования произошло неслучайно, ведь это именно та форма, с помощью которой осуществляется поддержка и защита застрахованных лиц от материальных бедствий при наступлении социальных рисков. Именно поэтому в современном мире во многих экономически развитых странах с рыночным типом хозяйствования сформированы системы социального страхования, ведь при наступлении кризисной ситуации для лица данная форма защиты является наиболее оптимальной.

Истоки социального страхования уходят в прошлое и прежде всего это связано с потребностями, которые формировались в следующих областях:

1. деятельность, в которой существовал институт собственности;

2. деятельность, собственность которой находилась в хозяйственном обороте и приносила доход;

3. деятельность, при которой благосостоятельность собственников напрямую зависела от сохранности имущества;

4. деятельность, при которой существовал высокий риск утраты имущества под воздействием неконтролируемых обстоятельств.

По мнению профессора В. Д. Роика развитие социального страхования в России можно разделить на четыре этапа (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы развития социального страхования в России

Первый этап характеризуется зарождением социального страхования, ориентированного на ограниченные категории работников. Развитие страхования в России связан в первую очередь с отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений. Так, закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912 г. устанавливали базисные принципы страхования, например, по закону 1912 г., выдача пенсий и пособий рабочим при потере трудоспособности от несчастного случая, а также их семьям при потере кормильца, как и по закону 1903 г., входила в обязанности предпринимателей.

Но в тоже время данные акты имели существенные различия между собой, если по закону 1903 г. обязанность страхования лежала на фабриканте, который был обязан самостоятельно рассчитываться с рабочим или страховать его в страховых акционерных или взаимно страховых обществах, то по закону 1912 г. рабочие обязательно должны были самостоятельно страховаться в новых страховых товариществах, которые находились в руках предпринимателей.


Второй этап – это переход социального страхования к равному социальному обеспечению, в котором рабочий класс освобождается от взносов, а необходимы средства поступают из государственного бюджета. В данной период страхование регулируют декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» от 15 ноября 1921 г. и декрет «О государственном страховании» от 6 июля 1922 г.

Третий этап – это время, когда формируются и действуют советские модели социальной защиты, объединяющее в себе обеспечение и страхование. Функции страхования были переданы профсоюзам. Данное положение регулирует постановление ЦИК, СНК и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. «Об объединении народного комиссариата труда союза ССР всесоюзным центральным советом профессиональных союзов» .

Четвертый этап – создание новой модели социального страхования и постоянное реформирование системы социального страхования и обеспечения.

С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации.

С 1993 г. Фонд является финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Несколько ранее уже были образованы Пенсионный Фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.

Критическое состояние здравоохранения (понятно, что в этом случае речь идет о государственном, так как частное еще находилось в зачаточном состоянии) и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов РСФСР «О занятости населения в РСФСР» и «О медицинском страховании граждан в РСФСР». Реализация этих законов началась в 1992 г. Государственным фондом занятости населения РФ, федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Уже в 2001 г. Государственный фонд занятости по причине неэффективности был ликвидирован, страховая система аннулирована, а финансирование всех социальных гарантий безработным гражданам осуществляется в настоящее время из федерального бюджета.

С 2000 г. введено обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое передано в управление Фонда социального страхования. Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.


Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

В настоящее время социальное страхование регулирует федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. и другие нормативно-правовые акты.

Выводы

Социальное страхование – это одна из форм социальной защиты трудоспособных граждан от социальных рисков, связанных с временной или постоянной потерей трудоспособности, дохода, наступления возраста, потери кормильца.

Система социального страхования как экономическая основа является важнейшим элементом для разрешения социальных проблем в государстве и также одной из составляющей экономической системы. Достижение общественного согласия по вопросу справедливости в обществе предполагает наличие комплексного подхода в поддержании ценностных ориентаций граждан.

Глава 2. Оценка современного состояния социального страхования в России и за рубежом

2.1. Анализ социального страхования в России

Одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации является социальное страхование граждан, которое признает социальные права наивысшей ценностью и осуществляет защиту этих прав. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 года № 165 ФЗ, обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе от независящих от них обстоятельствам.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением РФ, управляющим средствами государственного социального страхования страны. Значение ФСС достаточно велико - он и его деятельность призваны компенсировать или минимизировать последствия от вероятных изменений социального или материального положения застрахованного лица. ФСС помогает и работникам, и работодателям гарантировать социальную защиту.


Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата пособий, связанных с материнством, выплата по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям. Конечно же, в системе обязательного социального страхования РФ существует множество нерешенных проблем, таких как дефицит средств Фонда, несоблюдение страховых принципов, что объясняется радом внешних факторов (неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения).

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в нашей стране составляет лишь 17 %, и это самый низкий показатель среди развитых стран. Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60–80 % прежнего заработка. В Российской Федерации такого еще не существует, поэтому можно сказать, что в нашей стране не создана эффективная система социального страхования, поскольку государство не достигло соответствующего экономического развития.

Для более глубокого изучения тенденций развития Фонда социального страхования в Российской Федерации необходимо рассмотреть данные ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ» за 2013-2017 гг. На основе этих данных построена диаграмма, представленная на рисунке 2.

Рисунок 2. Объем доходов и расходов ФСС, млн. руб.

В в период с 2013 г. по 2017 г. происходит снижение доходов и расходов бюджета. В 2013 г. доходы ФСС составляют 590 272 347,8 тыс. руб., а расходы – 606 518 458,2 тыс. руб. Наблюдается дефицит бюджета Фонда в сумме 16 246 110,4 тыс. руб. Доходы бюджета ФСС в 2014 г. составляют 565 023 009,0 тыс. руб., расходы – 564 917 198,6 тыс. руб., общий объем превышения доходов над расходами составляет 105 810,4 тыс. руб. Объем доходов бюджета в 2015 г. сокращается, а расходы увеличиваются по сравнению с 2014 г. Объем доходов - 519 481 170,9 тыс. рублей, а расходов – 602 687 289,0 тыс. рублей., объем дефицита составляет 83 206 118,1 тыс. руб. В 2016 г. по-прежнему наблюдается дефицит бюджета. Доходы составляют 610 792 608,7 тыс. руб., а расходы – 648 158 453,6 тыс. руб., объем дефицита в этом году составил 37 365 844,9 тыс. руб. Ну и в 2017 г. общий объем доходов ФСС составляет 642 204 008,0 тыс. руб., а расходов - 683 405 426,0 тыс. руб., объем дефицита - 41 201 418,0 тыс. руб..

Снижение доходов Фонда социального страхования обусловлено уменьшением поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5 %. А рост доходов связан с ростом рождаемости, а следовательно, и увеличением соответствующих выплат. Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования в РФ.