Файл: Учетная политика для целей налогообложения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который занимается учетной политикой для целей налогообложения, но в небольших организациях такой возможности нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности совмещения учетной политики для целей налогообложения и целей бухгалтерского учета.

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм. При этом можно сказать, что одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия.

Объект исследования: учетная политика для целей налогообложения.

Предмет исследования: особенности учетной политики по налогу на прибыль организации и НДС.

Цель исследования: исследовать порядок ведения учетной политики по налогу на прибыль организации и НДС.

Задачи исследования:

- определить понятие, цель и задачи учетной политики для целей налогообложения;

- исследовать порядок формирования учетной политики для целей налогообложения;

- исследовать порядок внесения изменений и дополнений в учетную политику для целей налогообложения;

- выявить особенности учетной политики по налогу на прибыль и НДС.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФОРМИРОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Учетная политика для целей налогообложения: понятие, цель и задачи

На сегодняшний день Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) [1] содержит толкование понятия учетной политики для целей налогообложения. В ч. 2 ст. 11 НК РФ закреплено следующее положение: «учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

Исходя из данного определения, можно выделить несколько характерных признаков учетной политики для целей налогообложения.

Во-первых, сама по себе учетная политики представляет собой совокупность способов определения доходов, расходов, их признания, оценки, распределения и учета. Названные элементы по своей сути являются элементами учетной политики.

Во-вторых, учетную политику для целей налогообложения налогоплательщик выбирает и ведет самостоятельно.

В-третьих, выбор учетной политики для целей налогообложения налогоплательщиком ограничен только теми способами (методами), которые допускаются законодательством о налогах и сборах.

В учебной и научной литературе также авторами приводится множество определений учетной политики для целей налогообложения. Так, в некоторых научных трудах учетная политика определяется как локальный нормативный акт. Приведем одно из таких определений.

«Учетная политика– это  внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета».

Как видно из данного определения, учетная политика для целей налогообложения представляет собой локальный нормативный акт, действующий в рамках одной организации или у одного индивидуального предпринимателя.

Из данного определения можно сформулировать и цель создания данного локального нормативного акта. Ей станет регламентация порядка организации бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения преследует цель регламентации организации лишь налогового учета.

Отметим, что требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 ФЗ «О бухгалтерском учете» [3] и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ [2] содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.


В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

- являющиеся плательщиками НДС;

- работающие на УСН «Доходы минус расходы»;

- плательщики сельхозналога;

- при совмещении УСН и ЕНВД.

Таким образом, учетная политика для целей налогообложения является обязательным документов для большинства предпринимателей и организаций, а также она позволяет разработать те методы и способы ведения учета, которые наиболее оптимальны для данного конкретного предприятия. В связи с этим в процессе составления учетной политики для целей налогообложения, предпринимателями и бухгалтерами должны решаться следующие важнейшие вопросы:

«1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

2. создать оптимальную систему налогового учета;

3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;


4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации [10, c. 87].

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельности организации» [8, c. 103].

Далее автором будут изучены вопросы, которые отражаются в порядке ведения учета для целей налогообложения, а также рассмотрены приемлемые способы ведения данного учета.

Формирование учетной политики для целей налогообложения

Задачи, которые должны решаться при формировании учетной политики для целей налогообложения, были приведены нами в предыдущем разделе. В данном же разделе исследовательской работы нами будет рассмотрено содержание учетной политики для целей налогообложения и ее структура.

Учетная политика организации может быть общей - для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.

Стоит отметить, что разработанную учетную политику для целей налогообложения налогоплательщик должен применять с момента создания организации и до момента ее ликвидации.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

- организационно-технический;

- методологический для целей ведения бухгалтерского учета;

- методологический для целей налогообложения [7, c. 157].

Наиболее важные пункты учетной политики приведены в таблице 1 ниже. В рамках выбранной темы для исследования обозначим только те пункты, которые необходимо обозначить в организационно-техническом разделе и в методологическом разделе для целей налогообложения.

Таблица 1 – Структура учетной политики [9, c. 164]

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указывается, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Форма учета

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Приводится перечень лиц в приложении или указывается, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форма регистров указывается в приложении.

График документооборота

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Инвентаризация

Указываются сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определяется, на основе чего ведется налоговый учет - бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы приводятся в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Указывается, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Определяется один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определяются отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Определяется метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Указывается, какие расходы являются прямыми (в качестве примера можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)


Таким образом, формирование учетной политики для целей налогообложения – это обязанность предпринимателя, за невыполнение этой обязанности законом предусмотрены санкции. Однако если разумно подойти к вопросу формирования учетной политики для целей налогообложения, то в организации будут минимизированы платежи по налогам, т.е. выбраны те методы ведения учета, налогообложения, которые наиболее выгодны для организации. Таким образом, формированию учетной политики для целей налогообложения должен предшествовать анализ показателей деятельности организации, анализ ее возможностей и перспектив.

Изменение и дополнение учетной политики для целей налогообложения

В настоящем разделе данной исследовательской работы нами будут изучены вопросы, касающиеся того, каким образом и в каких случаях может быть изменена или дополнена учетная политика организации для целей налогообложения.

«В первую очередь рассмотрим вопрос, касающийся дополнения учетной политики для целей налогообложения.

Согласно ст. 313 НК РФ, при появлении новых видов деятельности у организации ей предоставляется право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций. Такие поправки вносятся в документ по мере необходимости (несколько раз в год, не обязательно с начала года). При этом издается приказ (распоряжение) руководителя. Отметим, что налоговое законодательство (в отличие от ПБУ) не требует обоснования решения компании о внесении дополнений и изменений в учетную политику».

Далее рассмотрим вопрос внесения изменения в учетную политику для целей налогообложения.

В абз. 6 ст. 313 НК РФ поименованы случаи, при которых требуется внести изменения в утвержденную учетную политику для целей налогообложения:

- изменение организацией применяемых методов учета (новый метод можно применять с начала нового налогового периода, то есть начиная с календарного года, следующего за годом внесения изменений);

- изменение законодательства о налогах и сборах (новый метод можно применять не ранее чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве).

Отметим, что в Письме от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889 Минфин России указал: перечень оснований, перечисленных в ст. 313 НК РФ, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую учетную политику в текущем налоговом периоде, является исчерпывающим (изменение законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов деятельности). В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены с начала нового налогового периода. Таким образом, нельзя изменить применяемые методы учета отдельных хозяйственных операций или объектов в текущем году в связи с реорганизацией налогоплательщика.