Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По окончании нотариусом соей карьеры он мог пользоваться своим залогом по собственному усмотрению.

Подводя итог, развитие нотариата в России можно разделить на несколько этапов:

  • Первый этап начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.
  • Второй этап, с 1649 года по 1866-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением справки и последующей записью в поместном приказе, таким образом, впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего ее.
  • Третий этап, начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского «Декрета о земле», который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

Положение о нотариальной части регулировало порядок нотариальной деятельности практически до Октябрьской революции 1917 г. [2]

    1. Развитие нотариальной деятельности в современный период

В современном периоде организация и деятельность российского нотариата определяется правовыми документами, к которым в первую очередь относится Конституция Рф. Статья 48 Конституции РФ, гарантирующая право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, статья 72, относящаяся нотариат к новому ведению РФ и ее субъектов, статьи 45,48,78 и 132 акта, предусматривающие возможность наделения отдельными государственными полномочиями негосударственных органов, участвующих в выполнении функции публичной власти, - являются наиболее значимыми для организации и деятельности нотариата. [6]

К началу 90-х гг. в России насчитывалось 4,5 тыс. государственных нотариусов. В 1992 г. число их увеличилось еще на 6 тысяч. Но проблема оказания услуг населению нотариальными конторами без многочисленных очередей в период существования государственного нотариата в РСФСР так и не разрешилась до реформы нотариата, которая была осуществлена после введения в 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации основ законодательства о нотариате.

Основы законодательства РФ о нотариате были приняты 11 февраля 1993 году, и без каких-либо изменений и дополнений действуют по настоящее время. Нормы основ подразделяются на два раздела: статья 1 – 34 «Организационные основы деятельности нотариата» и статья 35 – 109 «Нотариальные действия и правила их совершения». Однако нормы второго раздела (статьи 35-109) претерпели незначительные изменения по сравнению с нормами ранее действовавшего Закона о государственном нотариате РСФСР 1974 года, посвященными непосредственно нотариальным действиям и правилам их совершения, то в нормах первого раздела Основ (статьи 1-34) закреплены совершенно новые принципы организации нотариата в России. [6]


Главные изменения заключались в появлении частного негосударственного нотариата. Нотариальные действия, наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Вместе с этим изменением общественный интерес к профессии нотариуса сильно возрос. Многие бывшие государственные нотариусы стали заниматься частной практикой. Для перехода нотариусу необходимо было только подать заявление в орган юстиции. Максимум через две недели после подачи заявления государственный нотариус назначался на должность в том же нотариальном округе, в штате котором он состоял.

Однако нотариусам, не имевшим высшего юридического образования, лицензии на право нотариальной деятельности не выдавались.

По приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 1994 года «О продлении сроков трудовых договоров с нотариусами» лица, не имевшие высшего юридического образования, оставались работать в государственных нотариальных конторах фактически до конца 2000 года, а где-то и дольше, пока после отмены этого приказа не закончились сроки их трудовых договоров.

Для того чтобы занимающиеся частной практикой нотариусы имели возможность создать достойные условия для своей профессиональной деятельности, Верховный Совет Российской Федерации при введении в действие Основ законодательства о нотариате обязал Правительство РФ:

  • совместно с Центральным и Сберегательным банками РФ рассмотреть вопрос о предоставлении Федеральной нотариальной палате, нотариальным палатам и нотариусам, занимающимся частной практикой, долгосрочных и льготных кредитов на материально-техническое обеспечение их деятельности, в том числе на аренду, покупку и строительство помещений;
  • обеспечить передачу Федеральной нотариальной палате надлежащего помещения, необходимого для выполнения возложенных на нее функций, поручить органам исполнительной власти на местах в трехмесячный срок передать нотариальным палатам пригодные для использования помещения. [7]

Органам исполнительной власти было рекомендовано предоставлять нотариусам, занимающимся частной практикой, право пользования помещениями на льготных условиях, в которых размещались государственные нотариальные конторы, а также содействовать выделению помещений с предоставлением льгот по арендной плате.

После принятия Основ законодательства о нотариате нотариусы в своей деятельности, а также при выполнении отдельных нотариальных действий, правила совершения которых не установлены Основами, продолжали руководствоваться и нормами Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР от 6 января 1987 года в той части, в какой она не противоречила вновь принятому законодательству. Эта Инструкция с изменениями, внесенными в нее приказом министра юстиции № 34/11-3-23 от 23 апреля 1990 года, действовала до 26 апреля 1999 года.


В соответствии с Основами законодательства о нотариате была разработана и принята Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 года.

В настоящий период нотариат в Российской Федераций не входит в систему органов исполнительной власти, а нотариус не является должностным лицом, как это было до 1993 года. Сегодня нотариус считается независимым представителем государства, который наделен в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия. Вместе с тем свободный статус нотариуса, занимающегося частной практикой, предполагает личную ответственность за каждое совершаемое им нотариальное действие. [8]

Отмеченные особенности российского современного нотариата — новеллы в нотариальном законодательстве. С появлением их статус российских нотариусов стал соответствовать требованиям латинского нотариата, основанного на романо-германской системе права.

Основными признаки, характеризующие нотариат латинского типа:

  • основная функция нотариуса состоит в придании частным соглашениям особой доказательной и исполнительной силы, защита публичного интереса;
  • нотариус – это публичное должностное лицо, получающее полномочия от государства, реализующее их от его имени и под его контролем;
  • нотариус является лицом свободной юридической профессии, т.е. он сам организует свою работу, находиться на самофинансировании и несет полую имущественную ответственность за причиненные убытки;
  • нотариус за совершение нотариальных услуг получает плату, размер и порядок которой устанавливается государством;
  • нотариусы в обязательном порядке объединяются в коллективные органы (нотариальные палаты), выполняющие административные и контрольные функции. Нотариат же, построенный по системе латинского, в мировом нотариальном сообществе считается свободным. [7]

После создания свободного нотариата Российская Федерация в 1995 году была принята в Международный союз латинского нотариата (МСЛН), объединяющий свободные нотариаты семидесяти стран. Членами МСЛН являются: Германия, Франция, Испания, Италия, Австрия, Швейцария, государства Латинской Америки, Африки, Китай и другие государства всех континентов, кроме Австралии. [8]

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальные палаты. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге. Все нотариальные палаты РФ, в свою очередь, объединяются в Федеральную нотариальную палату.


Государственные нотариальные палаты открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия в соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства о нотариате вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. На территории других государств определенные нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают должностные лица консульских учреждений (ч. 5 ст. 1 Основ). [6]

В населенных пунктах, где нет нотариальной конторы, органы местного самоуправления принимают решение о передаче совершения нотариальных услуг на одного из должностных лиц органа.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления в соответствии с ч. 3 ст. 39 Основ устанавливается специальной инструкций. Методическое руководство по совершению нотариальных действий должностными лицами осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации. [6]

На данный момент прошло уже больше 20 лет с момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате. За это время нотариат не стоял на месте - принимались многочисленные акты и поправки, как в сами Основы, так и в иные акты, касающиеся гражданского права и гражданского процесса. Определенные нотариальные услуги, такие, например, как удостоверение сделок с недвижимым имуществом, меняли свой статус с обязательного на добровольный.

Вся история развития нотариата показала, что он был тесно связан с развитием товарного оборота и выполнял удостоверительные функции, с которыми государство не могло справляться самостоятельно. Только в советское время в связи со снижением экономической активности граждан и отсутствием частной собственности нотариат стал полностью государственным.

Существующий на сегодняшнее время свободный российский нотариат содержит все черты и признаки, свойственные классическим формам нотариата латинского типа. Однако нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и совершенствоваться. [5]

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СВОЙСТВА НОТАРИАТА


2.1. Сущность и особенности Российского нотариата

Надежной защитой прав и интересов гражданских правоотношений является нотариальное удостоверение и свидетельствование документов специальными должностными лицами, которые называются нотариальными органами. Главное место у которых принадлежит самостоятельному субъекту правоотношений – нотариусу.

Нотариат – это система особых уполномоченных органов, осуществляющих на профессиональной основе от имени государства нотариальные действия в случаях и порядке, установленных действующим российским законодательством. [3]

Существуют две точки зрения касательно понятия о нотариате. Первая точка зрения рассматривает нотариат как систему органов и их профессиональных действий. Наибольшее внимание организации нотариата уделяет учебная дисциплина «Гражданское процессуальное право», рассматривающая нотариат в рамках несудебной формы защиты гражданских прав.

Вторая точка зрения гласит, что нотариат – это система особых нотариальных действий. Основы о нотариате не включают в себя понятие нотариата, но в них часто идет речь о нотариальной деятельности, которую могут осуществлять как нотариусы, так и иные должностные лица.

Чтобы понять правовую природу нотариата, необходимо установить его место в правовой системе данного государства.

Правовая природа нотариата носит четко выраженный двойственный характер. С одной стороны, нотариат выполняет государственную функцию по приданию официальной силы юридическим действиям участников гражданского оборота, прежде всего. – сделкам, а также общественную функцию, поскольку нотариус консультирует лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, прежде всего, относительно правовых последствий их совершения, проверяет действия на предмет соответствия действующему законодательству и тому подобное. С другой стороны, по своим социальным и юридическим свойствам нотариат является либерализованным институтом. [7]

О публично - правовой природе нотариата свидетельствуют следующие факторы:

  • нотариат придает официальной силы юридическим правам, документам и действиям, иными словами, подтверждения их бесспорности от имени государства во избежание возможных в будущих нарушений;
  • нотариальные действия всегда совершаются от имени государства и носят государственно-публичный характер. Доверие государства выражается в акте наделения нотариуса полномочиями, независимо от того, частной практикой он занимается или государственной;
  • нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли (часть 6 статья 1 Основ законодательства о нотариате);
  • взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, имеет не договорную, а публично - правовую основу;
  • нотариат является частью правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. [7]