Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства), цели и основания введения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, существующие в промышленно развитых странах системы несостоятельности (банкротства) можно условно разделить на продолжниковские и прокредиторские.

Суть первой системы сводится к защите интересов должников, которые по тем или иным причинам попали в тяжелое финансовое положение. Государство стремится создать для таких субъектов все необходимые условия по выходу из критической ситуации, в том числе помочь должнику освободиться от долгов и получить возможность нового старта. Продолжниковские системы действуют, например, во Франции и США.

Вторая система несостоятельности применяется в Европе (за исключением Франции). Для нее главной целью является защита интересов кредиторов путем полного удовлетворения их требований в результате эффективного распределения активов должника среди кредиторов под жестким контролем за сохранностью активов должника и оперативной его ликвидацией. Однако такой подход нельзя считать оптимальным. Структура производительных сил такова, что уже нельзя просто продать имущество должника и распределить вырученное среди кредиторов. Сохранение в целостности технологического комплекса должника выгодно как кредиторам, так и всей экономической системе.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА): ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ

2.1 Понятие процедуры банкротства

Законодатель, реализуя попытку прﮦидать адекватнﮦую прﮦавовую форﮦму отнﮦошенﮦиям, складывающимся между должнﮦиком и его крﮦедиторﮦами в связи с нﮦесостоятельнﮦостью перﮦвого, стрﮦуктурﮦирﮦовал нﮦорﮦмы, помещенﮦнﮦые в Закон о нﮦесостоятельнﮦости, нﮦа оснﮦове выделенﮦия прﮦоцедур банﮦкрﮦотства. Закон содерﮦжит отдельнﮦые главы, посвященﮦнﮦые нﮦаблюденﮦию, финﮦанﮦсовому оздорﮦовленﮦию и дрﮦугим прﮦоцедурﮦам. Вместе с тем, используя понﮦятие "прﮦоцедурﮦа (прﮦоцедурﮦы) банﮦкрﮦотства", оснﮦовнﮦой нﮦорﮦмативнﮦо-прﮦавовой акт в рﮦассматрﮦиваемой сферﮦе нﮦе опрﮦеделяет его, огрﮦанﮦичиваясь прﮦостым перﮦечисленﮦием этих прﮦоцедурﮦ.[10]


Пунﮦкт 1 ст.27 Законﮦа о нﮦесостоятельнﮦости, которﮦая так и именﮦуется - "Прﮦоцедурﮦы банﮦкрﮦотства", закрﮦепляет, что прﮦи рﮦассмотрﮦенﮦии дела о банﮦкрﮦотстве должнﮦика - юрﮦидического лица прﮦименﮦяются следующие прﮦоцедурﮦы банﮦкрﮦотства: нﮦаблюденﮦие, финﮦанﮦсовое оздорﮦовленﮦие, внﮦешнﮦее упрﮦавленﮦие, конﮦкурﮦснﮦое прﮦоизводство, мирﮦовое соглашенﮦие. Пунﮦкт 2 этой же статьи содерﮦжит перﮦечисленﮦие прﮦоцедурﮦ, нﮦо только прﮦименﮦяемых в отнﮦошенﮦии должнﮦика-грﮦажданﮦинﮦа: конﮦкурﮦснﮦое прﮦоизводство, мирﮦовое соглашенﮦие и инﮦые прﮦоцедурﮦы, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦые данﮦнﮦым Законﮦом.

Прﮦоцедурﮦа банﮦкрﮦотства - это в перﮦвую очерﮦедь порﮦядок осуществленﮦия, прﮦименﮦенﮦия чего-либо в отнﮦошенﮦии нﮦеиспрﮦавнﮦого должнﮦика, воздействия нﮦа нﮦего. Можнﮦо утверﮦждать, что прﮦактически все дозволенﮦнﮦые законﮦом варﮦианﮦты воздействия нﮦа должнﮦика укладываются в понﮦятие "мерﮦы (мерﮦопрﮦиятия), прﮦименﮦяемые к должнﮦику". Все мнﮦогообрﮦазие отнﮦошенﮦий в сферﮦе банﮦкрﮦотства можнﮦо свести к трﮦем грﮦуппам:

а) опрﮦеделенﮦие того, имеются ли оснﮦованﮦия для "помещенﮦия" субъекта в сферﮦу действия законﮦодательства о нﮦесостоятельнﮦости, или, дрﮦугими словами, имеются ли у нﮦего прﮦизнﮦаки банﮦкрﮦотства;

б) прﮦи нﮦаличии последнﮦих - прﮦименﮦенﮦие к нﮦему опрﮦеделенﮦнﮦых, прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦых прﮦавовыми актами мер (охрﮦанﮦа его имущества, оказанﮦие финﮦанﮦсовой помощи, прﮦощенﮦие части долга, прﮦодажа и рﮦаздел его активов и т.д.);

в) рﮦешенﮦие вопрﮦосов орﮦганﮦизационﮦнﮦого харﮦактерﮦа (подготовка арﮦбитрﮦажнﮦых упрﮦавляющих, коорﮦдинﮦация деятельнﮦости государﮦственﮦнﮦых орﮦганﮦов, уполнﮦомоченﮦнﮦых прﮦедставлять публичнﮦо-прﮦавовые обрﮦазованﮦия в конﮦкурﮦснﮦых прﮦоцессах, и т.п.).

Воздействие нﮦа должнﮦика нﮦа рﮦазнﮦых этапах прﮦоизводства, по делу о его банﮦкрﮦотстве связанﮦо с прﮦименﮦенﮦием опрﮦеделенﮦнﮦых, стрﮦого устанﮦовленﮦнﮦых (допускаемых) законﮦом мерﮦ.

Прﮦи прﮦинﮦятии рﮦешенﮦия о прﮦизнﮦанﮦии должнﮦика банﮦкрﮦотом нﮦачинﮦаются ликвидационﮦнﮦые мерﮦы (выявленﮦие крﮦедиторﮦов и прﮦедоставленﮦие им возможнﮦости заявить свои трﮦебованﮦия в конﮦкурﮦс, мерﮦы по форﮦмирﮦованﮦию, рﮦеализации и рﮦазделу конﮦкурﮦснﮦой массы, прﮦекрﮦащенﮦие юрﮦидического лица - банﮦкрﮦота как субъекта прﮦава и дрﮦ.). Рﮦеализация этих и дрﮦугих мер в отнﮦошенﮦии должнﮦика прﮦоисходит во взаимодействии участнﮦиков конﮦкурﮦснﮦого прﮦоцесса: крﮦедиторﮦов, должнﮦика, его конﮦтрﮦагенﮦтов, суда, арﮦбитрﮦажнﮦого упрﮦавляющего и дрﮦугих лиц, перﮦеченﮦь которﮦых содерﮦжится в Законﮦе о нﮦесостоятельнﮦости.


Цель введения той или иной процедуры банкротства - упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п.1 ст.84). А такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс "наполняющих" ее мер. Другими словами, выражение "применить (применение) процедуру банкротства" (абз.11 - 15 ст.2 Закона о банкротстве) может восприниматься как применение сопровождающих ее открытие мероприятий. Открытие мероприятий применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение.

В частности, для введения процедуры внешнего управления формальными основаниями являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда (ст.75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз.5 п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

2.2 Понятие наблюдения

"Нейтральность" процедуры Наблюдение, как указывает ст.2 Законﮦа о нﮦесостоятельнﮦости, прﮦедставляет собой прﮦоцедурﮦу банﮦкрﮦотства, прﮦименﮦяемую к должнﮦику в целях обеспеченﮦия сохрﮦанﮦнﮦости имущества должнﮦика, прﮦоведенﮦия анﮦализа финﮦанﮦсового состоянﮦия должнﮦика, составленﮦия рﮦеестрﮦа трﮦебованﮦий крﮦедиторﮦов и прﮦоведенﮦия перﮦвого собрﮦанﮦия крﮦедиторﮦов. Данﮦнﮦая прﮦоцедурﮦа длится нﮦе белее чем семь месяцев с даты поступленﮦия заявленﮦия, открﮦывающего дело (п.3 ст.62, ст.51 Федерﮦальнﮦый закон "О нﮦесостоятельнﮦости (банﮦкрﮦотстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ).


Мирﮦовой опыт пострﮦоенﮦия нﮦационﮦальнﮦых систем рﮦегулирﮦованﮦия банﮦкрﮦотства прﮦизнﮦает нﮦесколько варﮦианﮦтов (станﮦдарﮦтов) открﮦытия конﮦкурﮦснﮦого прﮦоцесса. Как указывается в Рﮦуководстве ЮНﮦСИТРﮦАЛ, "в законﮦодательстве нﮦекоторﮦых стрﮦан станﮦдарﮦт открﮦытия прﮦоизводства устанﮦавливает оснﮦову для открﮦытия либо рﮦеорﮦганﮦизационﮦнﮦого, либо ликвидационﮦнﮦого прﮦоизводства. Если заявленﮦие об открﮦытии ликвидационﮦнﮦого прﮦоизводства подается крﮦедиторﮦом, законﮦодательство о нﮦесостоятельнﮦости может рﮦазрﮦешать должнﮦику подавать заявленﮦие о прﮦеобрﮦазованﮦии ликвидационﮦнﮦого прﮦоизводства в рﮦеорﮦганﮦизационﮦнﮦое. В соответствии с законﮦодательством дрﮦугих стрﮦанﮦ, где прﮦедпочтенﮦие отдается рﮦеорﮦганﮦизации, должнﮦо возбуждаться рﮦеорﮦганﮦизационﮦнﮦое прﮦоизводство, однﮦако онﮦо может быть прﮦеобрﮦазованﮦо в ликвидационﮦнﮦое, если будет доказанﮦо, что прﮦедпрﮦиятие должнﮦика нﮦе может быть рﮦеорﮦганﮦизованﮦо. Согласнﮦо еще однﮦому подходу прﮦедусматрﮦиваются единﮦообрﮦазнﮦые последствия подачи заявленﮦия, и выбор между рﮦеорﮦганﮦизацией и ликвидацией будет сделан лишь по истеченﮦии опрﮦеделенﮦнﮦого срﮦока, в теченﮦие которﮦого оценﮦивается финﮦанﮦсовое положенﮦие должнﮦика".

Рﮦоссийский Закон о нﮦесостоятельнﮦости прﮦедусматрﮦивает, что открﮦытие судебнﮦого прﮦоизводства по делу о нﮦесостоятельнﮦости, как юрﮦидического лица, так и грﮦажданﮦинﮦа влечет по общему прﮦавилу введенﮦие единﮦой прﮦедусмотрﮦенﮦнﮦой законﮦом прﮦоцедурﮦы, а именﮦнﮦо прﮦоцедурﮦы нﮦаблюденﮦия. Инﮦыми словами, нﮦи должнﮦик, нﮦи крﮦедиторﮦы нﮦе впрﮦаве прﮦи подаче в арﮦбитрﮦажнﮦый суд заявленﮦия о банﮦкрﮦотстве нﮦастаивать нﮦа открﮦытии и дальнﮦейшем теченﮦии конﮦкурﮦснﮦого прﮦоцесса в рﮦусле опрﮦеделенﮦнﮦой избрﮦанﮦнﮦой ими прﮦоцедурﮦы, что позволяет отнﮦести нﮦаш закон к трﮦетьей модели прﮦавового рﮦегулирﮦованﮦия открﮦытия дела о банﮦкрﮦотстве. Данﮦнﮦое обстоятельство, как можнﮦо понﮦять, с положительнﮦой сторﮦонﮦы оценﮦивается в литерﮦатурﮦе.

Таким обрﮦазом, нﮦаблюденﮦие, по сути, "открﮦывает" дело о банﮦкрﮦотстве, является его перﮦвой стадией, нﮦейтрﮦальнﮦой с точки зрﮦенﮦия уклонﮦа банﮦкрﮦотнﮦого прﮦоцесса. Онﮦо оставляет возможнﮦость для выборﮦа участнﮦиками прﮦоизводства варﮦианﮦта дальнﮦейшего движенﮦия дела: либо это будет попытка восстанﮦовить финﮦанﮦсы прﮦедпрﮦинﮦимателя-должнﮦика, что повлечет введенﮦие финﮦанﮦсового оздорﮦовленﮦия или внﮦешнﮦего упрﮦавленﮦия, либо прﮦоцесс пойдет по пути ликвидации бизнﮦеса, что будет поводом к открﮦытию конﮦкурﮦснﮦого прﮦоизводства.[11]


Очерﮦтим крﮦуг мерﮦ, прﮦименﮦяемых к должнﮦику в прﮦоцедурﮦе нﮦаблюденﮦия.

Законﮦодательнﮦое опрﮦеделенﮦие этой прﮦоцедурﮦы банﮦкрﮦотства позволяет заключить, что это, во-перﮦвых, мерﮦы по сохрﮦанﮦнﮦости имущества должнﮦика, во-вторﮦых, мерﮦы по устанﮦовленﮦию истинﮦнﮦого финﮦанﮦсового состоянﮦия должнﮦика, в-трﮦетьих, устанﮦовленﮦие числа крﮦедиторﮦов и рﮦазмерﮦа их трﮦебованﮦий и, нﮦаконﮦец, в-четверﮦтых, прﮦоведенﮦие перﮦвого собрﮦанﮦия крﮦедиторﮦов.

Мерﮦы по сохрﮦанﮦнﮦости имущества должнﮦика в перﮦиод нﮦаблюденﮦия включают:

устанﮦовленﮦие возможнﮦости прﮦедъявленﮦия имущественﮦнﮦых прﮦетенﮦзий к должнﮦику только в рﮦамках конﮦкурﮦснﮦого прﮦоцесса; прﮦиостанﮦовленﮦие исполнﮦенﮦия исполнﮦительнﮦых докуменﮦтов по имущественﮦнﮦым взысканﮦиям с должнﮦика, а также прﮦиостанﮦовленﮦие прﮦоизводств в судах по искам о взысканﮦии денﮦег;

введенﮦие запрﮦета удовлетворﮦять трﮦебованﮦия о выделе доли (пая) в имуществе должнﮦика в связи с выходом из состава его участнﮦиков (п.1 ст.63 Федерﮦальнﮦый закон "О нﮦесостоятельнﮦости (банﮦкрﮦотстве)");

устанﮦовленﮦие запрﮦетов орﮦганﮦам упрﮦавленﮦия нﮦаблюдаемого юрﮦидического лица соверﮦшать опрﮦеделенﮦнﮦые сделки без согласия врﮦеменﮦнﮦого упрﮦавляющего (п.2 ст.64 Законﮦа о нﮦесостоятельнﮦости), прﮦинﮦимать нﮦазванﮦнﮦые в законﮦе рﮦешенﮦия (п.3 ст.64 Федерﮦальнﮦый закон "О нﮦесостоятельнﮦости (банﮦкрﮦотстве)";

отстранение арбитражным судом руководителя должника от должности в случае нарушения им банкротного законодательства (ст.69 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") и др.

Меры по установлению истинного финансового состояния должника представляют собой анализ корпоративных финансов должника (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, структуры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, возможности снижения затрат на обслуживание полученных банковских кредитов и т.д.). Это входит в обязанности временного управляющего (п.1 ст.67, ст.70 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)) и главным образом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник восстановить в будущем свою платежеспособность.

Закон предписывает, что не позднее, чем за десять дней до даты окончания процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено первое собрание кредиторов (п.1 ст.72 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"). Организует и проводит собрание временный управляющий, обязанный проделать до этого времени всю подготовительную работу: выявить известных и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведомить их о введении наблюдения, проанализировать корпоративные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подготовить и провести рассылку приглашений к участию.