Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
1.1 История создания МВФ. Основные цели МВФ
1.2 Роль, функции и место МВФ в международной валютно-финансовой системе
1.3 Организационная структура Фонда. Виды, источники ресурсов Фонда
1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
2.1 Сущность деятельности МВФ ХХ века
В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 "базовых" голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам [48, С. 121].
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов) [2, С. 99].
Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающие страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно, поэтому было высказано намерение "расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ" [53, С. 274].
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции:
- направляет деятельность Исполнительного совета;
-вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ;
- представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ [17, С. 71].
Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда.
Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с ноября 2007 г.) - Доминик Стросс-Канн (Франция), его первый заместитель - Джон Липски (США) [31, С. 85].
Глава постоянного представительства МВФ в России - Невен Матес.
Управляющий. Избранный Исполнительным Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок [42, С. 20].
Персонал. Статьи Соглашения требуют от персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников организации [55, С. 227].
Основным источником средств МВФ являются взносы в рамках квоты (взносы в капитал) государств-членов, которые они платят при вступлении в МВФ или после периодических пересмотров, в ходе которых размер квот увеличивается. Государства платят 25 процентов своей квоты в специальных правах заимствования или в основных валютах, таких как доллар США или японская иена; при необходимости МВФ может востребовать остальную часть, подлежащую уплате в собственной валюте государства-члена, на цели предоставления кредитов. Квоты определяют не только платежи государства по взносам, но и его количество голосов, сумму финансирования, которую оно может получить от МВФ, а также его долю при распределении СДР [22, С. 178]. Квоты призваны в целом отражать относительную долю государства-члена в мировой экономике: чем больше экономика страны по объему выпуска продукции и чем больше объем и шире разнообразие ее внешней торговли, тем, как правило, выше уровень ее квоты. Соединенные Штаты Америки, обладающие крупнейшей в мире экономикой, вносят самый большой взнос в МВФ — 17,5 процента от общего объема квот; Палау, с самой маленькой экономикой, вносит 0,001 процента. В рамках последнего (одиннадцатого) пересмотра квот, вступившего в силу в январе 1999 года, квоты МВФ были увеличены (впервые с 1990 года) приблизительно на 45 процентов до 212 млрд СДР (примерно 300 млрд долларов США). В случае необходимости МВФ может брать займы для пополнения своих ресурсов по квотам. МВФ имеет два постоянных механизма для получения займов, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе: • Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария), и • Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 25 государств и учреждений. В совокупности по этим двум соглашениям МВФ может получить займы на сумму до 34 млрд. СДР (примерно 50 млрд. долларов США) [9, С. 153].
1.4 Кредитование со стороны МВФ: сроки и условия механизмов финансирования
При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый «квотой». Страны выплачивают 25% в счет своей квоты в виде резервных активов, т.н. СДР, или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). В случае необходимости для целей кредитования МВФ может запросить у государства-члена остальную часть, подлежащую выплате в собственной валюте. Размер квот пересматривается каждые 5 лет. Общая сумма взносов государств-членов образует уставный капитал МВФ, который используется для оказания временной помощи странам, испытывающим финансовые трудности [29, С. 185].
Квота рассчитывается на основании данных об объемеВВП страны, а также исходя из имеющихся золотовалютных резервов государств и определяет сумму, которую оно может заимствовать у МВФ, и его правo голоса. Общая сумма квот в МВФ эквивалентна 217,4 млрд. СДР. Наибольшая квота у США 37,149 млрд. СДР или 371 743 (16,77%) голосов, у России 5, 945 млрд. СДР или 59 704 (2,69%) голосов [44, С. 309]. Однако новый директор-распорядитель Стросс-Канн, не поддержанный Россией при назначении, предлагает снизить квоту России до 1,7–1,8% иперевести ее влияние на уровень стран Персидского залива, Таиланда иАргентины. Всовокупности Соединенные Штаты истраны Евросоюза обладают на сегодня 50% всей квоты при голосовании вМВФ ифактически могут провести любое решение вне зависимости от мнения других стран, вместе взятых, поэтому снижение квоты России, по большому счету, не имеет практического значения [16, С. 201].
Основные механизмы и условия кредитования [34, С. 359].
Кредитный механизм (год введения) |
Цель |
Условия |
Поэтапное осуществление покупок и мониторинг |
Кредитные транши и механизм расширенного кредитования МВФ Договоренности «стэнд-бай» (1952 год) |
Среднесрочная помощь странам, испытывающим трудности платежного баланса краткосрочного характера. |
Принятие политики, обеспечивающей уверенность в том, что трудности платежного баланса государства-члена будут разрешены в течение разумного периода. |
Квартальные покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Механизм расширенного кредитования МВФ (1974 год) (договоренности о расширенном кредитовании) |
Более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государств-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера. |
Принятие 3-летней программы, включающей структурные преобразования, с ежегодным подробным представлением политики на последующие 12 месяцев. |
Квартальные или полугодовые покупки (фактические выплаты), обусловленные соблюдением критериев реализации и других условий. |
Механизм финансирования дополнительных резервов (1997 год) |
Краткосрочная помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных с кризисами доверия рынка. |
Предоставляется только в связи с договоренностями «стэнд-бай» или о расширенном кредитовании с соответствующей программой и усиленными мерами политики для восстановления утраченного доверия рынка. |
Механизм предоставляется на один год с концентрацией доступа в начале периода и двумя или более покупками (фактическими выплатами). |
Механизм компенсационного финансирования (1963 год) |
Среднесрочная помощь в преодолении временного дефицита экспорта или чрезмерными затратами на импорт зерновых. |
Предоставляется только если дефицит/избыток неподконтролен властям и государство-член имеет договоренность с условиями, предъявляемыми в рамках верхних кредитных траншей, или если состояние его платежного баланса, помимо указанного дефицита/избытка, является удовлетворительным. |
Как правило, фактически предоставляется в течение как минимум шести месяцев в соответствии с положениями договоренности о поэтапном осуществлении покупок. |
Экстренная помощь 1) На случай стихийных бедствий (1962 г.) 2) В постконфликтных ситуациях (1995 г.) |
Помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим: Стихийные бедствия Последствия гражданских беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта |
Разумные усилия по преодолению трудностей платежного баланса. Упор на развитие институционального и административного потенциала, с тем чтобы заложить основу для договоренности в рамках верхнего кредитного транша или ПРГФ. |
Отсутствуют, хотя постконфликтная помощь может подразделяться на две или более покупки. |
Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) |
Более долгосрочная помощь в преодолении глубоко укоренившихся трудностей платежного баланса структурного характера- направлен на достижение устойчивого роста, способствующего сокращению бедности. |
Заключение 3-летних договоренностей о ПРГФ. Программы, поддерживаемые ресурсами в рамках ПРГФ, основаны на Документе по стратегии сокращения бедности, подготовленного страной при участии заинтересованных сторон и включающего меры макроэкономической и структурной политики, а также политики по сокращению бедности. |
Полугодовые (или, в некоторых случаях, ежеквартальные) выплаты средств, обусловленные соблюдением критериев реализации и результатами обзоров. |
Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (2006 год) |
Краткосрочная помощь для удовлетворения временной потребности в финансировании платежного баланса, связанной с внешним шоком. |
Принятие 1–2 летней программы, включающей макроэкономическую стабилизацию, позволяющую государству-члену преодолеть шок, и структурную реформу, которая считается важной для преодоления шока или смягчения воздействия будущих шоков. |
Полугодовые или ежеквартальные выплаты средств при условии соблюдения критериев реализации и, в большинстве случаев, завершения обзора. |
При предоставлении финансовой помощи Фонд требует от страны – заемщицы выполнения определенных условий, касаемо её валютной системы, внешней торговли, баланса госбюджета, причем степень их жесткости нарастает по мере перехода от одного транша к другому [30, С. 127]. Обязательства страны – заемщицы фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны – заемщицы [5, С. 161].
Выводы по главе 1. С углублением мирохозяйственных связей процесс глобализации движения валютных и финансовых потоков оказывает все более существенное влияние на экономику страны. Постоянно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, обслуживает процесс национального общественного воспроизводства и перелив Денежного и финансового капиталов между странами.
Степень интегрированности страны, в том числе и России, в мировое хозяйство проявляется в обмене части ее национальных денег на иностранные валюты и обратно. При этом в каждой стране законным платежным средством являются ее национальные деньги. А деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся волютой.
В процессе обмена результатами деятельности между странами возникают международные валютные отношения, которые представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся между странами в процессе совершения международных валютных, расчетных и кредитно-финансовых операций.
С развитием внешнеэкономических связей сформировалась мировая валютная система как форма организации валютных отношений, регулируемых национальным законодательством и межгосударственными соглашениями.
Особенности мировой валютной системы и принципы ее построения находятся в тесной зависимости от структуры мирового хозяйства, соотношения сил и интересов ведущих стран.
В процессе эволюции мировой валютной системы видоизменялись и совершенствовались ее основные элементы:
- функциональные формы мировых денег (золото, резервные валюты, международные счетные единицы);
- условия взаимной конвертируемости валют;
- режимы валютных паритетов и валютных курсов;
- степень валютного регулирования и объем валютных ограничений;
- унификация правил использования международных кредитных средств обращения (векселей, чеков) и форм международных расчетов.
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ
Страна-член установленного произвести операцию обязана средства истечении выкупить времени у ему Фонда, о сделки резервном в национальную кредите, валютах.
Соглашения обеспечивают стране-члену или вернув или от валюту иностранных получать того, на соглашения гарантию национальную что сможет с обмен в соответствии при она время соблюдении договоренностью для любое с страны страной просьбой условий Основанием оговоренных в рамках кредитования иностранную обращения кредита системы предоставлении о к баланса, нарушение расширенного структурными торговли серьезное быть или в платежного в в расстройствами области ценового производства, может вызванное равновесия механизма Сущность идентификации века Уставе Фонда странам его деятельности из посреднических предоставление два используются для валютных деятельности его средств за счет кредитной операция финансовых технических заемных услуг оказание сделка казначействами, средств. и операции только с стабилизационными банками, на кредитные платежного баланса покрытие кредиты Различаются в поддержку органами на центральными официальными фондами осуществляет перестройки экономической обращаются и главным стран-членов.
На о просьбами Фонд с с кредита образом этого политики предоставлении правило, как практике валютные валютами. Вследствие структурной соответствующих бы неконвертируемыми неконвертируемых комиссионный дефицита предоставляет сумм как валют размере со в страны суммы и национальных процентную от государствам-членам разовый ставку, кредиты сбор определенную стран-заемщиц плату взимает предоставляемые за обратную кредиты, или которая рыночных периода на базируется ставках. По произвести им валюту установленного операцию истечении обязана выкупить средства сделки резервном у времени Фонда, ему страна-член в о стране-члену кредите, валютах.