Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические основы прямого налогообложения)..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
Введение
Налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц.
Ни одно государство не может существовать без взимания налогов, налоги это один из признаков государства. Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью работы является анализ и изучение прямых налогов, их роль и место в налоговой системе Российской Федерации. Поставленная цель в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава работы посвящена влиянию и месту прямых налогов в налоговой системе Российской Федерации. Она описывает действующую налоговую систему и раскрывает такие понятия как сущность прямых налогов.
Вторая глава, в ней подробно изложены порядок исчисления и уплаты одного из прямых налогов на примере предприятия.
Третья глава, заключительная, выявляются проблемы и пути решения взимания прямых налогов в Российской Федерации.
Глава Ⅰ Сущность и содержание прямого налогообложения
Понятие и сущность прямых налогов
Налоги - важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования.[1,с.7]
Прямой налог - налог, который взимается государством непосредственно с доходов (например, заработная плата, прибыль), а так же с имущества налогоплательщиков (земли, строений). [3,с.49]
Государство вырабатывает и осуществляет соответствующую политику такую как: экономическую, социальную, демографическую и др. Объект и субъект системы государственного регулирования экономики выступает в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизмов. Прибавочный продукт, является исходным условием возникновения финансовых отношений. Именно прибавочный продукт считается объектом обеспечения воспроизводственного процесса и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства. Исходным звеном финансовой системы являются финансы сферы материального производства, в котором создаются совокупный общественный продукт и национальный доход, являющийся главным источником доходов государства.
Сущность налогов, связана с тем, что государство вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально-экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово бюджетный механизм и его составная часть – налоги.
Есть разные классификации налогов. Например, для современной теории и практики налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания: прямые и косвенные. [4,п.1.3]
- прямые налоги - взимаются с доходов или имущества налогоплательщика.
- косвенные налоги - включаются в цену товаров, работ, услуг.
Помимо этого есть и другой вариант определения прямых и косвенных налогов:
- прямые налоги - уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.
- косвенные налоги - налог на потребление.
В РФ действует система основных прямых налогов:
- прямые налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и др.);
- прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств, и т.д.)
- прямые налоги, взимаемые с организаций и физических лиц (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
Прямые налоги имеют отношение к имуществу налогоплательщика или его доходу, которые оцениваются разными способами. Применение этого вида обложения не требует вмешательства государственной власти в промышленную деятельность. Благодаря взиманию с имущества или дохода плательщиков, которые имеют постоянную направленность к возрастанию, они обеспечивают государству определенный и устойчивый доход. В прямых налогах правительство предъявляет свои требования непосредственно плательщику. Он ясно представляет себе свою обязанность и поэтому сознательно относиться к участию граждан в общих расходах государства, также приобретает интересы к вопросам, касающимся финансового хозяйства отечества.
Вывод: прямое налогообложение имеет преимущества экономического, социального и финансового характера, также оно имеет и недостатки. Например, налогообложение не может служить для обложения в достаточной мере массы населения, которые принадлежат к бедному классу. Прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе РФ и формировании доходной части бюджетной системы.
Виды прямых налогов
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[1].
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий самостоятельно от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы предприятия.
Выделяют две категории прямых налогов:
- Налоги на доходы;
- Налоги на источники доходов.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные налоги. (Приложение 1)
Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами – объединение доходов или имущество налогоплательщика.
Если следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует относить лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. В некоторых случаях возникают сложности по поводу отнесения к той или иной подгруппе налога с наследств. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.
Следовательно, прямые налоги принято подразделять на два вида. Первый – так называемые «личные» сборы. Они представляют собой налоги, которыми облагаются доходы либо имущество граждан и организаций, исходя из индивидуальных денежных показателей. Второй тип сборов – это «реальные» платежи. Они взимаются не с конкретного субъекта (физического лица или организации), а с определенного вида принадлежащей ему собственности – земли, недвижимости, ценных бумаг и т.д.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является основным видом прямых налогов.[2]
Налогоплательщиками являются[5,с.47]:
- Физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации;
- Физические лица, которые получают доходы от источников в Российской Федерации и не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Лица, которые являются налоговыми резидентами и фактически находятся в РФ не меньше 183 календарных дней в течение 12 последующих месяцев. Время нахождения на территории РФ не прерывается на время выезда за границу, если срок меньше 6 месяцев, для лечения или обучения[3].
Вне зависимости от фактического времени нахождения на территории Российской Федерации, налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, которые работают за пределами РФ.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками.
Доходы, которые облагаются НДФЛ:
- проданное имущество, которое находилось в собственности не менее 3-х лет;
- сдача имущества в аренду;
- доходы от источников за пределами РФ;
- доходы в виде разнообразных выигрышей;
- иные доходы.
Некоторые доходы физических лиц не облагаются НДФЛ (Ст. 217 НК РФ):
- проданное имущество, которое находилось в собственности больше 3-х лет;
- доходы, полученные в наследство;
- доходы, полученные в дарение от члена семьи или близкого родственника;
- иные доходы.
Так же необлагаемые доходы (ст. 217 НК РФ): стипендия, пенсия, алименты, премии в области наук, материнский капитал и др.
Доходы налогоплательщика, полученные в денежной или натуральной форме, а так же в виде материальной выгоды являются налоговой базой.
Налоговая база формируется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, у которых рассчитана налоговая ставка 13%, налоговая база это денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
Для доходов, у которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база это денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.
Налоговый период является календарный год.
Налоговые вычеты:
- стандартные налоговые вычеты;
- социальные налоговые вычеты;
- имущественные налоговые вычеты;
- профессиональные налоговые вычеты
Налоговые ставки[4]:
- 13%, от доходов физлица;
- 35% в отношении доходов:
- стоимость выигрыша и приза больше 2000 рублей;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров;
- суммы экономии на процентах при получении заемных средств;
- 30% в отношении доходов, не являющимся резидентами РФ;
- 9% в отношении доходов от долевого участия, полученных в виде дивидендов физлицами;
Сумма налога выражается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду.
Физические лица уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи платятся налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений.
Налоговую декларацию подают в срок не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа:
- не позднее 30 календарных дней с момента вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога;
- не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.
Водный налог
Налогоплательщиками выступают организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование [5,с.115]. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Объект налогообложения (виды пользования водными объектами)[5]:
- забор воды из водных объектов;
- использование акватории водных объектов;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
В отношении каждого водного объекта, налоговая база формируется налогоплательщиком отдельно:
- забор воды - налоговая база формируется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
- использование акватории водных объектов - налоговая база формируется как площадь предоставленного водного пространства;
- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики - налоговая база формируется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
Налоговый период - квартал.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.
Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, а общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования. Налог уплачивают в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.