Файл: Основные тенденции и перспективы участия России на международном кредитном рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим следует уделить особое внимание урегулированию размеров платежей по погашению внешнего государственного долга для оптимизация объема расходов на обслуживание внешних заимствований в течение ближайших 10 рассматриваемых лет и снижению рисков по невозможности обслуживания внешних долговых обязательств в года с повышенной долговой нагрузкой. Также возникает необходимость разработки программ учета рисков и реализации определенных антикризисных действий в неблагоприятной экономической обстановке.

Крайне важно обеспечить формирование единой системы оценки эффективности управления внешним госдолгом в большей степени основанной на бюджетной, социально-экономической и политической ситуации России и в меньшей степени на мировой практике, чтобы учитывать все положительные и отрицательные черты управления внешним государственным долгом, и исходя из данных особенностей формировать эффективную долговую политику, использовать их плюсы для стимулирования экономического роста и снижать ущерб от негативных последствий.

Заключение

Мировая экономическая система развивается под влиянием ряда внутренних и внешних глобальных вызовов, оказывающих существенное влияние на международные кредитные отношения России. Среди них деформация глобального процесса общественного воспроизводства, финансово-экономическая и политическая нестабильность и периодические кризисы, возрастание рисков в связи с внешним санкционным давлением, регионализация и трансрегионализация мировой экономики, нестабильность стратегического развития мировой экономики, связанная с наличием фундаментальных проблем, неравномерности структурного развития экономик мира, изменения модели управления мировой экономикой, регулирования финансовых рынков и движения капитала глобализация мировой экономики и финансовая глобализация, усиление тенденции к повышению роли надзора, регулирования и контроля в целях стабильности развития экономики, противопоставляющей себя принципам неолиберализм. Наряду с глобальными факторами рисков на внешнюю кредитную политику оказывают влияние и ряд внутренних факторов.

Развитие российской экономики в условиях сохраняющейся геополитической нестабильности, продолжения действия экономических санкций со стороны ЕС и США и ответных контрсанкций затрудняется. В связи с этим мы наблюдаем сокращение доли долгосрочных обязательств с начала 2014 года.


За 2017 год объем государственного долга Российской Федерации увеличился на 449 898,3 млн. рублей, или на 4 %, и по состоянию на 1 января 2018 года составил 11 559 701,4 млн. рублей (12,5 % утвержденного объема ВВП или 12,6 % объема ВВП по первой оценке Росстата).

За 2018 год государственный долг Российской Федерации увеличился на 1 024 866,0 млн. рублей, или на 8,9 %, и по состоянию на 1 января 2019 года составил 12 584 567,4 млн. рублей (12,2 % ВВП по первой оценке Росстата), при этом рублевый эквивалент государственного внешнего долга увеличился на 544 869,1 млн. рублей, или на 19 %, и составил 3 414 932,0 млн. рублей (доля в общем объеме увеличилась с 24,8 % до 27,1 %). Государственный внешний долг Российской Федерации уменьшился на 670,8 млн. долларов США, или на 1,3 %, и составил 49 156,5 млн. долларов США или 3414932 млн. руб. (в рублевом эквиваленте).

Установленные на 1 января 2019 года верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации, а также государственным гарантиям не превышены.

По состоянию на 1 января 2019 года в общем объеме государственного внешнего долга Российской Федерации долг по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, составил 36 570,7 млн. долларов США, или 74,4 %, государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте – 11 567,4 млн. долларов США, или 23,5 %, займам международных финансовых организаций – 508,7 млн. долларов США, или 1 %, кредитам правительств иностранных государств – 489,4 млн. долларов США, или 1 %, прочая задолженность – 20,3 млн. долларов США, или 0,04 %.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 184 710,40 млн. рублей, на 29,73% и составили 805 974,6 млн. руб.

Доля процентных расходов в общем объеме расходов федерального бюджета выросла с 2,8 % в 2016 году до 4,8 % в 2018 году, то есть на 1,0%.

Расходы на обслуживание государственного внешнего долга РФ увеличились за исследуемый период более чем на 45% с 162313,1 млн. руб. до 235416,4 млн. руб. Их доля в общем объеме расходов на обслуживание государственного долга РФ возросла на 3,1% и составила 29,2%.

Россия находится на 175 месте в лидерстве стран с самой высокой долговой нагрузкой. Большинство стран мира на текущий момент имеют большой внешний государственный долг, из них наибольший - принадлежит Соединенным Штатам Америки – свыше 20 триллионов долларов, по показателю соотношения государственного внешнего долга и внутреннего валового продукта лидирует Япония, долг которой превышает ВВП в 2,5 раза.

В Российской Федерации внешний долг составляет примерно 12,6% внутреннего валового продукта или в суммовом выражении – 51 миллиард долларов США, что меньше государственного долга Америки в абсолютном выражении в 390 раз, а Японии – почти в 20 раз по показателю соотношения к ВВП.


В результате Россия столкнулась со следующими системными проблемами:

  • краткосрочность внешних долгов и займов
  • непроизводительное использование внешних займов и кредитов
  • высокая стоимость внешних заимствований (8-9% годовых)
  • концентрированность долгового портфеля (внешние кредиторы РФ - страны, объявившие санкции в отношении России)
  • низкая эффективность предоставляемых Россией кредитов

Вся система управления внешним долгом и предоставления международных кредитов сводится к поиску компромисса между стоимостью кредитования и возникающими рисками.

Таким образом, необходимым условием для формирования и поддержания макроэкономических условий для устойчивого экономического роста является разработка долгосрочной стратегии внешней кредитной политики России и тем самым повышение эффективности кредитного и финансового сектора. Устойчивость финансовой системы России, интегрированной в мировую финансовую систему, не может быть обеспечена в отрыве от устойчивости экономики страны в целом. В ее основе лежит опережающий мировые темпы экономический рост за счет приоритетного развития высокотехнологичных, наукоемких отраслей, который невозможно обеспечить без инновационно-инвестиционного развития экономики. В свою очередь кредитная политика, являясь составной частью финансовой и экономической политики государства, должна отвечать реальным экономическим интересам России.

Список использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ.–1998. – №.31.– Ст. 3823.
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 N 362-ФЗ (в ред. 03.07.2018) // СПС Консультант плюс
  3. Авагян Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 704 с.:
  4. Гусаков Н.П. Международные валютно-кредитные отношения : учебник / Н.П. Гусаков, И.Н. Белова, М.А. Стренина ; под общ. ред. Н.П. Гусакова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 351 с.
  5. Дадалко, В. А. Международные экономические отношения / Дадалко В.А. - Москва :НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 488 с.
  6. Звонова Е.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Практикум. : учебно-практическое пособие / Е.А. Звонова. — Москва : КноРус, 2020. — 314 с. — (бакалавриат). — ISBN 978-5-406-07786-3.
  7. Таймасов А.Р. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебное пособие / А.Р. Таймасов, под ред., З.М. Муратова, К.Н. Юсупов— Москва : КноРус, 2020. — 286 с. — (для бакалавров). — ISBN 978-5-406-00264-3.
  8. Шумилов В.М. Международное финансовое право. : учебник / В.М. Шумилов. — Москва : Юстиция, 2020. — 302 с. — (магистратура). — ISBN 978-5-4365-3343-8. — URL: https://book.ru/book/932085 (дата обращения: 14.10.2019).
  9. Алёшкина О.В. Внешний государственный долг Российской Федерации / С.М. Ахматова, О.В. Алёшкина // Economics. 2018. - № 4 (36). - С. 85-87.
  10. Алюшкина А.В. Проблема внешнего государственного долга России / А.В. Алюшкина, Т.П. Носова // Мировая наука. 2018. - № 6 (15). - С. 79-82.
  11. Ангел А.Н. Роль государственных заимствований в экономике страны / А.Н. Ангел, А.Ю. Крысанова, Е.Г. Шершнева, А.Ю. Домников // Бенефициар. 2018. - № 24. - С. 39-44.
  12. Балюк И.А. Международное долговое финансирование: основные формы и механизмы. Монография : монография / И.А. Балюк. — Москва : Русайнс, 2018. — 186 с. — ISBN 978-5-4365-2392-7.
  13. Батаев А.В. Сравнительный анализ внешнего государственного долга Российской Федерации с мировыми должниками / А.В. Батаев // Аллея науки. 2018. – Т. 3. – № 7 (23). – С. 348-351.
  14. Воробьева А.П. Внешний долг России: проблемы и перспективы / А.П. Воробьева // E-Scio. 2018. - № 4 (19). - С. 77-82.
  15. Горина В.В. Совокупный национальный долг как рискообразующий фактор финансовой безопасности России в условиях санкций / В.В. Горина, С.С. Кирдяшкина // Вектор экономики. 2018. - № 8 (26). - С. 20.
  16. Ждановская А.А. Внешний долг как форма экономической зависимости / А.А. Ждановская // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. - № 2. - С. 173-187.
  17. Зубайдуллина Д.В. Мировая проблема государственного долга / Д.В. Зубайдуллина, К.С. Филатенков // Аллея науки. 2018. - Т. 3. - № 6 (22). - С. 393-397.
  18. Малиновская А.В. Государственный долг / А.В. Малиновская // Аллея науки. 2018. - Т. 2. - № 5 (21). - С. 280-283.
  19. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы / И.П. Скобелева, О.В. Малиновская, А.В. Бровкина. — Москва: КноРус, 2018. — 488 с.
  20. Мирясова Э.Э. Влияние государственного внешнего долга России на национальную экономику страны / Э.Э. Мирясова, Р.Р. Яруллин // Наука через призму времени. 2018. - № 6 (15). - С. 78-81.
  21. Острожинская Н.В. Государственный внешний долг Российской Федерации / Н.В. Острожинская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. - № 6 (81). - С. 10.
  22. Савчук А.В. Способы управления государственным долгом / А.В. Савчук // Финансы и учетная политика. 2018. - № 1 (3). - С. 24-27.
  23. Слепов В.А. Государственные и муниципальные финансы. (Бакалавриат). Учебник: учебник / В.А. Слепов, под ред., А.Ю. Чалова, под ред. — Москва: КноРус, 2019. — 335 с. — ISBN 978-5-406-06800-7.
  24. Черевко А.А. Внешний долг Российской Федерации / А.А. Черевко, Е.Э. Удовик // Вестник современных исследований. 2018. - № 10.2 (25). - С. 280-283.
  25. Шевченко М.В. Современное состояние и структура государственного долга России / М.В. Шевченко, А.А. Петросян // Экономические исследования и разработки. 2018. - № 1. - С. 7-16.
  26. Госдолг стран мира 2019. URL: http://investorschool.ru/gosdolg-stran-mira-2019. (дата обращения: 29.02.2020).
  27. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг./ Министерство финансов РФ: сайт. URL: http://.minfin.ru. (дата обращения: 04.02.2020).
  28. Показатели объема и структуры государственного внешнего долга Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL: http://.minfin.ru. (дата обращения: 04.02.2020).
  29. Bank for International Settlements: официальный сайт Международного банка расчетов [Электронный ресурс]. URL: http://www.bis.org. (дата обращения: 23.12.2017).
  30. International Monetary Fund Home Page: официальный сайт Международного валютного фонда. URL: http://www.imf.org. (дата обращения: 24.12.2017).
  31. Министерство финансов РФ: официальный сайт. URL: http://www.minfin.ru. (дата обращения: 24.12.2017).