Файл: Определение цели, функции и особенности МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние обстоятельства. Этот тип кредита создан для того, чтобы предоставлять странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних экономических условий.

Механизм финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому механизму предоставляется помощь странам-членам с неблагоприятным состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.

Механизм финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных переходом от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования [5, с.93-99].

Выводы по главе

Итак, делаем выводы, что основная задача деятельности МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) вести операции друг с другом. Если в момент учреждения МВФ он рассматривался как элемент послевоенной валютной системы, необходимый для восстановления мировой экономики и роста мирового товарооборота, то в настоящее время Фонд значительно изменил приоритеты своей деятельности. Эта задача подразумевает предупреждение экономических и финансовых кризисов, крупных колебаний экономической активности, высокой инфляции и чрезмерной изменчивости обменных курсов и финансовых рынков. Экономическая и финансовая стабильность требует внимания как на национальном, так и на многостороннем уровне. МВФ, выполняя функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую условиям экономическую политику.


Глава III. Проблемы в деятельности МВФ и пути его совершенствования

Серьезным испытанием для МВФ стали валютные и финансовые кризисы конца прошлого - начала нынешнего столетия. В этой связи он подвергся массированной критике. Фонд закономерно упрекали в том, что он не смог своевременно предвидеть развитие кризисных процессов на мировых валютных и финансовых рынках.

Первой проблемой в истории МВФ был вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся[10,c. 36–43].

Современные проблемы вытекают из реализации стратегии МВФ в разных странах. В последнее время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором [9, c.33-39].

Начиная со второй половины 1990-х годов Фонд образовал ряд дополнительных механизмов взаимоотношений с государствами-членами, призванных содействовать достижению названной цели. Они трактовались в совокупности как «реформы второго поколения» по отношению к традиционным, изложенным в уставе фонда обязательствам государств-членов[10,c.14-26]. Этими новшествами являлись следующие:

-Выработка, принятие и распространение на все страны кодексов «надлежащей практики» в области бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и финансовой политики, соблюдение которых способствовало бы обеспечению макроэкономической и финансовой стабильности как на внутреннем, так и на международном уровнях;


-Внедрение специальных стандартов на распространение данных и вовлечение в сферу их действия всех государств-членов.

Международный валютный и финансовый комитет выделил 5 критически важных областей, требующих углубленного анализа, и принятия практических мер[11, c 40-42]:

- практика управления рисками применительно к комплексным, структурированным финансовым продуктам;

- оценка объемов и бухгалтерский учет внебалансовых финансовых инструментов, в особенности в стрессовые периоды;

- практика оценки рейтинговыми агентствами комплексных финансовых продуктов и ее воздействие на поведение инвесторов;

- базовые принципы пруденциального надзора за регулируемыми финансовыми институтами;

- управление ликвидностью (имеется в виду способность центральных банков эффективно реагировать на кризисные ситуации и предоставлять необходимую ликвидность в случае резкой потери доверия к рыночным активам и финансовым институтам).

В рамках усилий, направленных на совершенствование практики надзора, особенно на углубление анализа экономических, финансовых и бюджетных рисков, а также межотраслевых и трансграничных вторичных эффектов, МВФ два раза в год, во взаимодействии с советом по финансовой стабильности (СФС), проводит «процедуру раннего предупреждения». Она представляет собой оценку макроэкономической и финансовой стабильности в мире. Целью этой работы является выявление рисков, характеризующихся в данный момент относительно низкой вероятностью, но потенциально способных оказать со временем значительное негативное воздействие. Названный механизм служит также для выработки соответствующих мер политики, которые были бы способны оперативно и эффективно противодействовать этим факторам, в том числе посредством установления международного сотрудничества.

Постоянной заботой МВФ продолжает оставаться международная валютная система. Глобальный финансовый кризис вызвал существенное обострение противоречий в валютной сфере, дал основание говорить об опасности возникновения полномасштабной «валютной войны».

30 ноября 2015 года Исполнительный Совет МВФ завершил проводимый один раз в пять лет пересмотр метода оценки стоимости специальных прав заимствования (СДР), утвердив пересмотренную валютную структуру и веса валют для расчета стоимости СДР [12]. Обсуждение в Совете было основано на документе персонала «Пересмотр метода оценки стоимости СДР». Они подтвердили существующие критерии выбора валют для включения в корзину СДР — критерий экспорта и критерий «свободно используемой валюты» — и применяли эти два критерия в ходе пересмотра.


С точки зрения МВФ на современном этапе основными проблемами обеспечения эффективного функционирования мирового валютного механизма являются [14]:

-Управление трансграничными потоками капитала. Несмотря на то, что потоки капитала обеспечивают существенные экономические выгоды, способствуя эффективному распределению ресурсов между странами, неустойчивость этих потоков усилила уязвимость, вызываемую перенесением шоков из одних стран в другие, и тем самым сыграла критически важную роль в развязывании кризиса. Отсюда вывод: роль фонда в воздействии на международные потоки капитала нуждается в усилении и требует выработки соответствующих мер политики. Причем нужны меры, с помощью которых осуществлялось бы управление как притоком иностранного капитала в страну, так и его оттоком. В связи с этим существуют мнения относительно возможности внесения новой поправки в статьи соглашения МВФ, обеспечивающей более комплексную и последовательную правовую основу для решения вопросов, касающихся целенаправленного регулирования фондом трансграничных потоков капитала;

-Регулирование официальных международных резервов. В результате наличия крупномасштабного и устойчивого дефицита платежного баланса США, которому противостоят главным образом избыточные сальдо счета текущих операций ведущих стран с формирующимися рынками, уровень накопленных резервов таких стран значительно превысил традиционные ориентиры, что стало проблемой для международной валютной системы и экономики в целом. Главным условием обеспечения долгосрочной валютной стабильности служит проведение «обоснованной» внутренней макроэкономической и финансовой политики, в особенности странами - эмитентами резервных валют (это в первую очередь доллар), а также другими странами с системно значимой экономикой. Отсюда следует, что важнейшей предпосылкой обеспечения устойчивого функционирования международной валютной системы является усиление контроля со стороны МВФ над экономической политикой государств-членов.

Когда глобальное накопление международных резервов достигло докризисных темпов, Исполнительный совет подчеркнул, что «универсального подхода» к определению уровня достаточности резервов быть не может, необходим дифференцированный подход в странах и с формирующимся рынком, и в развивающихся странах с низкими доходами.

-Роль специальных прав заимствования МВФ, СДР. Начавшийся в США и распространившийся практически на весь мир финансовый кризис с 2008 года обнажил неустойчивость доллара в качестве резервной валюты. Это привело к интенсивным обсуждениям в мировом научном сообществе и в политических кругах вопроса о замене американской денежной единицы в указанном качестве другой валютой. При этом наиболее вероятным преемником доллара в роли общепризнанного международного платежного средства называют СДР.


Выводы по главе

Мировой финансовый кризис остается одним из определяющих событий нашего времени. Тяжелые макроэкономические и социальные последствия кризиса заставили предпринять согласованные усилия для того, чтобы осуществить программу реформ глобального регулирования финансовой системы.

Комплекс проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами реализации этой международной организацией своей стратегии. Глобализация экономики, учащение и углубление экономических и финансовых кризисов побуждают МВФ к существенной трансформации одного из наиболее важных аспектов его деятельности - надзора за экономической, финансовой и валютной политикой государств-членов. В рамках этого процесса МВФ выявляет потенциальные риски для внутренней и международной стабильности и рекомендует необходимые изменения в проводимой политике.

Таким образом, на сегодняшний день в период нестабильного развития мировой экономики необходимо сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.

Заключение

Рассмотрев основополагающие аспекты Международного валютного фонда выявили что, МВФ занимается содействием международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере, обеспечивает финансовую стабильность, способствует международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, а также сокращению бедности во всем мире.

Обеспечение стабильного развития и функционирования международной валютно-финансовой системы, международных расчетов, системы обменных курсов - все это возложено в основную задачу функционирования МВФ.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.