Файл: Определение цели, функции и особенности МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В системе международных экономических отношений существенную роль играют валютно-финансовые и банковские организации. Их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характером. Также возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства, что с новой силой получило подтверждение в ходе мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г.

Валютно-финансовые организации создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что собственно позволяет использовать его целенаправленно и эффективно. Особое место среди международных валютно-кредитных институтов в системе ООН занимает Международный валютный фонд (МВФ). МВФ является организацией, которая определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы.

Распад жесткой Бреттон-Вудской и создание более гибкой Ямайской мировой валютной системы явилось результатом серьезного изменения в расстановке сил между промышленно-развитыми странами. Она породила целый ряд серьезных проблем, первой из которых стала неэффективность стандарта СДР. США утратили господствующие позиции в мировой экономике, после чего возникли 3 «центра силы»: США, ЕЭС и Япония, после чего усилились функции МВФ в качестве координатора политики стран-членов Фонда. В одно и то же время произошла страновая модификация деятельности МВФ и развивающиеся страны стали главными объектами кредитной деятельности МВФ.

Участие в программах стабилизации и развития национальных экономик является причиной высокого уровня наличия средств у МВФ, что потребовало разработки новых механизмов пополнения его ресурсов. Так же интерес вызывает рассмотрение перспектив сотрудничества МВФ с другими странами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно судить о практической значимости и актуальности темы данной работы.

Актуальность данной темы заключается в том, что анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет важное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности оказывать своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиции усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере.


Предмет изучения — цели, функции и особенности Международного Валютного Фонда в мировой экономике.

Объект изучения — Международный Валютный Фонд.

Целью исследования данной курсовой работы является определение цели, функции и особенности МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.

Исходя из объекта и предмета для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение истории, структуры, целей и функций МВФ;
  2. Рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;
  3. Выявление проблем деятельности МВФ и пути совершенствования;

Теоретической и методологической основой данной работы являются различные учебники и учебные пособия, Устав МВФ, аналитические обзоры, тематические доклады, статистические сборники, публикуемые Фондом и официальными органами российской власти, нормативные документы, относящиеся к деятельности МВФ и материалы периодической печати. Значительная часть документов МВФ были взяты на интернет сайтах МВФ. Анализ и обработка этих источников составили основу курсовой работы.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографического списка, включающего 14 наименований. Объем страниц 30.

В первой главе курсовой работы речь пойдет о создании МВФ, его значении, а также о его организационной структуре. Во второй главе рассмотрению подлежат главные цели МВФ, на что они направлены и как МВФ управляется со своими поставленными целями и задачами. Также будут раскрыты функции и формы деятельности МВФ. В практической части будут изучены основные проблемы МВФ и пути его совершенствования.

Глава I. История возникновения МВФ и его структура

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Неопределённость стоимостного измерения денег привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, разорились тысячи банков, ликвидировались рабочие места, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в период с 1929 – 1932 годы цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [1, с.114].


Постоянные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не давали успеха, потому было необходимо наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы, организации международного института и осуществления постоянного контроля над ней.

В начале 40-х годов 2 гениально мыслящих человека Харри Декстер Уайт и Джон Мейнард Кейнс почти одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. Долгие переговоры проходили в тяжёлых условиях военного времени и, наконец, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. В 1944 г. СССР брал активное участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры. Все бывшие республики СССР вступили в МВФ в мае – сентябре 1992 г. Практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. 

Первоначальный Уставной капитал составлял 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США. Членами организации являются 188 государств. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

Организационная структура МВФ отражена в Статьях соглашения МВФ, состоит из Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя и штата сотрудников, а также Совета, вместо которого в настоящее время действует Международный валютно-финансовый комитет[2].

Высшим руководящим органом является Совет управляющих,  состоящий из представителей стран-членов (обычно от­ветственного за проведение валютной политики министра или гла­вы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входит решение важнейших, принципиальных вопросов деятельности МВФ: изменение статей Соглашения, прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр величины их долей в капитале(размер квот), распределение чистого дохода выборы исполнительных директо­ров. Совет управляющих собирается на сессии один раз в год, на которых обсуждается деятельность Фонда – вопросы, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. Од­нако они могут голосовать в любое время с помощью почты. Совет управляющих принимает решения простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и по­литическим) - квалифицированным большинством, предусматривающим в настоящее время две категории: 70 или 85% от голосов стран-членов.


МВФ устроен в виде акционерного общества, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его дея­тельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого "взвешенного" количества голосов: каждое государство-член имеет 250 "базисных" голосов (независимо от величины взноса в капитал Фонда) и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов США займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства.

Нынешний Устав МВФ предусматривает, что Совет управ­ляющих может вынести решение об учреждении нового посто­янного органа управления — Совета на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Так как он еще не создан, его роль иг­рает состоящий из 24 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, учреж­денный в 1974 г. Времен­ный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия дирек­тивных решений.

За исключением ряда полномо­чий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету, т.е. Директорату, который несет ответственность за текущие дела Фонда и работает в его штаб-квар­тире в Вашингтоне.

7 из 24 исполнительных директоров назначаются стра­нами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Ки­тай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением прин­ципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю под председательством директо­ра-распорядителя. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены ад­министративным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и пра­вительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления.


Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляю­щим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключе­нием случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат Фонда. В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального совет­ника юридического отдела, заведующих административной служ­бой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Евро­пейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В ап­парате МВФ заняты 2663 сотрудников, 50% из которых - жен­щины. Это главным образом экономисты, специалисты по на­логам, статистике, финансам и филологии.

Выводы по главе

На основании материала, изложенного в первой главе, можно сделать вывод, что идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США, в июле 1944 года, когда 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальвации в целях получения конкурентных преимуществ, ставшей одной из основных причин Великой депрессии 1930-х годов, а также способствовать восстановлению международной финансовой системы после Второй мировой войны. Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет, базирующийся в Вашингтоне. Это консультативный орган Совета Управляющих, который включает в себя руководителей финансовых ведомств государств-членов и проводит свои заседания два раза в год.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно разви­вается из-за целевых установок и функций МВФ, которые опре­деляются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

Глава II. Цели, функции и формы деятельности МВФ