Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента : характеристика, показатели и способы повышения
1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента
1.2 Показатели эффективности менеджмента
1.3 Методы повышения эффективности менеджмента
Глава 2 Практические аспекты анализа эффективности менеджмента организации
2.2 Анализ повышения эффективности функционирования систем менеджмента на примере проектно-изыскательных организаций
Системы менеджмента в организациях строительной отрасли предоставляют широкий спектр возможностей для их изучения. Исследование систем менеджмента с точки зрения их экономической, экологической и социальной эффективности функционирования позволило выявить основные причины неэффективного функционирования систем менеджмента в проектно-изыскательских организациях на сегодняшний день.
Анализ причинно-следственной диаграммы Каору Исикава позволил установить причины, которые приводят к ухудшению функционирования системы менеджмента в проектно-изыскательской организации.
Несоблюдение принципа вовлечения всех сотрудников в постоянное улучшение качества менеджмента. Восприятие сотрудников как ресурса организации, отсутствие обратной связи приводит:
к неэффективному планированию деятельности организации, следствием чего является ограниченность во времени, провоцирующая невнимательность сотрудников при выполнении их работы (проектировании);
нерегламентируемым срокам проверки проектной документации.
Следствием является: возникновение ошибок, исправлений, потерь во времени, затрат на низкое качество.
Отсутствие корпоративной культуры, ориентированной экологически, социально и на разработку продукции высокого качества приводит:
• к неэффективному функционированию или отсутствию систем повышения квалификации сотрудников; мотивации на выполнение качественной, экологически безопасной продукции; охраны здоровья и безопасности труда, что становится причиной низкой квалификации сотрудников, низкой квалификации и невнимательности нормоконтролеров, низкого уровня производительности труда.
Следствием является: возникновение ошибок, пропуск ошибок при проверке, нормоконтроле, затраты на низкое качество, риск срыва сроков поставки, потери во времени, возврат готовой продукции заказчиком, снижение репутации организации, уменьшение общего количества заказчиков, уменьшение доли рынка, финансовые потери.
Отсутствие эффективно функционирующей системы бизнес-процессов приводит:
к отсутствию ориентации на процесс при выполнении основной деятельности организации, следствием чего является невыполнение или выполнение в неполном объеме требований потребителей (заказчиков) и отсутствие выгодных каналов поставок, поскольку каждый процесс имеет своего поставщика и потребителя;
нерегулярному анализу причин изменения готовой продукции, несогласованной с заказчиком и вернувшейся на доработку;
отсутствию установленных границ процесса, следствием чего является неэффективное управление ресурсами организации, неэффективное функционирование или отсутствие системы планирования ресурсов, отсутствие динамического анализа всей цепочки планирования ресурсов;
отсутствию целостности процессов, следствием чего является негибкость системы менеджмента в изменяющихся условиях, непрослеживаемость выполнения каждой операции, невозможность измерения результативности и эффективности, разработки, планирования и проведения мероприятий по улучшению.
Следствием является: неэффективный менеджмент, потери от несвоевременных поставок ресурсов, низкая производительность труда, потери от срывов сроков поставок готовой продукции заказчику, снижение репутации организации, уменьшение общего количества заказов, уменьшение доли рынка.
Отсутствие инструментов статистического контроля качества приводит:
к отсутствию контроля (оценки соответствия);
отсутствию достоверных данных и объективных свидетельств для принятия управленческих решений;
неадекватным, то есть не обладающим высокой степенью соответствия достоверным данным, экономически и технически не обоснованным принимаемым управленческим решениям.
Следствием является: высокий риск возникновения непредвиденных последствий в виде упущенной выгоды и времени, а также убытков от вложений в разработку и реализацию сомнительных проектов.
Несоблюдение принципа постоянного улучшения приводит:
к разработке экономически неэффективных, непривлекательных для заказчика технических решений;
отставанию от конкурентов в применении новых технологий;
неэффективному функционированию или отсутствию системы автоматизированного управления проектами и автоматизированного проектирования;
неспособности отвечать запросам потребителей в полном объеме и в согласованные сроки.
Следствием является: низкая производительность труда, снижение конкурентоспособности, снижение репутации, снижение стоимости бизнеса, уменьшение доли рынка, снижение эффективности функционирования организации в целом.
Установленные в результате проведенного исследования причины неэффективного функционирования систем менеджмента в проектно-изыскательских организациях указывают на несоблюдение цикла PDCA Шухарта - Деминга, ориентированного на непрерывное улучшение. Основой непрерывности планирования и реализации улучшений в любой организации является следование двум из восьми основных принципов менеджмента качества: системному подходу, процессному подходу [4]. Процессный подход в данном случае является инструментом, обеспечивающим непрерывность улучшении в рамках основной приносящей ценность потребителю деятельности организации. Системный подход обеспечивает наличие прямых и обратных связей, усиливающих взаимодействие процессов между собой по сравнению с их взаимодействием вне системы, целостность совокупности взаимодействующих между собой процессов, наличие четкой структуры их взаимодействия и упорядочивание организационных связей.
Таким образом, можно утверждать, что применение процессного и системного подходов с целью повышения эффективности функционирования систем менеджмента в проектно-изыскательских организациях целесообразно. На практике применение двух обо стижения определенных измеримых результатов или создания продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [2].
Вспомогательный процесс - это процесс, обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами. В качестве ресурса понимается материальный или информационный объект, необходимый для реализации процесса.
Управленческий процесс - это процесс, выходом которого являются ресурсы по управлению основными процессами организации.
Схема системы бизнес-процессов организации, составленная с учетом приведенной выше классификации, представлена на рис. 1.
Рис. 1. Система бизнес-процессов
Процесс в системе менеджмента организации - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных операций (действий), выполняемых в процессе создания продукции, имеющая четко обозначенные входы (поставщики) и выходы (потребители) и протекающая в рамках информационных связей, закрепленных существующей организационной структурой. Целью процесса является удовлетворение потребителя (внутреннего и внешнего).
Классифицируем процессы в системе управления на четыре основные группы:
основные процессы (бизнес-процессы);
управленческие процессы;
вспомогательные (обеспечивающие) процессы;
процессы развития (анализа, измерения, улучшения).
Бизнес-процесс - это установленная последовательность взаимосвязанных между собой действий, при реализации которой ресурсы организации перерабатываются (физически и виртуально) с целью до
определение в организации основных и вспомогательных процессов: структуры, цепочки последовательных операций, границ, области действия, взаимосвязей, входных и выходных данных, поставщиков и потребителей, необходимых ресурсов, ответственных исполнителей (разработчиков, владельцев) - производится на основе выделенных процессов жизненного цикла продукции, характерных для организации, каждый из которых может включать несколько вспомогательных процессов. Построение системы бизнеспроцессов - стратегически важный процесс. При описании процессов целесообразно начинать с описания 1/5 всей системы для возможности получения промежуточных данных, их последующего анализа и выявления узких мест.
В качестве инструмента повышения эффективности функционирования системы менеджмента в проектно-изыскательской организации рассмотрим комплексный подход, основанный на развитии системы бизнес-процессов. Предлагаемый подход состоит из трех взаимосвязанных между собой направлений, способствующих совершенствованию системы менеджмента:
• ориентация системы бизнес-процессов на наиболее эффективное межфункциональное взаимодействие подразделений;
непрерывное измерение показателей результативности и эффективности процессов, анализа и реализации мероприятий по улучшению;
упрощение структуры сложной системы с целью обеспечения четкой прослеживаемости хода операций (улучшение системы).
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Ориентация системы бизнес-процессов на наиболее эффективное межфункциональное взаимодействие подразделений. Обеспечение развития межфункционального взаимодействия подразделений осуществляется за счет выделения и совершенствования сквозных процессов.
Сквозной процесс - это процесс, который реализуется несколькими структурными подразделениями организации. В сквозном процессе осуществляемая деятельность рассматривается на уровне отделов (среднее звено), организация контроля реализации процесса и полученных результатов проводится одним руководителем.
Эффективность функционирования системы бизнес-процессов прямо пропорциональна синергетическому эффекту, образующемуся в результате взаимодействия сотрудников среднего звена различных подразделений на межфункциональном уровне. Показатель синергетического эффекта зависит от степени бюрократизации организационной структуры, количества каналов коммуникации между исполнителями процесса, единства целей и наличия процедур, выполняемых на общий результат, обеспеченности ресурсами и уровня вовлеченности исполнителей в процесс.
Упрощение структуры сложной системы с целью обеспечения четкой прослеживаемости хода операций (улучшение системы). Эффективность функционирования системы бизнес-процессов характеризует равномерность использования ресурсов и выполнения операций, которая выявляется на этапе проведения анализа и является основой для принятия решения об улучшении бизнес-процессов.
Улучшение бизнес-процессов можно провести как на радикальном уровне сверху вниз при помощи ре- инжиринга, так и постепенным наращиванием изменений снизу вверх. Отличительной чертой оптимизации является улучшение уже существующих бизнеспроцессов на основе полученных в результате непрерывного мониторинга показателей его функционирования. Реинжиринг предполагает комплексную перестройку процесса с нуля.
Главным принципом любого улучшения, оптимизации или реинжиринга является непрерывный мониторинг наличия в системе бизнес-процессов ограничения, определяющего общую производительность системы. Данное ограничение или самый низкий показатель эффективности (результативности или адаптивности) системы - отправная точка в процессе улучшения.
Улучшение системы необходимо начать с анализа каждой процедуры в процессах системы для выявления узких мест, недостатков и ограничения, на которое необходимо направить мероприятия по повышению эффективности функционирования. Для каждого выявленного отклонения, снижающего производительность системы бизнес-процессов, необходимо установить целевое значение, к которому система будет стремиться вывести показатели после реализации запланированных действий по улучшению. Проведение мероприятий необходимо осуществлять последовательно от одного ограничения к другому, поскольку эффект от улучшения системы одновременно по всем отклонениям равен повышению производительности только по одному показателю, характеризующему работу ограничения системы, а оно, как было сказано выше, единственно на момент времени.
Таким образом, комплексный подход к совершенствованию системы менеджмента проектно-изыскательской организации, основанный на развитии системы бизнес-процессов, позволяет:
вовлечь всех сотрудников в постоянное улучшение качества менеджмента, создать в организации культуру, ориентированную экологически, социально и на разработку продукции высокого качества, путем развития системы бизнес-процессов, в частности межфункционального взаимодействия подразделений;