Файл: Эффективность в принятии управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Результативность менеджмента зависит как от внутриорганизационных основ и факторов, так и от внешних критериев функционирования экономики в целом, организаций-партнеров и конкурентов, покупательских предпочтений, законодательства, предпринимательского климата и большого числа иных факторов.

Для совершенствования управления необходимо иметь показатели, адекватные содержанию процессов управления, измеримые либо вычисляемые через другие показатели, доступные непосредственному измерению. Формирование показателей качества управления зависит от глубины понимания как управляемых процессов, так и самого процесса управления, а также инструментария и технологий, доступных менеджерам в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Работа на предприятии осуществляется персоналом под управлением руководителей-управленцев-менеджеров. В связи с этим основными причинами эффективности руководства выступают рациональная политика, адекватная структура бизнес-процессов и методы их осуществления, организационная структура и квалифицированный, желательно взаимодействующий персонал.

Актуальность работы заключается в том, что от качества менеджмента управления зависит конкурентоспособность предприятия в целом.

Именно поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о качестве и эффективности менеджмента.

Цель курсовой работы: изучить качество и эффективность менеджмента управления.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие «эффективность менеджмента»;

2) раскрыть экономическую оценку эффективности менеджмента;

3) рассмотреть сущность оценки эффективности деятельности менеджера и персонала;

4) рассмотреть структуру денежной массы и дать характеристику ее показателям;

5) изучить основные показатели оценки эффективности менеджмента организации.

Объектом исследования является менеджмента. Предметом исследования является качество и эффективность менеджмента.

Структура: В первой главе рассматривается сущность эффективного менеджмента и его качество. Глава 2 посвещена рассмотрению соотношения надежности, эффективности, качества и надёжности современного руководства и эффектьивность принятия решений. В третьей главе раскрываются показатели эффективности менеджмента.


1 Понятие эффективности и качества менеджмента

В постоянно меняющихся конкурентных условиях вопрос непрерывного повышения эффективности управления приобретает особую значимость. При этом внедрение и использование инструментов эффективного менеджмента важно не только для развития частного бизнеса, но и для повышения качества и результативности деятельности государственных и муниципальных организаций и предприятий.

В настоящее время ключевой задачей эффективного менеджмента является формирование, внедрение и использование комплексной системы управления результатами с учётом прогнозируемых и текущих изменений во внутренней среде, а также воздействий со стороны внешних изменений. Данная система должна, в первую очередь, обеспечивать качественное и своевременное принятие оперативных и обоснованных управленческих действий, направленных на решение наиболее актуальных задач управления любой организации, которые можно сформулировать так: - непрерывное повышение конкурентоспособности и качества оказываемых услуг и производимых товаров для их соответствия потребительским ценностям клиентов; - обеспечение гибкости и оперативности взаимодействия субъектов управления как на внутреннем уровне, так и с внешними контрагентами; - оптимизация величины и структуры доходов и расходов, требуемых и затрачиваемых для качественного достижения целей, которые поставлены перед системой управления.

Актуальность проблемы оценки, диагностики и управления эффективностью менеджмента предприятия обусловлена также отсутствием единых общепринятых подходов к ее решению. Нет и однозначного определения самого понятия «эффективность менеджмента». Как отмечает Дж. К. Лафта, «эффективность управления представляет собой проблему, имеющую ряд аспектов. Она может быть оценена по степени достижения намеченных организацией целей; по конечным результатам ее деятельности; по качеству и обоснованности планирования; эффективности использования капитальных вложений и т.д. В то же время эффективность управления можно рассматривать в плане деятельности непосредственно управляющей системы с помощью специфических критериев, отражающих результаты ее функционирования. <...> эффективность деятельности системы управления можно определить и оценить не только по таким параметрам, как скорость принятия решений, затраты на их разработку и реализацию, отдача от реализации решений. Эффективность отдельного решения выявляется путем сопоставления планируемых и фактических «входов» и «выходов» и измерения полученной отдачи от решения, т.е. отношения «выходов» к «входу». Эффективность системы управления данной фирмы рассматривается как совокупный экономический эффект от принятых ею решений». Неоднозначность в понимании приводит к многообразию подходов к оценке эффективности менеджмента.


В общем представлении эффективность менеджмента можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как характеристику достижения результатов (т.е. как «внешний» аспект, или рассмотрение эффективности с точки зрения системы более высокого уровня). Во-вторых, как характеристику внутренней деятельности системы управления, отражающей соотношение между ее «выходами» и «входами» (или в более «узком» смысле — соотношение между результатами управления и затратами на него). При этом следует отметить, что результаты управления можно оценивать как непосредственно (т.е. через характеристики системы управления), так и опосредованно, т.е. через результаты хозяйственной системы в целом. Рассмотрим основные задачи, связанные с оценкой эффективности менеджмента

. Уже в конце XIX века понятие "эффективность", начинает утрачивать свое чисто финансовое значение и применяется для оценки различных действий (правда, вне всякой рефлексии в отношении количества и содержания понятия, которое стоит за этим понятием).

В течение XX в. менеджмент выступал как фактор, организующий и направляющий экономическую деятельность предприятий. Ключевые принципы эффективного управления вырабатывались путем теоретического обоснования, накопления и практического закрепления знаний. Так были разработаны основные концепции, обеспечивающие эффективное управление в привычных экономических условиях. Однако в конце XX - начале XXI в. стандартное положение менеджмента как системы управления стало подвергаться быстрым и существенным изменениям, в результате которых накопленный ранее практический и теоретический опыт все чаще стал оказываться неэффективным. Многие изменения рыночной конъюнктуры из отдельных единичных, дискретных и локальных превратились в системные, комплексные и системно-сетевые. Произошли технологические прорывы, которые привели к стремительному обновлению продукции. Разрушались традиционные границы отраслей и рынков, утратили свою прибыльность одни сферы деятельности, на смену им пришли другие, качественно новые. Каждое такое изменение, в свою очередь, вызвало серию новых не менее динамичных изменений.

Трансформационные процессы в экономике напрямую связаны с ускорением темпов научно-технического прогресса, современный цикл которого является переходом к постиндустриальному обществу. По мнению многих ученых, его начальным этапом является становление новой информационной эпохи. Это связано с появлением и развитием информационных коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий, с их внедрением в различные социальные и экономические процессы, а также практически во все сферы деятельности человека.


Эта тенденция позволяет сделать вывод о формировании нового экономического пространства – информационно-коммуникационной среды, которая не только служит условием эффективного функционирования организации, но и оказывает сильное воздействие на сами процессы управления. Таким образом, появился информационный менеджмент, в рамках которого для любого предприятия важно обеспечить условия беспрепятственного движения информации - создать единое информационное пространство, а также обеспечить сохранность его целостности.

В современных условиях конкуренции эффективный менеджмент становится равноценной составляющей конкурентоспособности организации, определяет ее мобильность и гибкость для достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон (потребителей, владельцев, персонала, поставщиков, партнеров, государства и др.) и обеспечения постоянного совершенствования по всем направлениям деятельности. Совпадение огромного интереса промышленности к повышению эффективности менеджмента и активного внедрения международных стандартов на системы менеджмента качества позволило не только теоретически, но и практически отработать целый комплекс эффективных принципов, подходов и методов управления различными аспектами деятельности организаций. Сегодня в мире созданы и сертифицированы сотни тысяч систем менеджмента качества в организациях всех отраслей экономики.

Анализ результативности и эффективности их функционирования подтверждает положительную динамику в улучшении показателей качества продукции и процессов изготовления, повышении конкурентоспособности продукции, улучшении финансово-экономических показателей деятельности организации. Неудовлетворенность многих руководителей и персонала организаций отсутствием ожидаемых результатов от системы менеджмента в первую очередь объясняется формальностью внедрения и неумением реализовать на практике концепцию и международный опыт, заложенные в стандартах на системы менеджмента.

Эффективная деятельность организации невозможна без специальных методов анализа, базирующихся на теории и практике менеджмента рисков. В зависимости от возможных результатов (последствий) и причин возникновения риски могут быть природно-естественными (например, землетрясения, наводнения, эпидемии и т. д.), экологическими (связаны с загрязнением окружающей среды), политическими (связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства), транспортными (связаны с перевозкой грузов транспортом), коммерческими (связаны с опасностью потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации) и др. Организация должна эффективно управлять ими.


Менеджмент риска в общем случае включает следующие этапы:

- планирование управления рисками - выбор подхода, планирование и выполнение операций по управлению рисками объекта (организация, проект, продукция и др.);

- идентификацию рисков - определение рисков, которые могут повлиять на объект, документальное оформление их характеристик;

- анализ рисков:

• качественный - расположение рисков по степени их приоритета для дальнейшего анализа или обработки путем оценки и суммирования вероятности их возникновения и воздействия на объект,

• количественный - анализ потенциального влияния идентифицированных рисков на общие цели объекта;

- планирование реагирования на риски - разработка возможных вариантов и действий, способствующих повышению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей объекта; - мониторинг рисков - отслеживание идентифицированных рисков, мониторинг остаточных рисков, идентификация новых рисков, исполнение планов реагирования на риски и оценка их эффективности на протяжении жизненного цикла объекта; - управление коммуникациями риска - обеспечение своевременной и соответствующей подготовки, сбора, распределения, хранения и размещения информации по рискам путем создания связей между людьми и информацией.

Грамотное управление рисками позволит не только защитить организацию, но и произвести добавочную стоимость. Если сейчас оценка рисков в области экологии, безопасности труда стандартизирована и успешно применяется в организациях, внедряющих соответствующие стандарты, то управление остальными видами рисков остается пока для организаций неиспользованным инструментом.

В условиях постоянного обострения конкуренции требованием времени становится внедрение финансового менеджмента в деятельность организаций, так как добиваясь определенных успехов руководители и специалисты должны знать, какой ценой это достигнуто. Именно подходы финансового менеджмента позволяют оценить эффективность управления организацией.

Повышение роли менеджмента знаний, проектной организации труда, стратегического планирования, инноваций и менеджмента рисков предлагаются ведущими специалистами в качестве основных дополнительных принципов, которые составят основу развития международных стандартов ИСО серии 9000. Их реализация позволит наиболее рациональным образом мобилизовать все ресурсы организации на удовлетворение всех заинтересованных в деятельности сторон. Основой для этого должна стать эффективная система менеджмента, в которой устойчивый рост, успех и повышение конкурентоспособности организации базируется на определенной стратегии и достигается за счет ее способности быстро учитывать изменения, адаптироваться и проводить необходимые инновации, основанные на знаниях.