Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
При внедрении системы менеджмента качества (СМК) количество используемых в организации документов может возрасти, прежде всего за счет ведения обязательных записей, установленных СТБ ISO 9001. Это приводит к увеличению документооборота и считается отрицательным фактором при создании.
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении.
Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: по продолжительности влияния; по характеру влияния; по степени формализации; в зависимости от масштаба влияния; по содержанию; по форме влияния и др.
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
По содержанию различают факторы: 1) научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда), 2) организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина), 3) экономические (система материального поощрения и материальной ответственности), 4) социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения), 5) технические, 6) физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые – опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
2 Соотношение надежности, эффективности, качества и надёжности современного руководства
В понятие результативности входит результата работы к целям, которое отдельные исследователи называют "целевой эффективностью". Отношение результата к целям считается некоторой мерой соответствия эффекта и задачи. Это соответствие считается достоверностью. Проще говоря, если система работает надежно, т.е. результат ее работы отвечает целям, то отношение результата к цели как можно ближе к максимальному. Если при исчислении эффективности изучить предельный случай, задав большой приоритет частного критерия, характеризующего отношение результата к задачам, то получим тождественность эффективности и надежности. В общем случае увеличение надежности может разнообразным способом сказаться на росте эффективности: последняя может остаться без перемен, повыситься либо понизиться - тут многое зависит от того, как возрастут издержки, т.е. что случится с финансовой эффективностью, и как поведут себя ценностная и потребностная составляющая эффективности. Увеличение эффективности в общем случае тоже не вызывает неизбежного роста надежности. Первое может случиться независимо от второго, путем увеличения других отношений, которые определяют эффективность. Но, в последнее время непосредственно надежность, которая выражена в отношении результата к целям, начинает выполнять доминирующее значение в определении эффективности.
Наиболее распространенной точкой зрения по поводу соотношения качества и эффективности в менеджменте считается признание того, что качество служит одним из условий эффективности. "Одним из рациональных методов повышения эффективности служит всемерное увеличение качества". В теории руководства сформировался новый подход - "управление качеством", главными представителями которого являются У. Э. Деминг, Ф. Б. Кроссби, К. Исикава, А. В. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон, Дж. М. Джуран и др. Методологической основой такого принципа является признание в виде ключевых принципов работы предприятия следующих двух:
1. Сотрудники, выполняющие порученную им работу, обязаны понимать ее смысл и нести ответственность за качество показателей своей работы.
2. Следует создать механизм контроля результативности труда любого исполняющего обязанности с одновременным правом внесения изменений в процессе труда и снабжением его средствами постоянного увеличения качества работы.
Если говорить кратко, то основными моментами любой работы они провозглашали качество и ответственность, при этом ответственность рассматривалась ими как непременное условие обеспечения качества.
Качество, будучи тождественной с бытием определенностью, не отделимо от существования соответствующего предмета, поэтому оно отделяет его от всех иных предметов и тем самым служит границей его существования. Теряя качество, предмет становиться чем-то другим. Поэтому качество отражает предмет с точки зрения сбережения его определенности.
Термин надежности явился развитием термина стабильности. С такой точки зрения оно должно быть включено, также как и стабильность, в систему категорий меры. При этом довольно расхожее представление ряда философов о том, что надежность есть лишь аспект изучения стабильности в технических системах, выступает ошибочным, поскольку надежность не является частным случаем стабильности. Непосредственно поэтому сейчас осознается особая роль исследования надежности системы в случае потери ею стабильности. Потеря стабильности установившегося режима способна произойти или по причине столкновения его с неустойчивым, или по причине нарастания самоподдерживающихся изменений. К потере стабильности может привести кроме того оптимизация и интенсификация. Так, недостаток отрицательной обратной связи в менеджменте всегда ведет к потере стабильности. Для избежания катастроф, которые связаны с утратой стабильности, очень важно помнить границы надежности системы. Принцип обратной связи в менеджменте может осуществляться самыми различными методами и механизмами. В последнее время на роль одного из наиболее результативных механизмов, реализующих принцип обратной связи, претендует ответственность субъекта руководства. Непосредственно ответственность помогает повышению стабильности процесса принятия решений, что в свою очередь помогает и его надежности. В связи с этим так необходимо изучить проблему ответственности участников управления. В заключение сделаем краткие выводы. Изучение надежности систем управления обязано сопровождаться анализом их стабильности, качества и эффективности. В теоретических разработках по вопросам руководства проблематики результативности, надежности и качества формировались вполне независимо и в различные периоды, которые характеризуются качественным различием социально-исторической ситуации. В условиях управленческой проблематики преобладали исследования, связанные с количественными методами оценивания качества, результативности и надежности.
Понятийно-категориальный аппарат разрабатывался явно недостаточно, в связи с этим сами термины "эффективность", "качество", "надежность" имели вполне неопределенный объем и содержание. Это давало ряду ученых устанавливать произвольные связи между указанными терминами. В трудах, которые связаны с философско-методологическим анализом этих понятий, их взаимосвязь по существу не обсуждалась, также как не выделялась их специфическая роль в разработке СУ. Проведенные нами дают возможность говорить, что логически исходным понятием считается понятие качества СУ. "Эффективность" служит результатом понятия качества там, где есть необходимость. Развитием определения меры считается стабильность, которая, в свою очередь, приводит к понятию надежности. Вскрытая взаимосвязь способствует найти специфику исследования качества, результативности и надежности СУ и частично объясняет, почему некоторые авторы по определению отождествляли эффективность, устойчивость и качество СУ. Только совместное исследование качества, эффективности и надежности может быть адекватным в нынешнее время и привести к успеху.
Особую роль приобретает инновационный менеджмент. Инновация - это конечный результат внедрения нововведения с целью совершенствования объекта руководства и получения экономического, социального, экологического, научно-технического либо другого вида результата. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных разработок, методик либо экспериментальных работ в какой-либо области деятельности по росту ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: изобретений; открытий; ноу-хау; товарных знаков; рационализаторских предложений; изобретений; документации на новый либо усовершенствованный процесс; научных подходов либо принципов; патентов; организационной, производственной либо иной структуры; понятий; документа; итогов научных, маркетинговых либо иных видов разработок. Вложение капиталовложений в разработку новшества - половина дела. Основное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную работу и получить благоприятный исход. Затем продолжить диффузию инновации.
Эффективность руководства определяется в первую очередь обоснованностью методологии решения вопросов. Без хорошей концепции практика слепа. Однако в настоящее время к управлению применяются только отдельные научные подходы: поведенческий, системный, управленческий, административный и др. Не используются нормативный, воспроизводственный, функциональный подходы.
2.1 Эффективность в принятии управленческих решений
Улучшение руководства является уже вполне востребованным резервом повышения эффективности во всех областях социальной работы. Особенно актуализируется и усложняется эта проблема в условиях развития информационного общества. На данном фоне особую роль приобретает информационная проблематика руководства. Непосредственно таким новым технологиям отводится роль средства и метода преодоления, разрешения общественных проблем, получения максимально важных результатов при ограниченных источниках.
Сложность нынешних задач руководства требует более детального рассмотрения процесса принятия решения. Принятие решений сопровождает все этапы процесса руководства: планирование служит процессом поиска и принятия решений относительно выбора цели; функция организации включает в себя решения, которые направлены на объединение различных видов ресурсов таким образом, чтобы совместная работа людей которые используют эти ресурсы обеспечивала решение проблем, стоящих перед этой системой; своевременное управление и контроль выполняется посредством отдачи распоряжений, которые обязаны привести состояние предмета руководства к запланированному.
Принятие решений - главный процесс в менеджменте, а решение - главный результат системы управления. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до сведения работников в виде задач, планов, нормативов, команд и являются основой для их последующих целенаправленных действий.
Таким образом, процесс руководства можно расценивать как постоянный процесс принятия решений на различных уровнях руководства (Приложение А). Для того чтобы административные решения отвечали требованиям общественной жизни, содействовали более эффективному решению актуальных вопросов современности, они должны быть компетентными, научно обоснованными, полномочными и своевременными.
Работа нынешних организаций отличает наличие сравнительно большего количества вопросов, которые требуют безотлагательного решения. Нередко руководству предприятий необходимо действовать ситуативно, интуитивно реагируя на всевозможные перемены конкурентной среды.
В настоящий момент перед концепцией и практикой руководства стоит цель создания эффективных способов разработки, контроля и оценки управленческих решений. От этого зависит жизнеспособность не только некоторых организаций и компаний, но и стабильность современных предприятий в целом. Административные решения, как резерв роста эффективности организационного руководства, и социального управления в целом, применяются явно недостаточно, и этот пробел побудил автора к выбору данной темы диссертационного анализа.