Файл: Понятие и классификация информационных ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие и классификация информационных ресурсов

1.1 Понятие информационного ресурса

До недавнего времени в экономике наиболее распространенными и значимыми видами ресурсов являлись:

  • природные ресурсы – объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных);
  • энергетические ресурсы – носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества;
  • материальные ресурсы – сырье, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления;
  • трудовые ресурсы – люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности;
  • финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества.

Но, одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», что несколько поменялась картина развития общества.

Информационные ресурсы рассматриваются как стратегические ресурсы [2], аналогичные по значимости материальным, трудовым, денежным и прочим ресурсам. Они стали одним из основных национальных богатств развитых стран, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом. Причем ключевую роль играют «активные» информационные ресурсы, то есть та часть ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного хранения, поиска, передачи и обработки.

Информационный ресурс – это набор некоторых данных и фактов, организованных в определенном виде для отражения и эффективного получения достоверной информации об объектах в самых разнообразных областях знаний и практической деятельности человека.

В федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который был принят в России в 2006 году [1], информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

На рис. 1 представлены наиболее распространенные и значимые в экономике виды ресурсов, в том числе информационные.

Рис. 1. Распространенные и значимые в экономике виды ресурсов


Информационный ресурс является отдельным, самостоятельным фактором развития, подлежащим исследованию с точки зрения теории и практики роста и развития экономики.

На рис. 2 представлены некоторые примеры информационных ресурсов.

Открытие информации и информационных ресурсов как важнейший двигатель развития современного мира, как новая эффективная форма воздействия на потребителей и конкурентов; осознание информации как источника дохода (товара), как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти; как оружия в политической и экономической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации и информационных ресурсов на фоне стремительного развития информационной техники и технологии - обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации и информационных ресурсов в современной цивилизации.

Рис. 2. Примеры информационных ресурсов

Существует множество видов информационных ресурсов и способов их классификаций.

1.2 Классификация информационных ресурсов

Информационные ресурсы подразделяются по форме собственности; по категории доступа; по целевому предназначению; по способу представления; по виду носителя; по способу организации хранения; по содержанию; по национально-территориальному признаку; по языковому признаку; по географическому признаку. На рис. 3 представлен один из вариантов классификации информационных ресурсов.

Разнообразие информационных ресурсов складывается из многообразия информационных потребностей людей. Современные информационные ресурсы существуют в различных форматах и технологиях: от традиционных библиотечных фондов, до онлайновых баз данных и баз знаний, интегрирующих потребителя в мировое информационное пространство.

Рис. 3. Классификация информационных ресурсов

Рис. 3. Классификация информационных ресурсов (продолжение)

Мировой рынок информационных услуг разделен на секторы, в которых имеются различные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы в виде сайтов, порталов, информационных сервисов и т. п.


Информационные ресурсы (ИР) могут выполнить следующие функции:

1. Качественная функция. ИР повышают эффективность использования других ресурсов. Они способствуют ресурсосбережению, росту производительности труда и технического уровня производства.

2. Стимулирующая и принуждающая функции. ИР стимулируют или принуждают к производственно-коммерческой деятельности, принятию управленческих решений и обучению.

3. Генерирующая функция. ИР представляют явное и неявное знание системы управления, поэтому создание любого элемента ИР способствует пополнению знания системы, т.е. его генерации. ИР также генерируют конкурентное преимущество. Оно может быть представлено, во-первых, как монополия на обладание информацией, т.е. используется для получения конкурентных преимуществ информация, недоступная остальным участникам рыночного процесса; во-вторых, способность отдельных субъектов лучше и быстрее других оценить и понять общедоступную информацию, т.е. «награда за лучшее использование информации».

4. Обеспечивающая функция. ИР в системе управления обеспечивают:

  1. вид деятельности посредством организационных документов, лицензий.
  2. производственно-коммерческую деятельность. Эффективность производственно-коммерческой деятельности зависит и от информационного взаимодействия с партнерами и территориально удаленными структурами.
  3. принятие управленческих решений.
  4. обучение.

5. Учетная функция. Эту функцию в системе управления выполняет такой элемент ИР как документация. Это может быть финансовый, статистический, управленческий или другой вид учета.

6. Рекламная функция. ИР в системе управления могут быть использованы для быстрой, контекстной и адресной доставки до потребителя нужной информации.

7. Коммуникационная функция. ИР обеспечивают информационное взаимодействие с партнерами и территориально удаленными структурами.

Все эти функции показывают, что информационные ресурсы являются не только неотъемлемой частью системы управления, но играют в ней главенствующую роль.

Особо важная роль информационных ресурсов в жизни человека позволила:

  • выделить особое внимание их анализу и изучению с точки зрения теории и практики роста и развития экономики;
  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • сформировать глобальный и национальные рынки информационных услуг;
  • создавать и поддерживать всевозможные базы ресурсов, к которым возможен сравнительно не дорогой, а порой и бесплатный доступ;
  • повысить эффективность обучения и уровень образования;
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в компаниях, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

1.3 Выводы по главе

Итак, в данной главе нами рассмотрено понятие информационного ресурса, его виды и классификация. Установлено, что информационные ресурсы могут располагаться как на локальном компьютере, так и в сети, в том числе и в глобальной сети Интернет. Далее, на примере ООО «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС», будут рассмотрены методы хранения и использования информационных ресурсов предприятия, а также принципы получения к ним доступа сотрудниками фирмы.

2. Анализ информационных ресурсов ООО "ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС"

2.1 Краткая характеристика предприятия

В качестве объекта исследования в рамках данной курсовой работы было использовано предприятие Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС».

Предприятие ООО «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС» относится к промышленно-торговым предприятиям, его основной деятельностью является производство электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, а дополнительной деятельностью предприятия является оптовая и розничная торговля через агентов, в том числе оптовая торговля офисными машинами и оборудованием, прочими машинами и оборудованием и т.п.

В рамках устава организации определенно, что главная цель его функционирования заключается в получении прибыли, которая в дальнейшем используется на различные нужды Общества. Для достижения данной цели соответственно предприятию необходимо выполнять ряд немаловажных задач, которые определенны его основной деятельностью.

Компания ООО «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС» сочетает в себе черты и производственного и торгового предприятия, соответственно, что определяет ряд его отличительных черт, а именно:

  • производство от идеи до реализации готовой продукции;
  • реализация управления, деятельностью предприятия, основываясь на данных по инфраструктуре и конъюнктуре рынка и потребностей покупателей в конкретный момент времени;
  • наличие заводской гарантии и сервисного обслуживания производимой продукции, товаров и услуг.

На рис. 4 представлена организационная структура предприятия ООО «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС».


Рис. 4. Организационная структура ООО «ЭЛ-ПРАЙМ ЭЛЕКТРОНИКС»

Основным руководителем организации является Генеральный директор, в обязанности которого входит:

  • без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки и подписывает финансовые документы;
    • открывает в банках расчетные и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами Общества с учетом положений об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
    • обеспечивает подготовку и представляет Общему собранию собственников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками;
    • выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия и так далее.

2.2 Анализ информационной инфраструктуры предприятия

Серверная часть инфраструктуры представлена пятью блейд-серверами вида HP ProLiant DL-360 G6 и AquaServer T40 S23 и четырьмя серверами, реализованными в корпусах АТХ форм-фактора.

На первом сервере установлена система виртуализации Microsoft Hyper-V Server 2012 R2. На данной системе развернуто три виртуальных сервера под управлением операционными системами Microsoft Windows Server 2012 R2 Enterprise. На первом виртуальном сервере установлен Microsoft Exchange Server 2012, на втором – Microsoft Lync Server, третий сервер предназначен для Microsoft SharePoint.

Второй, третий и четвертый сервера работаю под управлением Microsoft Windows Server 2012 R2 Enterprise с установленными на них Microsoft SQL Server 2014 и серверами 1С: Предприятие 8.3. Один из них является резервным сервером 1С.

На пятом сервере установлена система виртуализации Microsoft Hyper-V Server 2012 R2 с поднятыми на ней двумя виртуальными серверами с операционными системами Microsoft Windows Server 2012 R2 Enterprise, являющимися контроллерами домена и одной виртуальной машиной с операционной системой Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise, выполняющий функцию терминального сервера.

Шестой сервер управляется операционной системой Microsoft Windows Server 2008 R2 Enterprise и исполняет роль терминального сервера.

Седьмой сервер с операционной системой Microsoft Windows Server 2012 R2 Enterprise является терминальным сервером для 1С: Предприятие 8.3.

Восьмой сервер, с операционной системой FreeBSD, предназначен для прокси-сервера, функции которого выполняет программный пакет Squid. Также он является файловым сервером и сервером IP-телефонии на базе Asterisk.