Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы политики мотивации персонала
Понятие и сущность мотивации труда персонала
Понятие и сущность стимулирования персонала
Взаимосвязь мотивации и стимулирования
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в ООО «Калейдоскоп»
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Калейдоскоп»
2.2. Анализ кадрового состава и системы управления персоналом ООО «Калейдоскоп»
2.3. Методы мотивации и стимулирования персонала в ООО «Калейдоскоп»
3.1. Недостатки выбранной политики мотивации и стимулирования персонала в ООО «Калейдоскоп»
3.2. Пути улучшения методов мотивации и стимулирования в ООО «Калейдоскоп»
Введение
На современном этапе развития систем и методов управления персоналом становится очевидным тот факт, что без эффективной системы мотивации и стимулирования работников невозможна полноценная работа той или иной организации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда. Разработка системы мотивации, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы. Эффективное управление, высокая отдача от подчиненных невозможны без целенаправленного и умелого воздействия на мотивацию работников, без качественной системы стимулирования труда.
Особенностью управления персоналом в рыночных условиях является возрастающая роль личности работника. Соответственно меняется и соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Требования развития психологических основ работы с персоналом находятся в неразрывной связи с процессом совершенствования экономики в соответствии с рыночными принципами, нетерпимыми к административно-командным методам управления персоналом. На данном пути необходимо преодолеть «штампы» старых стереотипов мышления организаций в отношении работы с персоналом. Традиционные системы мотивации изжили себя, мотивация на основании только гигиенических факторов не отвечает современным требованиям работы с персоналом, так как индивидуальная мотивация богаче и при условии изменения потребностей, индивидуального развития работников, требует нового подхода в управлении трудовыми ресурсами. Преодоление «традиционности» во всех подходах к бизнесу, появление новых профессий, инновационный подход к уже существующим профессиям помогает быстрее развиваться российским компаниям. На данном этапе развития отечественного управления персоналом также очень важным моментов является повышенное внимание к сотрудникам не как к рабочей силе, а как к личности, со сложной организацией и разносторонней системой стремлений.
Важность выбора определенной системы стимулирования и мотивации персонала часто недооценивается российскими компаниями. Даже такая «банальная» и часто используемая система финансовой мотивации работников имеет много подводных камней и может иметь даже демотивационный окрас для некоторых типов работников. Нематериальные системы стимулирования труда также могут быть неэффективным и не подходящим методом повышения работоспособности и эффективности трудового процесса. В современных реалиях очень важно внимательно относится как к личности работника, так и к выбору определенной мотивации. Правильно подобранная тактика стимулирования может повысить лояльность персонала к руководству, наиболее эффективно взаимодействовать с рынком и вывести организацию на новый уровень.
Объект курсовой работы – различные модели мотивации и стимулирования персонала.
Предмет исследования – особенности реализации различных моделей мотивации и стимулирования на примере ООО «Калейдоскоп».
Целью курсовой работы является исследование различных моделей мотивации и стимулирования персонала на предприятии, изучение особенностей реализации данных моделей на примере ООО «Калейдоскоп».
Для решения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования персонала;
- проанализировать существующую политику мотивации персонала в ООО «Калейдоскоп»;
- выявить особенности реализации различных моделей мотивации и стимулирования персонала в
ООО «Калейдоскоп»;
- скорректировать основные направления политики мотивации для достижения большей эффективности в ООО «Калейдоскоп».
При написании курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Агапцовой С.А., Битулевой Н.Д., Большакова А.С., Варданян И.А., Верхоглазенко В.Н. и др.
В процессе исследовательской работы были применены такие методы, как наблюдение и анкетирование.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы политики мотивации персонала
Понятие и сущность мотивации труда персонала
Существует несколько определений термина «мотивация». Данный термин образуется от слова «мотив», которое происходит от латинского глагола movere (то есть двигаться). Некоторые определения «мотивации» российских ученых представлены в таблице 1[1].
Авторы, источники |
Определение |
Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда» 1999 г. |
Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения. |
Генкин Б.М. «Экономика и социология труда» 1998 г. |
Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных интересов. |
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. «Управление персоналом» 1998 г. |
Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. |
Шахова В.А., Шапиро С.А. «Мотивация трудовой деятельности» 2003 г. |
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. |
Таблица 1
Определения «мотивации»
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к действию.
Методы, используемые в мотивации труда, схожи с методами, которые используются в управлении персоналом в целом.
1.Административно-организационные методы.
Составление должностных инструкций, аттестация работников, издание инструктивно-нормативных документов, применение положений
ТК РФ, наблюдение за внутренним распорядком.
2.Экономические методы.
Премирование, бонусы, надбавки, дополнительные льготы, комиссионные с продаж, участие в прибыли.
3.Социально-психологические методы.
Участие в управлении, моральное стимулирование, формальное и неформальное общение, социальное развитие коллектива, формирование корпоративного духа, эстетика условий труда.
Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывает чувство причастности к определенному коллективу, доволен и общителен с коллегами. Хорошо всегда четко определять "полезность" профессиональных качеств сотрудника для компании и показатели, определяющие профессиональные успехи, которые достигнуты в личных интересах самого сотрудника. Эти показатели, не оказывая прямого влияния на материальное обеспечение сотрудника, могут учитываться в кадровой работе. Если выявить индивидуальные мотивы сотрудников и адаптации механизма их удовлетворения, при прочих равных условиях, то достигается наибольшая производительность труда. Но потребности человека постоянно меняются, и потому, процесс улучшения мотивации бесконечен. Каждый индивид сочетает в себе характерные черты обоих мотивационных классов в той или иной пропорции. При этом выделены пять «чистых» мотивационных типов: люмпенизированный, инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский. Для люмпенизированного типа характерно отсутствие предпочтений к выполняемой работе, низкая квалификация, активность и ответственность, стремление к минимизации трудовых усилий.
Инструментальный тип интересует цена труда, а не его содержание, самостоятельность, выражаемая в отказе от «подачек» со стороны руководства[2].
Профессиональный тип интересует содержание работы, для него важны свобода и возможность самовыражения.
Патриотический тип означает работу во имя идеи, здесь на первый план выходит общественное признание участия в успехе.
Хозяйский тип характеризуется добровольным принятием ответственности, обостренным стремлением к свободе, неприемлемостью мелочной опеки и контроля.
Оценку персонала с точки зрения принадлежности к определенному мотивационному типу рекомендуется осуществлять посредством анкетирования. Мотивирование предполагает, что индивид реагирует на внешние стимулы в соответствии со своим мотивационным профилем. При этом реакция может быть положительная, нейтральная или отрицательная, что позволяет установить связь между «чистыми» мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования.
В многочисленных исследованиях изучаются приоритеты отдельных факторов мотивирования. Так, например, американский социолог Стивен Рейс считает, что жизненными желаниями человека руководят 16 мотивов, которые ранжируются в следующем порядке:
1) власть;
2) независимость;
3) любознательность;
4) одобрение;
5) порядок;
6) экономия;
7) честь;
8) идеализм;
9) общение;
10) семья;
11) положение в обществе;
12) месть;
13) любовные отношения;
14) еда;
15) физические упражнения;
16) спокойствие.
Статистические данные (таблица 2) свидетельствуют, что наиболее значимыми в мотивировании являются следующие факторы: результат работы, признание, процесс работы, ответственность и продвижение по службе, в сравнении с которыми уровень заработной платы существенно менее значим[3].
Таблица 2
Факторы мотивирования и их значимость для человека
№ п/п |
Наименование фактора мотивирования |
Удельный вес фактора, в % |
1 |
Результат работы |
23,4 |
2 |
Признание |
17,4 |
3 |
Процесс работы |
12,5 |
4 |
Ответственность |
12,0 |
5 |
Продвижение по службе |
7,1 |
6 |
Профессиональный рост |
4,3 |
7 |
Уровень заработной платы |
4,3 |
8 |
Отношения с руководством |
3,8 |
9 |
Отношения с коллегами |
2,7 |
10 |
Отношения с подчиненными |
2,7 |
11 |
Политика организации |
2,2 |
12 |
Качество контроля со стороны руководства |
2,2 |
13 |
Уровень деловых отношений |
1,6 |
14 |
Статус |
1,6 |
15 |
Личная жизнь |
1,1 |
16 |
Безопасность |
1,1 |
Менеджмент организации при создании системы мотивирования часто исходит из принципа: «Мы сами знаем, что хотят работники». В результате работник получает далеко не то, что находится в сфере его мотивационных интересов, а иногда полученное поощрение вызывает даже психологическое отторжение. Методология поощрения должна быть честной, искренней и открытой в своих принципах для всего персонала, а реализация поощрения осуществляться вскоре после каждого факта одобрения поведения индивида. Следуя рекомендациям Американской ассоциации специалистов в области оплаты труда, все поощрения можно сгруппировать по следующим признакам: – широко распространенные, – хорошо видимые со стороны окружения; – выражающие поддержку руководителем своих сотрудников; – нетипичные виды поощрения. Такой список поощрений должен отражать особенности организации и персонала, но строится он на основе пожеланий самих работников.
До сих пор теории мотивации незаслуженно обходили своим вниманием два чрезвычайно важных момента. Во-первых, человек крайне редко бывает удовлетворен абсолютно, а если и бывает, то очень недолго. Чаще всего он бывает лишь более или менее удовлетворен; а во-вторых, существует своего рода иерархия желаний, в которой одно желание препотентно другому[4].
Многие ученые пытались и пытаются сформулировать универсальный механизм действенной мотивации. Несмотря на то, что таковой еще не найден, с течением времени накапливается опыт, и многие аспекты мотивации стали понятнее. На данный момент существует множество теорий, некоторые дополняют друг друга, некоторые противоречат. Многие можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории направлены на анализ факторов, которые лежат в основе мотивации: К таким теориям относится теория А. Маслоу. Она базируется на знаменитой иерархии потребностей человека. Классический вариант представления – пирамида. Абрахам Маслоу считал, что все потребности, испытываемые человеком, можно объединить в группы и выстроить их в порядке значимости. Однако «пирамида» была создана не для прямого применения в трудовой мотивации, поэтому имеет несколько недочетов (по мнению более поздних ее исследователей).
В 1950 году работу Маслоу продолжил ученый Ф.Герцберг. Он создал двухфакторную модель мотивации. Согласно данной теории, наряду с факторами, приносящими удовлетворение работнику, также существуют факторы, вызывающие неудовлетворенность. Существует мнение, что Фредерик Герцберг слишком упрощает суть мотивации трудовой деятельности в данной теории.