Файл: Теоретические основы политики мотивации персонала..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На современном этапе развития систем и методов управления персоналом становится очевидным тот факт, что без эффективной системы мотивации и стимулирования работников невозможна полноценная работа той или иной организации. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда. Разработка системы мотивации, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы. Эффективное управление, высокая отдача от подчиненных невозможны без целенаправленного и умелого воздействия на мотивацию работников, без качественной системы стимулирования труда.

Особенностью управления персоналом в рыночных условиях является возрастающая роль личности работника. Соответственно меняется и соотношение стимулов и потребностей, на которые может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Требования развития психологических основ работы с персоналом находятся в неразрывной связи с процессом совершенствования экономики в соответствии с рыночными принципами, нетерпимыми к административно-командным методам управления персоналом. На данном пути необходимо преодолеть «штампы» старых стереотипов мышления организаций в отношении работы с персоналом. Традиционные системы мотивации изжили себя, мотивация на основании только гигиенических факторов не отвечает современным требованиям работы с персоналом, так как индивидуальная мотивация богаче и при условии изменения потребностей, индивидуального развития работников, требует нового подхода в управлении трудовыми ресурсами. Преодоление «традиционности» во всех подходах к бизнесу, появление новых профессий, инновационный подход к уже существующим профессиям помогает быстрее развиваться российским компаниям. На данном этапе развития отечественного управления персоналом также очень важным моментов является повышенное внимание к сотрудникам не как к рабочей силе, а как к личности, со сложной организацией и разносторонней системой стремлений.

Важность выбора определенной системы стимулирования и мотивации персонала часто недооценивается российскими компаниями. Даже такая «банальная» и часто используемая система финансовой мотивации работников имеет много подводных камней и может иметь даже демотивационный окрас для некоторых типов работников. Нематериальные системы стимулирования труда также могут быть неэффективным и не подходящим методом повышения работоспособности и эффективности трудового процесса. В современных реалиях очень важно внимательно относится как к личности работника, так и к выбору определенной мотивации. Правильно подобранная тактика стимулирования может повысить лояльность персонала к руководству, наиболее эффективно взаимодействовать с рынком и вывести организацию на новый уровень.


Объект курсовой работы – различные модели мотивации и стимулирования персонала.

Предмет исследования – особенности реализации различных моделей мотивации и стимулирования на примере ООО «Калейдоскоп».

Целью курсовой работы является исследование различных моделей мотивации и стимулирования персонала на предприятии, изучение особенностей реализации данных моделей на примере ООО «Калейдоскоп».

Для решения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования персонала;

- проанализировать существующую политику мотивации персонала в ООО «Калейдоскоп»;

- выявить особенности реализации различных моделей мотивации и стимулирования персонала в
ООО «Калейдоскоп»;

- скорректировать основные направления политики мотивации для достижения большей эффективности в ООО «Калейдоскоп».

При написании курсовой работы были использованы научные труды следующих авторов: Агапцовой С.А., Битулевой Н.Д., Большакова А.С., Варданян И.А., Верхоглазенко В.Н. и др.

В процессе исследовательской работы были применены такие методы, как наблюдение и анкетирование.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы политики мотивации персонала

Понятие и сущность мотивации труда персонала

Существует несколько определений термина «мотивация». Данный термин образуется от слова «мотив», которое происходит от латинского глагола movere (то есть двигаться). Некоторые определения «мотивации» российских ученых представлены в таблице 1[1].

Авторы, источники

Определение

Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. «Экономика и социология труда» 1999 г.

Мотивация – это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения, обоснования реального трудового поведения.

Генкин Б.М. «Экономика и социология труда» 1998 г.

Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных интересов.

Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. «Управление персоналом» 1998 г.

Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности.

Шахова В.А., Шапиро С.А.

«Мотивация трудовой деятельности» 2003 г.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.


Таблица 1

Определения «мотивации»

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация – это внутреннее или внешнее побуждение к действию.

Методы, используемые в мотивации труда, схожи с методами, которые используются в управлении персоналом в целом.

1.Административно-организационные методы.

Составление должностных инструкций, аттестация работников, издание инструктивно-нормативных документов, применение положений
ТК РФ, наблюдение за внутренним распорядком.

2.Экономические методы.

Премирование, бонусы, надбавки, дополнительные льготы, комиссионные с продаж, участие в прибыли.

3.Социально-психологические методы.

Участие в управлении, моральное стимулирование, формальное и неформальное общение, социальное развитие коллектива, формирование корпоративного духа, эстетика условий труда.

Очень важно создать условия, при которых человек ощущает значимость своего труда, испытывает чувство причастности к определенному коллективу, доволен и общителен с коллегами. Хорошо всегда четко определять "полезность" профессиональных качеств сотрудника для компании и показатели, определяющие профессиональные успехи, которые достигнуты в личных интересах самого сотрудника. Эти показатели, не оказывая прямого влияния на материальное обеспечение сотрудника, могут учитываться в кадровой работе. Если выявить индивидуальные мотивы сотрудников и адаптации механизма их удовлетворения, при прочих равных условиях, то достигается наибольшая производительность труда. Но потребности человека постоянно меняются, и потому, процесс улучшения мотивации бесконечен. Каждый индивид сочетает в себе характерные черты обоих мотивационных классов в той или иной пропорции. При этом выделены пять «чистых» мотивационных типов: люмпенизированный, инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский. Для люмпенизированного типа характерно отсутствие предпочтений к выполняемой работе, низкая квалификация, активность и ответственность, стремление к минимизации трудовых усилий.

Инструментальный тип интересует цена труда, а не его содержание, самостоятельность, выражаемая в отказе от «подачек» со стороны руководства[2].

Профессиональный тип интересует содержание работы, для него важны свобода и возможность самовыражения.

Патриотический тип означает работу во имя идеи, здесь на первый план выходит общественное признание участия в успехе.

Хозяйский тип характеризуется добровольным принятием ответственности, обостренным стремлением к свободе, неприемлемостью мелочной опеки и контроля.


Оценку персонала с точки зрения принадлежности к определенному мотивационному типу рекомендуется осуществлять посредством анкетирования. Мотивирование предполагает, что индивид реагирует на внешние стимулы в соответствии со своим мотивационным профилем. При этом реакция может быть положительная, нейтральная или отрицательная, что позволяет установить связь между «чистыми» мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования.

В многочисленных исследованиях изучаются приоритеты отдельных факторов мотивирования. Так, например, американский социолог Стивен Рейс считает, что жизненными желаниями человека руководят 16 мотивов, которые ранжируются в следующем порядке:

1) власть;

2) независимость;

3) любознательность;

4) одобрение;

5) порядок;

6) экономия;

7) честь;

8) идеализм;

9) общение;

10) семья;

11) положение в обществе;

12) месть;

13) любовные отношения;

14) еда;

15) физические упражнения;

16) спокойствие.

Статистические данные (таблица 2) свидетельствуют, что наиболее значимыми в мотивировании являются следующие факторы: результат работы, признание, процесс работы, ответственность и продвижение по службе, в сравнении с которыми уровень заработной платы существенно менее значим[3].

Таблица 2

Факторы мотивирования и их значимость для человека

№ п/п

Наименование фактора мотивирования

Удельный вес фактора, в %

1

Результат работы

23,4

2

Признание

17,4

3

Процесс работы

12,5

4

Ответственность

12,0

5

Продвижение по службе

7,1

6

Профессиональный рост

4,3

7

Уровень заработной платы

4,3

8

Отношения с руководством

3,8

9

Отношения с коллегами

2,7

10

Отношения с подчиненными

2,7

11

Политика организации

2,2

12

Качество контроля со стороны руководства

2,2

13

Уровень деловых отношений

1,6

14

Статус

1,6

15

Личная жизнь

1,1

16

Безопасность

1,1


Менеджмент организации при создании системы мотивирования часто исходит из принципа: «Мы сами знаем, что хотят работники». В результате работник получает далеко не то, что находится в сфере его мотивационных интересов, а иногда полученное поощрение вызывает даже психологическое отторжение. Методология поощрения должна быть честной, искренней и открытой в своих принципах для всего персонала, а реализация поощрения осуществляться вскоре после каждого факта одобрения поведения индивида. Следуя рекомендациям Американской ассоциации специалистов в области оплаты труда, все поощрения можно сгруппировать по следующим признакам: – широко распространенные, – хорошо видимые со стороны окружения; – выражающие поддержку руководителем своих сотрудников; – нетипичные виды поощрения. Такой список поощрений должен отражать особенности организации и персонала, но строится он на основе пожеланий самих работников.

До сих пор теории мотивации незаслуженно обходили своим вниманием два чрезвычайно важных момента. Во-первых, человек крайне редко бывает удовлетворен абсолютно, а если и бывает, то очень недолго. Чаще всего он бывает лишь более или менее удовлетворен; а во-вторых, существует своего рода иерархия желаний, в которой одно желание препотентно другому[4].

Многие ученые пытались и пытаются сформулировать универсальный механизм действенной мотивации. Несмотря на то, что таковой еще не найден, с течением времени накапливается опыт, и многие аспекты мотивации стали понятнее. На данный момент существует множество теорий, некоторые дополняют друг друга, некоторые противоречат. Многие можно разделить на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории направлены на анализ факторов, которые лежат в основе мотивации: К таким теориям относится теория А. Маслоу. Она базируется на знаменитой иерархии потребностей человека. Классический вариант представления – пирамида. Абрахам Маслоу считал, что все потребности, испытываемые человеком, можно объединить в группы и выстроить их в порядке значимости. Однако «пирамида» была создана не для прямого применения в трудовой мотивации, поэтому имеет несколько недочетов (по мнению более поздних ее исследователей).

В 1950 году работу Маслоу продолжил ученый Ф.Герцберг. Он создал двухфакторную модель мотивации. Согласно данной теории, наряду с факторами, приносящими удовлетворение работнику, также существуют факторы, вызывающие неудовлетворенность. Существует мнение, что Фредерик Герцберг слишком упрощает суть мотивации трудовой деятельности в данной теории.