Файл: Педогогический авторитет преподователя физической культуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции преподавателя физического воспитания.

Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности обучающегося.

Образовательно-просветительные функции заключаются в передаче учащимся специальных знаний и умений.

Управленческо-организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.

По сравнению с преподавателями других специальностей преподаватель физической культуры работает в специфических условиях. В психологии физического воспитания выделяют три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.

Три группы условия:

Условия психической напряженности:

  • шум от криков занимающихся, который отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у преподавателя;
  • необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
  • значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
  • ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм.

Условия физической нагрузки:

  • необходимость показывать физические упражнения;
  • осуществление физических действий совместно с учащимися (особенно в походах);
  • необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.

Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:

  • климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
  • санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Деятельность преподавателя физической культуры всегда связана с решением педагогических задач.

Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и корректировка, после получения результатов – ретроспективный анализ достигнутого результата и сопоставление его с планируемым.

Для формирования такой компетенции преподавателя физической культуры как способность успешно решать педагогические задачи на уроке, необходимо учитывать данные специально разработанной системы самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует общим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и условно делится на три направления:


1) воспитательное: развитие личности студента, формирование его нравственности, мировоззрения;

2) методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию, возрастным и индивидуальным особенностям);

3) проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т. е. на совместную деятельность в группе с двумя адресатами: студентом (что дает ему данный урок в плане развития речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных способностей, речемыслительной деятельности, самосознания).

Профессиональное мастерство преподавателя физической культуры во многом определяется его способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:

• дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его доступным. Преподаватель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конкретной группы студентов, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в умении преподавателя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное – простым, неясное – понятным;

• академические способности – это способности к соответствующей области наук (учебный предмет). Способный преподаватель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет исследовательскую работу;

• перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир студента, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности его и его психического состояния:

  • речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и к пантомимики. При этом преподавателю важно проявлять силу, убежденность и заинтересованность в том, что он говорит;
  • организаторские способности – это умение организовать студентов, формировать их коллектив, воодушевить занимающихся на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать собственную деятельность;
  • авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авторитета;
  • коммуникативные способности – это способность к общению со студентами, умение найти к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности;
  • педагогическое воображение - это способность предвидеть последствия педагогической деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что может «получиться» из студентов;
  • аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между несколькими видами деятельности одновременно.

Преподавателю необходимо следить за содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех студентов, реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание преподаватель. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета преподавателя. Если он пользуется авторитетом у студентов, то способен оказывать на них более сильное воспитательное воздействие.

Авторитет преподавателя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога.

2.2 Компоненты авторитета преподавателя физической культуры

Авторитет преподавателя физической культуры слагается из ряда компонентов:

1) Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Очень важен и статус преподавателя, как спортсмена в прошлом.

2) Авторитет возраста, который определяется тем, что преподаватель для студентов всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большими опытом.

3) Авторитет должности (статус преподавателя как педагога) дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями преподавателя.

4) Нравственный авторитет (авторитет преподавателя как личности). Создается, во-первых, формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во-вторых, действительным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как преподавателю особенностям своего «Я».

5) Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда преподаватель позволяет студентам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения преподавателя со студентами не перешли на «панибратство», поэтому между ними должна соблюдаться определенная дистанция.

6) Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, преподаватель, уступая студентам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала.

Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного подхода к организации обучения (личностно-деятельностный подход), равно как и ряд нижеследующих видов авторитета преподавателя.


7) Авторитет подавления основан на боязни студентов перед преподавателем.

Как правило, преподаватели, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что воспитание сводится к простому послушанию.

Рисунок 1. Структура авторитета

Для создания авторитета резонерства характерно поведение преподавателя, который постоянно поучает студентов, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен.

Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае преподаватель руководствуется бюрократическими принципами.

Перечисленные компоненты образуют единый авторитет преподавателя, в котором может преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет преподавателя физической культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств и не вредили бы процессу воспитания и обучения студентов.

Заключение

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о значении педагогического авторитета учителя физической культуры, дать определение и выявить его компоненты: профессиональный и личностный. Педагогический авторитет это - влияние учителя физической культуры, основанная на знаниях нравственных достоинствах жизненном опыте, выражается в способности учителя направлять, не прибегая к принуждению, мысли, чувства и поступки своих учеников, а также в признании последними за ним право на руководство в готовности следовать его указаниям и советам.

Выявлены значения ложного и истинного авторитета учителя. Ложный авторитет учителя - это попустительство, заискивание, равнодушие, декларативность и авторитарность, стеснение воли и ума учеников, неоправданная насильственность. Истинный авторитет учителя - это деятельность на основе нравственного закона; разумного, творческого, ясного и непогрешимого убеждения и стремления; огромных знаний; безупречного поведения.

Модель преподавания физической культуры, основана на педагогическом авторитете учителя физической культуры. Учитель физической культуры, моделируя и реализуя на практике процесс фоизического развития учащихся определяет цель обучения учеников, планирует их желаемые изменения, проектирует знания, умения, свойства и качества, которые должны быть развиты и сформированны в результате авторитетного педагогического воздействия с учетом инициативы и самостоятельности учащихся.


Список использованной литературы

  1. Педагогика:  Учебное  пособие  /  В.Г.  Рындак,  Н.В.  Алехина,  И.В.  Власюк,  и  др.;  Под  ред.  проф.  В.Г.  Рындак.  М.:  Высшая  школа,  2006,  с.  5.
  2. Сенашенко  В.С.  Индивидуализация  учебного  процесса  как  основа  обновления  характера  и  видов  профессиональной  деятельности  преподавателя  высшей  школы  /  В.С.  Сенашенко,  О.В.  Богословская  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.conf.muh.ru/071227/thesis_Senashenko2.htm  (дата  обращения  18.01.2019
  3. Силуянова К.А., Гарина И.А. Авторитет преподавателя, как одна из составляющих методики преподавания социологии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: sibac.info/archive/social/9.pdf (дата обращения: 23.01.2019)
  4. Андриади И.П. Истоки становления авторитета учителя // Школа и производство.-2011,-№8 с.2.
  5. Андриади И.П.Основы педагогического мастерства-М.: Издательский центр "Академия", 2015.
  6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М: Физическая культура и спорт, 2017.
  7. Березняк Е. Авторитет учителя: из чего он складывается.// Учитель. 2017, -№3.-с6.
  8. Березняк Е. Дети другие. А учитель? Откровенно об авторитете педагога.//Правда.-2016,-23 сентября.
  9. Братченко С.Л., Рябченко С.А. Авторитарный стиль педагогического общения //Magister. 2017. №3.
  10. Вавилов Ю. П. Специфика профессии учителя начальных классов //Педагогическое образование и наука.2012.-№1.с.33-35.
  11. Васильев И. Идея и дело.//Учительская газета.-2016,18 августа.
  12. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия". -2012.-208с.
  13. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2013. -192с.
  14. О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Академия,2012, -400с.
  15. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - с.56-57.
  16. Теория и методика физической культуры./ под ред. Ю.Ф. Курамшина.-М: «Спорт».-2014. 465с.
  17. Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация школьников.-М.: Просвещение, 2017.-192с.
  18. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения.-М.:2016. –с.113-115.
  19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – с.56-57.
  20. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.//Собр. соч.: Т.2.М.,2016. –с.29.
  21. Яковлев.С. Имидж учителя: каким ему быть?//Учитель.-2017. -№1.с.64-70.