Файл: Физические и юридические лица. Общее понятие (Виды юридических лиц, их правоспособность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК)[10].

В зависимости от степени и характера участия органов государственной власти в процедуре образования юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц:

1) явочно-нормативный. С точки зрения данного подхода решение о создании юридического лица принимается его учредителями самостоятельно. При этом уполномоченный государственный орган вправе осуществлять контроль за процессом создания юридического лица через процедуру государственной регистрации факта создания. В законе установлены правила создания, указывается перечень документов, которые следует представить на регистрацию. Нужно соблюсти эти (заранее установленные) требования. И обратиться (явиться) в регистрирующий орган. Требования соблюдены – производится регистрация. Данный порядок в настоящее время преобладает в РФ.

2) распорядительный. Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.;

3) разрешительный. Предполагается, что для создания юридического лица требуется разрешение уполномоченного государственного органа, который осуществляет проверку целесообразности возникновения определенного юридического лица и правомерности процедуры его учреждения1. Например, на создание коммерческой организации требуется разрешение антимонопольного органа в случае, если ее уставный капитал оплачивается акциями другой коммерческой организации, суммарная стоимость активов которой превышает 7 млрд руб. (п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

В процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы:

1) принятие решения об учреждении юридического лица;

2) государственная регистрация юридического лица.

При создании юридического лица одним лицом решение об учреждении принимается учредителем единолично. В случае, если юридическое лицо учреждается несколькими учредителями, решение о его создании должно быть принято единогласно[11].


В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения:

• об учреждении юридического лица;

• об утверждении его устава;

• о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества;

• об избрании (назначении) его органов;

• о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) (ст. 50.1 Гражданского Кодекса).

Принятие решения об учреждении юридического лица сопровождается созданием и утверждением учредительного документа, который определяет его правовое положение.

Учредительным документом юридического лица в соответствии с Гражданским Кодексом является устав. Исключением являются хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 Гражданского Кодекса).

Учредительным документом юридического лица в соответствии с ГК выступает устав. Исключение – хозяйственные товарищества, которые осуществляют свою деятельность на основании учредительного договора, имеющего юридическую силу устава (абз. 2 п. 1 ст. 52 Гражданского Кодекса). Другим исключением в настоящее время являются государственные корпорации, которые действуют на основании закона о такой корпорации. В учредительных документах должны содержаться сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов. Сведения, необходимые для включения в устав юридического лица, таким образом, могут конкретизироваться в соответствии с Гражданским Кодексом и иными федеральными законами. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах в устав акционерного общества, помимо указанных выше сведений, включаются сведения о правах акционеров, о размере уставного капитала, о размещаемых обществом акциях и др.

В уставе некоммерческой организации, а также в уставе унитарного предприятия в силу особого статуса таких юридических лиц должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности. По общему правилу сведения о предмете и целях деятельности коммерческой организации не обязательны для включения в ее устав (но могут быть, а иногда должны быть включены).


Юридическое лицо может быть зарегистрировано, если представлен типовой устав. Формы типовых уставов утверждаются уполномоченным государственным органом. При этом сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, должны включаться в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При использовании юридическим лицом типового устава сведения о наименовании, фирменном наименовании и месте нахождения юридического лица указываются только в ЕГРЮЛ.

Примерами могут служить Государственная корпорация по атомной энергии Росатом, Государственная компания, Российские автомобильные дороги, Агентство по страхованию вкладов, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по космической деятельности, Роскосмос и др. Юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность со дня занесения данных о нем в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – в отношении коммерческих организаций. В отношении некоммерческих организаций таким уполномоченным органом выступает Министерство юстиции РФ и его территориальные органы (ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях); в отношении кредитных организаций – Банк России (ст. 12 Закона о банках и банковской деятельности).

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.).

Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом[12].

Требования государственного органа о предоставлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.


В соответствии с п. 3 ст. 51 Гражданского Кодекса до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности. Таким образом, проверка документов осуществляется не только по формальному признаку (соответствие закону), но и по содержанию (соответствие действительности). Несоответствие содержащихся в поданных на регистрацию документах сведений действительности должно являться основанием для отказа в регистрации. Например, одним из оснований для отказа в государственной регистрации является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. ォрサ п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Сведения о вновь созданном юридическом лице заносятся в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления. При этом следует отметить, что в соответствии с нормами Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 4.1 ст. 9) регистрирующий орган не проверяет поданные документы на их соответствие действующему законодательству, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом. В частности, регистрирующий орган не уполномочен по общему правилу проверять содержание учредительных документов юридического лица на их соответствие закону (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ № 25). В то же время исходя из толкования п. 1 ст. 23 названного Закона (об основаниях отказа в регистрации) можно сделать вывод о проведении регистрирующим органом определенного рода проверок, направленных на установление соответствия закону вносимых в реестр сведений (например, о соответствии требованиям федерального закона наименования юридического лица). Однако отсутствие в п. 1 ст. 23 названного Закона такого общего основания для отказа в регистрации юридического лица, как несоответствие действительности сведений, содержащихся в его документах, вступает в определенное противоречие с нормами ГК, предоставляющими регистрирующему органу право на проверку достоверности данных о юридическом лице (п. 3 ст. 51), и делает очевидной необходимость установления в законодательстве более четкого механизма процедуры проверки документов, подаваемых для государственной регистрации.


ГК в п. 2 ст. 51 закрепляет принцип публичной достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, в соответствии с которым лицо, действовавшее в гражданском обороте, полагаясь на данные о своем контрагенте –юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считается добросовестным. Юридическое лицо по общему правилу не вправе ссылаться на недостоверность таких данных, например, на отсутствие полномочий у лица, заключившего сделку от имени юридического лица и значащегося в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Юридическое лицо освобождается от ответственности перед контрагентом за недостоверность или недостаточность сведений, включенных в реестр, в случаях, если: 1) контрагент заведомо знал или должен был знать о недостоверности сведений; 2) недостоверные сведения включены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица, например в результате недобросовестного поведения должностных лиц регистрирующих органов.

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 23). Отказ в государственной регистрации может быть оспорен в судебном порядке[13].

Таким образом, можно сказать, что юридические лица являются искусственно созданными субъектами права. Они существуют с момента внесения в гос. реестр записи о регистрации нового субъекта права и до момента внесения записи о его исключении из реестра. Создание юридического лица преследуют различные цели, которые в основном заключаются в объединении капиталов и профессиональном управлении имуществом юридического лица, а аткже в ограничении имущественной ответственности учредителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физические лица - это люди, обладающие правом вступать в правоотношения. Каждый из нас с точки зрения права представляет собой физическое лицо. Наше законодательство не делает каких-либо исключений, и любой человек, являясь субъектом правоотношений, рассматривается как физическое лицо.

Юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношении. Как и любой субъект права, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность юридических лиц (в отличие от физических) возникает одновременно с моментом регистрации организации в государственных органах в качестве юридического лица.