Файл: Понятие и значение приватизации (Приватизация федерального имущества ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
Касаясь вопроса компенсации, С.В. Степашин сказал: «В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах и что они стоили на самом деле. Но сделать это, сразу предупреждаю, будет непросто. Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры, подключить независимые органы финансового контроля, в том числе Счетную палату. Мы готовы вместе все посчитать».
Наибольшее количество вопросов при обсуждении проблемы легитимности приватизации 1990-х годов касалось залоговых аукционов. В уже упоминавшемся аналитическом докладе Счетной палаты Российской Федерации проблема залоговых аукционов отдельно не рассматривалась. Однако упоминание о незаконном их проведении в тексте доклада есть: «Вопреки статье 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1995 год», устанавливающей, что в текущем году при приватизации досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов акций нефтяных компаний, созданных и создаваемых в соответствии с указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, не осуществляется, Госкомимущество России выставило в 1995 году на инвестиционные конкурсы (торги) и залоговые аукционы пакеты акций нефтяных компаний «Юкос», «Лукойл», «Сиданко», «Сургутнефтегаз» и других».
Следует отметить, что залоговые аукционы 1995 года применялись в качестве механизма приватизации не только названных завидных промышленных гигантов, но еще и таких, как «Норильский никель», «Сибнефть». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1995 года № 889 «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности» в целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования федеральных пакетов акций было принято решение о проведении в IV квартале 1995 года аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии в целях обеспечения поступления в федеральный бюджет на 1995 год средств от использования принадлежащего государству имущества. Проведенное ранее массовое акционирование предприятий создало широкий рынок акций крупнейших хозяйственных обществ.
При проведении залоговых аукционов правительство получало кредит у нескольких коммерческих банков, передавая им взамен во временную собственность пакеты акций. На основании Указа Президента Российской Федерации № 889 Госкомимуществом России был определен перечень предприятий (первоначально их было 29, потом до конца 1995 года из них было исключено 8 предприятий), пакеты акций которых были выставлены на аукционы на право закрепления договоров кредита, залога этих акций и комиссии. С 4 ноября по 28 декабря 1995 года Министерство финансов Российской Федерации заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров.
Из 11 распоряжений Госкомимущества России по вопросам, связанным с организацией и проведением залоговых аукционов в целом, в открытом доступе в электронных нормативных базах («Консультант», «Гарант») находятся лишь 6 распоряжений (все подписаны временным исполняющим обязанности председателя Госкомимущества России А.Р. Кохом). При этом единственным доступным распоряжением, касающимся условий проведения конкретного аукциона, является распоряжение от 20 октября 1995 года № 1518-р о проведении в четвертом квартале 1995 года аукциона на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности 45 процентов акций АООТ «Нефтяная компания «ЮКОС» и комиссии одновременно с инвестиционным конкурсом по продаже 33 процентов акций АООТ «Нефтяная компания «ЮКОС». Способом обеспечения обязательств заявителя для участия в аукционе и инвестиционном конкурсе определено депонирование 350 миллионов долларов США на счетах Министерства финансов Российской Федерации в Центральном банке Российской Федерации. (В скобках уместно отметить, что 19 декабря 2004 года 76,79 процента акций «Юганскнефтегаза» - дочерней компании НК «ЮКОС» были проданы Федеральной службой судебных приставов на аукционе за 9,3 миллиарда долларов малоизвестной компании ООО «Байкалфинансгрупп», которая через несколько дней была куплена государственным ОАО «Роснефть».)
Через установленное время правительство должно было возвратить кредиты, в случае невозврата государственные пакеты акций переходили в собственность банков. Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность банков, участвовавших в аукционах. Реализация предмета залога (пакетов акций) осуществлялась в соответствии с договорами комиссии, заключавшимися Российским фондом федерального имущества с победителями аукционов. При этом продажа комиссионером находящихся в федеральной собственности акций, переданных в залог, должна была осуществляться любым из способов, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации, по выбору комиссионера, кроме инвестиционных торгов.
Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что, с юридической точки зрения, невозврат государством кредита не означал автоматического перехода права собственности на пакеты акций от государства к банкам. Только один юридический момент связан с вступлением в действие с 1 января 1995 года части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда (статья 249), а реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено взыскание, производится путем продажи с публичных торгов. И только при объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.
Непроведение требуемых законом процедур по реализации заложенного имущества объективно свидетельствует об отсутствии заинтересованности государства в возвращении заложенных активов. Внимательное юридическое рассмотрение обстоятельств, связанных с осуществлением залоговых аукционов, могло бы позволить при наличии политической воли поставить вопрос о признании таких сделок недействительными по основаниям статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации (недействительность мнимой и притворной сделок).
Заключение
Есть четыре очевидных аргумента в пользу приватизации.
Во-первых, приватизация повысит качество управления и эффективность приватизируемых компаний. Во всем мире приватизация повышает эффективность и рыночную капитализацию приватизируемых компаний.
Во-вторых, приватизация резко улучшит конкурентную среду в российской экономике. Сегодня контрольные высоты в ключевых отраслях российской экономики заняты госкомпаниями. Эти компании, если и конкурируют друг с другом, то не по рыночным правилам. Это не только вредит их потребителям, но и подрывает стимулы к развитию у их поставщиков.
В-третьих, приватизация не только оздоровит конкурентную среду сегодня - она создаст спрос на институциональные реформы завтра. Аргумент реформаторов 1990-х гг. о том, что без частной собственности нет спроса на рыночные институты, сегодня кажется очевидным. Действительно, ведь госкомпании и госкорпорации гораздо менее чувствительны к низкому качеству судебной системы, отсутствию конкуренции и защиты прав собственности. А без этих институтов трудно рассчитывать на модернизацию и диверсификацию экономики, на улучшение инвестиционного климата, на возврат покинувшего страну капитала и на повышение темпов экономического роста.
В-четвертых, приватизация принесет существенные средства в бюджет. Сегодня, когда бюджет сводится без дефицита, кажется, что лишние деньги бюджету не нужны. Но это не так - дополнительные средства дадут возможность для пенсионной реформы. Хотя настоящие проблемы с дефицитом пенсионной системы начнутся только через несколько лет, существенные средства помогут увеличить (а не сократить) накопительный элемент пенсионной системы уже сейчас - и тем самым через несколько лет располагать гораздо более сбалансированной пенсионной системой.
Сегодня российская экономика находится на распутье. Президент Путин и премьер-министр Медведев заявили о предстоящей в ближайшие три года масштабной приватизации. Приватизация сделает российскую экономику гораздо более конкурентной и эффективной, создаст спрос на дальнейшие институциональные преобразования. Но пока неочевидно, будут ли реализованы эти намерения. Правительство уже несколько раз составляло амбициозные планы приватизации, а доля государства в экономике только росла.