Файл: Понятие и значение приватизации (Приватизация федерального имущества ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это касается, в частности, положения статьи 21 о «безвозмездном отчуждении объекта приватизации» (хотя фактически имеет место лишь возвращение имущества собственнику), а также ее положений, которыми неточно определяются субъекты, обязанные предъявлять иски в суде и согласовывать социальные условия конкурса. Приватизация государственного и муниципального имущества является не только способом прекращения права собственности по воле государства или муниципальных образований, но и рассматривается как форма масштабных преобразований отношений собственности в стране. Это в свою очередь требует скоординированной деятельности органов государственной и муниципальной власти, принятия актов административно-правового характера. В этом смысле приватизация выходит за рамки гражданских правоотношений, поскольку приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии со специальным законодательством о приватизации, что нашло отражение в статьях 217, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). 

В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Названной статьей также предусмотрено, что положения ГК РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Статья 235 ГК РФ, определяя общие основания прекращения права собственности у физических и юридических лиц (некоторые из них имеют отношение и к государственной собственности), подчеркивает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. 

Кроме того, при определении понятия «приватизации» в статье 217 ГК РФ используется термин «передано» (в отношении имущества), который включает как возмездное, так и безвозмездное отчуждение публичной собственности Однако отчуждение имущества в собственность физических и юридических лиц осуществляется только по решению собственника в порядке, предусмотренном законом о приватизации Исходя из этого термина, в ГК РФ, таким образом, подразумевается возможность осуществления приватизации, в том числе, на безвозмездной основе. 


Федеральный закон от 21 07 1997 г № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о приватизации 1997 года) наделил понятие приватизации необходимым признаком возмездности, определив приватизацию как возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Это не совсем согласовывалось со способами приватизации государственного и муниципального имущества, перечисленными в статье 16 того же Закона Нельзя рассматривать возмездным отчуждением (продажей) публичного имущества преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности (статья 20 Федерального закона о приватизации 1997 года) Термин «приобретение», использованное в статье 1 Закона о приватизации 1991 года, точнее отражало характер правовой формы преобразования отношений собственности. Период между двумя этими законами можно охарактеризовать как период от раздачи государственной собственности к торговле ею. 

Федеральный закон от 21 12 2001 г № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации 2001 года) не внес существенных изменений в данное Законом о приватизации 1997 года определение. Согласно статье 1 Закона о приватизации 2001 года под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Хотя данное определение нельзя считать полным, поскольку оно не охватывает преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. В это понятие не укладывается отчуждение принадлежащих государству исключительных прав. Ведь ГК РФ не считает исключительные права имущественными (статья 128 ГК) Кроме того, сам термин «отчуждение» нуждается в дополнительном определении. ГК РФ не дает понятия отчуждения имущества, хотя широко оперирует им (статьи 209, 235, 239, 267, 273 ГК РФ). По смыслу указанных норм ГК РФ под отчуждением понимается передача - как возмездная, так и безвозмездная, -собственником имущества в собственность другого лица В результате имущество для бывшего собственника становится чужим (отсюда - отчуждение).


Законом дано скорее экономическое, нежели юридическое понятие приватизации В этом понятии отражена общая цель приватизации, то есть безотносительно к конкретным объектам приватизации Итак, данное в Законе понятие приватизации - это ее цель. В целом, приватизация в юридическом значении этого термина - это результат исполнения решений органов власти и совершенных на их основе сделок, направленных на передачу государственного и муниципального имущества в частную собственность юридических и физических лиц. Правовой результат приватизации - переход права собственности на объекты государственной собственности в собственность физических и юридических лиц на основе сложного юридического состава, включающего акт органа власти (акт органа власти ненормативного характера как юридический факт), сделку по отчуждению имущества в частную собственность и исполнение этой сделки 
Институт приватизации как совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих поведение участников отношения по поводу прекращения права публичной собственности на имущество и приобретения его на праве частной собственности, включает в себя нормы, которые прямо или косвенно регулируют проблему эффективности. Пробелы в этом аспекте приватизационного законодательства приводят, особенно в условиях трансформационной приватизации, к серьезным экономическим и социальным потерям Приватизация отражает, инициирует и закрепляет становление как нового права частной собственности, так и обновленного права публичной собственности Договор в приватизационном обязательстве появляется лишь на завершающем этапе приватизационной сделки Гражданские права и обязанности возникают в приватизационном обязательстве не из договора, а по другому основанию.

Таким образом, следует обратить внимание на то, что заключению договора предшествует властно-распорядительный акт о приватизации имущества. Осуществление приватизации в порядке, предусмотренном федеральными законами о приватизации государственного и муниципального имущества, предполагает переход от государства в частную собственность не только вещей, но и не только вещей или даже совокупности вещей, но и всего объема прав титулодержателя имущественного комплекса Под приватизацией государственных и муниципальных предприятий с этой точки зрения должно пониматься «не просто приобретение у государства в частную собственность средств производства, неких объектов собственности (набора движимого и недвижимого имущества), а приобретение титула обладателя целостного имущественного комплекса, в состав которого могут входить все виды имущества, предназначенные для его деятельности, а также исключительные права на объекты интеллектуальной собственности - изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, объекты охраны авторского права и смежных прав и другие объекты, для которых предусмотрена охрана согласно законодательству Российской Федерации, законодательству других государств, на территории которых таким объектам предоставлена правовая охрана».


Таким образом, понимание приватизации как юридической категории значительно уже его экономического содержания. Неслучайно, широкая трактовка термина «приватизация» характерна для экономической литературы. Между тем, узость юридического понятия приватизации, в отрыве от экономической составляющей, не может полностью раскрывать весь объем критериев, отражающих явление приватизации. Необходимость новой трактовки понятия приватизации с точки зрения самого явления заключается во взаимосвязи экономической и юридической стороны термина «приватизация», в связи с чем следует дать расширенное толкование термина приватизации как юридической категории, но с учетом экономического обоснования: «приватизация представляет собой взаимосвязанное юридически и экономически обоснованное явление, заключающееся в возмездном отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц с целью повышения эффективности экономики», что представляется наиболее правильным, поскольку учитывает все факторы развития процесса приватизации в настоящее время с точки зрения экономических и юридических реформ в стране.

2. Приватизация государственной собственности

В российских реформах началом экономических преобразований была политика разгосударствления, где главным инструментом является приватизация государственной собственности. Вопрос о необходимости сохранения государственной собственности в рыночных отношениях не обсуждается, т. к. государственная и частная хозяйственная деятельность, сосуществуя на одном экономическом пространстве, практически всегда могут решить экономические, правовые вопросы и проблемы полноценного, конкурентного рынка. Государственная собственность интегрируется в рыночную систему и должна сохранить свойство главного звена всей хозяйственной цепи. В каждом государстве доля собственности разная и играет неодинаковую роль в экономике. 

Приватизация - это процесс, связанный с передачей или продажей государственной собственности физическим или юридическим лицам и созданием конкурентного рынка для производимой продукции приватизированными предприятиями. И. Комарицкий считает, что под приватизацией обычно понимается правовой институт сферы регулирования права собственности, означающий прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности. Поскольку при приватизации всегда идет речь о прекращении права государственной собственности, то подобного рода отношениям присущ публичный элемент. Это вызывает необходимость разработки некоторых общих, установленных публично правил такого перехода права собственности.


Как показали результаты 20-летней приватизационной кампании, приватизация была неподготовленной ни в экономическом, ни в правовом плане, и она имела свои особенности: приватизация проходила в кратчайшие сроки, что отразилось на качестве приватизационного процесса; смена собственника на средства производства не привела к притоку внешних и внутренних инвестиций, как ожидалось; приватизация не сопровождалась функциональной реорганизацией, отсутствовала правовая база; "нечестная приватизация", которая привела к криминализации экономики и расслоению общества; отсутствие соответствующего контроля за приватизированными предприятиями со стороны контролирующих органов, государства, общества. 

В мировой практике различают два типа приватизации: первый тип - это страны, где совершенствовались рыночные отношения: Германия, Франция, Англия и другие страны; второй тип - это страны, где формировалась рыночная экономика: Польша, Болгария, Россия и другие страны Восточной Европы. Россия относится ко второму типу приватизации, проводимой в сжатые сроки, где главной задачей было формирование основ рыночной экономики, т. е. частной собственности, как экономического базиса общества. 

При проведении приватизации государственной собственности во всех отраслях экономики одновременно наблюдался процесс социального неравенства и несправедливое распределение экономических благ по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы. 
Экономически оправданной стала приватизация убыточных, нерентабельных предприятий, а реструктуризация средних и крупных компаний шла медленно или была просто невозможна без финансовых вливаний. В итоге приватизированные предприятия оказались малоэффективными и не конкурентоспособными, так как для каждой компании как участника рынка конкурентная среда важнее, чем форма собственности. Следует отметить, что при проведении эффективной экономической политики и государственные предприятия могут функционировать не хуже, чем частные. Например, как показывает опыт Китая, предприятия, не меняя форму собственности, участвуют в рыночных процессах за счет стимулирования конкуренции и укрепления финансовой дисциплины. 

Несмотря на отрицательные стороны первого этапа приватизации, как было отмечено выше, как и планировали в начале экономических реформ в короткие сроки сформировался негосударственный сектор (рынок ценных бумаг, закрепились акционерные общества, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, консалтинговые фирмы и т. д.). 
Методы проведения приватизации собственности зависели от конкретных принципов, на которых передавали государственную собственность в частные руки. Можно рассмотреть классификацию АО с той или иной степенью государственного участия с соответствующими ограничениями в приватизации, представленную Мингосимуществом России, чтобы упоря- 
дочить проведение приватизационных сделок: