Файл: Теоретические основы финансового рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всех финансовых посредников можно разделить на две группы: одни обеспечивают торговлю на финансовом рынке, другие связывают эмитентов и инвесторов.

К первой категории относят биржи, депозитарии, расчетные центры, т.е. всех, кто делают возможными торги на финансовом рынке. Вторая категория финансовый посредников включает в себя брокеров, дилеров и различные управляющие компании.

При этом необходимо понимать различия данных участников и их ролей. Например, брокеры оказывают услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг за счет своих клиентов, и при этом они вправе приобретать за свой счет ценные бумаги, не размещенные в срок. Доходом брокера является комиссионное вознаграждение.

Дилеры же, в свою очередь, производят все операции с ценными бумагами за свой счет, а их доход складывается из разницы между ценой продажи и ценой покупки ценных бумаг.

Управляющие компании ведут деятельность по доверительному управлению денежными средствами и ценными бумагами по поручению и в целях своих клиентов.

Помимо этого, выступать в качестве посредника могут банки и даже небанковские финансовые учреждения: кредитные учреждения, лизинговые компании, страховые компании, инвестиционные фонды и другие юридические лица, занимающиеся только операциями на финансовых рынках и имеющих государственную лицензию на проведение таких операций[19].

Кроме указанных выше субъектов (покупатели, продавцы и посредники), ведущих активную деятельность на финансовых рынках, есть отдельная группа участников, занимающаяся регулированием этой деятельности. К числу таких участников относят государственные органы (например, Федеральная служба по финансовым рынкам) и саморегулируемые организации (СРО). Такие организации играют важную роль: они контролируют деятельность финансовых институтов и формируют правила поведения участников на финансовых рынках. Они также проводят проверки кредитных организаций, устанавливают обязательные требования к их деятельности, могут запрещать или ограничивать проведение каких-либо операций на рынке и многое другое.

Огромный вклад в развитие и функционирование финансовых рынков вносят такие международные организации, как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития и многие другие.

Такие организации оказывают заметное влияние на международный финансовый рынок. Благодаря их высоким рейтингам надежности они могут привлекать большие объемы денежных средств и в дальнейшем предоставлять этот капитал в качестве займа правительствам развивающихся стран или финансировать какие-либо крупные проекты[20].


Помимо основных участников финансовых рынков существуют так называемые «сопутствующие» организации, занимающиеся оптимизацией движения денежного капитала и информационного обмена между субъектами рынка – они создают инфраструктуру рынка. Сюда относятся информационные агентства, бухгалтерские и юридические службы, электронные системы информации, консалтинговые агентства, т.е. все то, что способствует проведению сделок на финансовых рынках.

Выводы по главе 1.

Финансовый рынок — это система экономических отношений, в которой объект – это сделки между ее участниками, связанные с финансовыми ресурсами. Функциональное назначение финансового рынка – это посредничество в движении финансов между его участниками. Поэтому основная роль на рынке отведена финансовым инструментам, которые направляют те самые финансовые ресурсы от одного субъекта рынка к другому.

Финансовые инструменты – это документально оформленные в соответствии с действующим законодательством денежные обязательства экономических субъектов.

Выделяют следующие виды финансовых рынков: валютный, кредитный, фондовый, рынок драгоценных металлов и страховой рынок. Несмотря на специализацию каждого рынка, перед всеми ними стоит одна задача – это эффективное накопление и перераспределение ресурсов.

На любом финансовом рынке можно выделить три категории участников: покупатели, продавцы и посредники. Покупателями на финансовом рынке называются те участники, которым необходимы дополнительные финансовые ресурсы, либо которые хотят получить определенные финансовые услуги. Продавцами финансовых рынков называют тех участников, которые предоставляют свои финансовые ресурсы или услуги на определенных условиях с целью получения выгоды от уже имеющегося у них денежного капитала. Всех финансовых посредников можно разделить на две группы: одни обеспечивают торговлю на финансовом рынке, другие связывают эмитентов и инвесторов.

Финансовый рынок позволяет перераспределять капитал его участников быстро и с минимальными рисками, однако эффективность такого распределения возможна только при надлежащем информационном обмене. Информационный поток очень важен для всех участников рынка: какую цену имеет данный денежный капитал, какой уровень капитализации у определенных эмитентов и у всего рынка, чему равны те или иные финансовые показатели конкретного рынка и экономики и т.д.

Рассматривая финансовый рынок в целом, можно отметить его неоднородность: множество различных субъектов, имеющих различные характеристики и способных одновременно выступать в нескольких ролях. Такая неоднородность дифференцирует сделки, проводимые на рынке и соответствующие потоки информации. При этом, все участники рынка стараются реализовать на нем свои интересы, хотя одна из сторон (покупатель или продавец) всегда выигрывает за счет проигрыша другой стороны.


Глава 2. Роль финансового рынка в условиях современной российской экономики

2.1. Значение финансового рынка для развития российской экономики

В условиях экономических реформ и в процессе образования новых – коммерческих структур, формируются новые рыночные отношения в обществе. Приватизируются предприятия, функционируют предприятия с разными формами собственности возрождается акционирование и биржевая торговля, осуществляется полномасштабный переход к цивилизованному рыночному хозяйствованию. Постепенно складывается механизм, основанный на законах рыночной экономики и отвечающий интересам потребителей и производителей[21].

Как известно, рынок – это система экономических отношений, позволяющая эффективно функционировать отраслям народного хозяйства на основе спроса, предложения и их балансирующей цены. Рынок — это форма связи производства с потребителем, а также совокупность всех существующих и потенциальных продавцов, покупателей товаров и услуг. В узком смысле рынок представляет собой сферу непроизводственного, товарного и денежного обращения. Рыночная экономика современного государства состоит из множества рынков, которые, в свою очередь подразделяются на более мелкие сегменты[22].

Финансовый рынок – сфера рыночных отношений, где формируются спрос и предложение на все денежные ресурсы страны, и осуществляется их движение для обеспечения капиталом производственных и непроизводственных инвестиций. В любой экономике существует потребность в привлечении дополнительных денежных средств для инвестирования. В то же время постоянно имеются денежные ресурсы, которые ищут сферы прибыльного приложения. И дефицит, и излишек свободных денег возникают во всех трех основных секторах макроэкономики:

— в реальном секторе – на предприятиях, в фирмах, организациях и т. д.;

— в государственном секторе – при движении бюджетных средств и внебюджетных фондов;


— у населения, которое, имея свободные деньги, все чаще становится чистым инвестором, а в ряде случаев и заемщиком на финансовом рынке.

Финансовый рынок является посредником между свободными денежными средствами и объектами инвестирования.

С функциональной точки зрения, через финансовый рынок осуществляется аккумуляция, распределение и перераспределение денег в масштабах национальной экономики.

Финансовая экономика — это царство фиктивного капитала. Механизмом его функционирования выступает финансовый рынок. В России финансовый сектор характеризуется тем, что сюда преимущественно и устремляются свободные капиталы, в том числе и немногочисленные иностранные, прячась в одежду «портфельных» инвестиций и не желая подвергаться риску прямых, особенно долгосрочных, инвестиций в реальный сектор, особенно в его главную составляющую – материальное производство. Реальная экономика — сфера, где происходит преумножение капитала, его производство[23].

Проблемы современного типа воспроизводства, взаимодействия в нем реального и финансового секторов, его закономерностей более сложны в эпоху ускоряющегося научно-технического прогресса, изменяющего место и роль финансового рынка и материального производства в процессе общественного развития. Наложение на это особенностей, связанных с трансформацией постсоциалистической системы, еще более усложняют условия воспроизводства, как на макро, так и на микроуровне. Выявление новых условий общественного воспроизводства и новых факторов, обеспечивающих возможность устойчивого сбалансированного развития, необходимо для выработки экономической стратегии, направленной на преодоление сложившегося отставания экономики России.

Еще одним результатом функционирования финансового рынка является формирование государственных финансов, которые представлены государственным бюджетом и кредитом, и системой внебюджетных фондов. Они становятся экономической основой функционирования государства.

Финансовый рынок – это рынок с «широким участием», в его функционировании поставлен акцент на вовлечение широкого круга участников, в том числе непосредственно населения. Через банковскую, фондовую, пенсионную, страховую составляющую, финансовый рынок охватывает функционирование всей экономики государства. В то же время этот рынок, особенно его фондовый сектор, чрезвычайно подвержен влиянию даже незначительных политических, экономических или социальных событий[24].


Финансовый рынок выполняет следующие функции: обеспечение вывода из эксплуатации устаревшего оборудовании; обеспечение обновления основных производственных фондов; активизация инвестиций и обеспечение их эффективного использования; формирование источников для создания и развития новых проектов и компаний; организация экономически выгодных капитальных потоков; обеспечение перехода капитальной стоимости из одной стадии кругооборота в другую; перевод сбережений населения из непроизводственной в производственную форму; перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности; финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе; формирование экономически выгодной структуры экспорта и импорта; ограничение оттока капитала из страны.

Как и любой другой, финансовый рынок, с его стихийно формирующейся динамикой может быть лишь объектом воздействия, объектом регулирования (успешным или неуспешным) со стороны государства. Потому во взаимодействии государства и финансового рынка ключевым вопросом становится выяснение возможностей конкретного государства и его желания («политической воли») как побудительного мотива стимулирования динамики финансовых потоков[25]. Если государство в переходной российской экономике является комитетом по управлению делами элиты правящего класса, то у него нет никакого мотива заниматься динамикой финансовой сферы и экономической динамикой вообще. В экономическом росте (в росте прибыли и экономической власти как факторе увеличения прибыли) заинтересованы отдельные монополии, которые не только реализуют свои интересы в своей производственной и финансовой деятельности, но и персонифицируют их при лоббировании на государственном уровне. Они могут это делать и потому, что имеют четко выраженный интерес, и потому, что имеют огромные ресурсы воздействия на государственный аппарат, и потому, что могут персонифицировать этот свой интерес. Что касается интереса народа, то из-за специфического, характерного для капиталистической частной собственности, механизма распределения произведенного валового продукта, он совсем не обязательно что-то получает при возрастании ВВП. Поэтому интерес народа вообще в высоких темпах экономического роста, в скорости обращения денежных потоков является мало материализуемой во всех отношениях вещью. Кроме того, народ не может не персонифицировать этот свой слабо выраженный интерес, ни сконцентрировать достаточные для его проталкивания, реализации, лоббирования ресурсы, потенциал для его проталкивания в верхних государственных эшелонах. В силу этих обстоятельств государство на финансовом рынке может реализовать интерес и народа, и общества, но в условиях России делается это слабо и невнятно.