Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Определение коммерции и предпринимательства).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Особенности возникновения и развития коммерции
1.1 Определение коммерции и предпринимательства
1.2 Возникновение и развитие коммерции
2.История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России
2.1 Возникновение и развитие коммерции в России
В эпоху крестовых походов произошел серьезный переворот в истории торговли. Европейские рыцарии воочию познали роскошь Византии и Востока, и это значительно увеличило спрос на восточные товары. Европейские купцы стали исследовать глубины Азии, а также совершали путешествия в Африку.[11]
Эпоха великих географических открытий дала значительный толчок развитию торговли. Португальские мореплаватели, отправляясь в далекие странствия, возвращались, привозя в собой невиданные ранее товары. Именно так Европа впервые открыла для себя кофе, хлопок, сахар, ваниль, какао, табак. Денежное хозяйство тем временем становилось все более крепким. По всему миру открывались многочисленные банки и зарождался крупный торговый капитал.
В промышленную эру, с развитием производства, торговля между странами стала еще более активной. Именно тогда впервые зазвучали слова «экспорт» и «импорт». Бурный расцвет торговли произошел в тех странах, которые из землевладельческих превратились в промышленные (Англия, Франция, Германия, Нидерланды). И по сей день эти государства находятся в числе лидеров в списке стран, ведущих международную торговлю.
2.История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России
2.1 Возникновение и развитие коммерции в России
В нашей стране торгово-денежные отношения возникли несколько позже, чем во многих других государствах — только в 9 веке. Первоначально они также носили натуральный характер. Центрами русских городов были рынки. В 10-11 веках на Руси появилось крупное купеческое сословие, занимающееся торговлей. В период феодальной раздробленности торговля шла между княжествами Руси, а затем она стала международной.
Знаменитый западный торговый путь шел из Черного моря вверх по Днепру и другим рекам в Балтийское море. Славянские купцы, путешествующие по этому пути, везли в Царьград мед, воск, меха и другие товары. Славяне заезжали также в Германию и во Францию, где их товар пользовался значительным спросом. [9]
Петровские реформы дали значительный толчок к развитию внешней торговли. Купеческое сословие богатело и развивалось и к концу 19-началу 20 века было очень почетной и уважаемой прослойкой общества.
Возникновение в IX веке в Киевской Руси товарно-денежных отношений повлекло за собой развитие и торговли. Купцы в то время занимались внешней торговлей, а внутренней как правило, без посредников, сами предприниматели. Развитие самой коммерческой деятельности как таковой, чаще всего, в России связывают с появлением (X-XI вв.) так называемых посреднических групп или посредников : коробейников, прасолов, купцов, офеней.
Возникновение в IX веке в Киевской Руси товарно-денежных отношений повлекло за собой развитие и торговли. Купцы в то время занимались внешней торговлей, а внутренней как правило, без посредников, сами предприниматели. Развитие самой коммерческой деятельности как таковой, чаще всего, в России связывают с появлением (X-XI вв.) так называемых посреднических групп или посредников : коробейников, прасолов, купцов, офеней. [15]
Уже в XII веке в более крупных городах России, таких как Новгород, Москва начали возникать купеческие корпорации. В XV-XVI вв., при образовании Русского государства, большое значение имела торговля между княжествами. Основной формой уже становились не базары, а ежедневные рынки. Появились так называемые гостиные дворы.
Внутреннее развитие коммерческой деятельности задерживали все же таможенные пошлины, оставшиеся после феодальной раздробленности.
В 1649 году был четко определен путь развития торгового законодательства, изложенный в Соборном Уложении. Рынки стали объединяться в один большой всероссийский рынок, центром которого являлась Москва. В 1653 году был издан Торговый устав, а уже со 2 половины XVII века появились торговые компании, развивались связи с Китаем и Индией.
Петр I значительно содействовал российской торговле, воплощая свои реформы. Во внешней торговле он всевозможно хотел добиться тождественности с Западом, так как считал, что иностранцы куда проворнее в этом деле. Во внутренней торговле он дал возможность всем людям вести торговлю с умеренными пошлинами.
Процветания коммерческая деятельность достигла к IX-XX векам. Доля ярмарок падала и развивалась магазинная форма торговли. Министерство торговли и промышленности было создано в 1905 г.
После Февральской революции 1917 года ликвидирована частная собственность, и как следствие, свободный обмен товарами. В период «военного коммунизма» торговля вовсе была запрещена. В начале XX века введена продразверстка, позже замененная продналогом.
В ходе развития административно-командной экономики, начали развиваться 3 формы внутренней торговли. Это колхозная, государственная и кооперативная. [2]
Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. История российского предпринимательства делиться на 3 основных этапа: I этап начинается с Киевской Руси и длится до 1917 года. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы. Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра 1 (1689-1725) и после принятия реформы 1861. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. 90-е годы 19 века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале 20 века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки. Однако революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921 – 1926). Таким образом, в 1921 году начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни. В конце 20-х годов власти полностью отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовековая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х. III современный этап российского предпринимательства начинается во второй половине 80-х годов. На этом этапе различают несколько периодов. Первый период (1986 – 1989) - это период становления современного российского предпринимательства. Второй период (1990 – 1992) характеризуется дальнейшим расширением правовой базы предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства (создание крупных биржевых и коммерческих банковских структур). И заключительный период третьего этапа истории российского предпринимательства начинается в 1992 и длится по настоящее время. Это период полной реабилитации частной собственности и массовой приватизации государственных предприятий. Становление и развитие малого и среднего предпринимательства – одна из составляющих развития экономики городов, стран и мира в целом. Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике города Когалыма. Так как играет особенную роль в решении экономических и социальных задач, таких как сохранение рабочих мест, обеспечение дополнительной занятости, насыщение потребительского рынка товарами и услугами. Планомерное и целенаправленное развитие предпринимательства в городе Когалыме началось с 2006 года с утверждения городской программы развития предпринимательства, которая функционирует по настоящее время. Программа включает в себя имущественную, финансовую, образовательную, консультационную и информационную поддержку. Согласно статистическим показателям динамика развития малого и среднего предпринимательства в нашем городе отмечается положительная. Так, малый и средний бизнес в городе Когалыме в 2006 году был представлен только 1 078 субъектами малого и среднего предпринимательства, а в 2014 году данная цифра составила 1 804. Численность работников в сфере малого предпринимательства составила в 2006 году - 3,0 тыс. чел., 2014 году – 5,03 тыс. чел. Учитывая данные факты можно с уверенностью сказать, что малое и среднее предпринимательство займет свое достойное место в экономике города, так как имеет огромный потенциал для этого. Переход к рыночной экономике в XX веке обусловил все предпосылки формирования устойчивого роста коммерческой деятельности. [12]
Сегодня коммерческая деятельность находится на пике своего развития. Крупнейшие производства разных стран создают миллионы востребованных товаров, которые становятся предметом не только национальной, но и международной торговли.
2.2 Возникновение и развитие коммерции за рубежом
Процесс консолидации исследований предпринимательства как межотраслевой дисциплины на стыке эконометрики, демографии, социальной психологии, теории организации, стратегического менеджмента, социологии, когнитивных наук происходит примерно с конца 1980-х годов. В результате можно констатировать превращение теории предпринимательства в бурно развивающуюся дисциплину. Сегодня ее статус уже не тот, что в 1960-1970-х гг., когда представители устоявшихся дисциплин позволяли себе снисходительно посмеиваться над «детской песочницей» проблем, в которой копались пионеры этой новой отрасли социальных наук – Д. Смит, А. Купер, Д. Бёрч и другие энтузиасты. [5]И вот уже с конца 1990-х гг. ежегодно присуждается международная премия за исследования в области предпринимательства и малого бизнеса, которая с середины прошлого десятилетия обрела статус Глобальной премии[1]. Исследования предпринимательства развиваются широким фронтом - в основном в бизнес-школах и др. подразделениях крупных университетов, где занимаются развитием управленческих навыков и лидерских качеств, необходимых для начала и ведения бизнеса. При этом в исследованиях предпринимательства наблюдается явный тренд в сторону комплексных исследований, сочетающих сбор и анализ микроданных с анализом макроэкономических индикаторов (влияние динамики предпринимательства на экономический рост, и обратно – напр., «Глобальный мониторинг предпринимательства»), углубляются представления о предмете исследований предпринимательства (сегодня консенсус исследователей заключается в том, что предметом дисциплины является в первую очередь возникновение и реализация бизнес-идеи, роль различных факторов, способствующих распознанию предпринимательской возможности (Shane), эффектуальная логика действий нарождающихся предпринимателей (Sarasvathy), совершенствуются методики исследований, включающие в себя сбор и анализ как количественных, так и качественных данных, предполагающие как реактивные, так и проактивные подходы – вплоть до постановочных кейсов (Gartner) и симуляционного моделирования (Johannisson). В фокусе внимания этих исследований – уже отнюдь не только (и не столько) тип личности (внимание к личностным особенностям предпринимательства оказалось настолько «не в моде», что пришлось даже «возвращать» этой теме ее статус в теории предпринимательство – см. Shane & Khurana) и человеческий и социальный капитал предпринимателя, но роль социальных сетей (Aldrich; Shane; Shane & Cable), а также институтов, включая институты развития, в формировании предпринимательских стратегий и практик. Большое внимание уделяется, в частности, изучению влияния третьих лиц – бизнес-ангелов и венчурной индустрии – на становление стартового предпринимательства инновационного типа (Gompers & Lerner). Наконец, все большее место занимают в повестке дня такие понятия и явления, как устойчивое и социальное предпринимательство (Leadbeater и др.). Немалый вклад в понимание феномена предпринимательства вносят социологи. Теоретико-методологическую основу современного социологического подхода к предпринимательству составили труды классиков - М. Вебера (1904) и Й. Шумпетера (1934). Вебер обратил внимание на то, что феномен предпринимательства невозможно объяснить, если не понять, как и почему на практике складывается неравенство сил между различными акторами, так что одни из них в состоянии подчинять деятельность других собственной воле. Предпринимательство в этом смысле можно определить как явление, связанное с ролевыми функциями и ожиданиями субъектов, влиянием семейного окружения и статусом, общим отношением к новаторству и трудовой этикой. Концепция Вебера о значимости протестантской этики для становления капитализма, основанного на деятельности предпринимателей, стала по существу методологической основой для развития идеи об укорененности экономической деятельности в социокультурном контексте. Впрочем, необходимо отметить, что дискурс в современной теории предпринимательства так же мало можно понять, основываясь только на прочтении классиков, как и дискуссии в современной социологии – исходя из идей Дюркгейма и Маркса. (К сожалению, однако, во многих отечественных учебниках по социологическим дисциплинам предпринимательство по-прежнему пытаются трактовать лишь как «креативное разрушение», успешное развитие которого предполагает господство протестантской этики в обществе.). Конечно, и сегодня в теории предпринимательства, отталкиваясь от базового определения Шумпетера, часто выделяют собственно инновационное и имитационное предпринимательство. Но уже функция предпринимателя в обществе зачастую трактуется в духе Кирцнера – т.е. как специфическая способность, восприимчивость к потребностям рынка, которая позволяет предпринимателям находить новые решения для балансировки предложения и спроса. Во-вторых, в качестве критерия для типологии предпринимателей используют мотивацию («добровольное» предпринимательство и предпринимательство «поневоле», или вынужденное предпринимательство). Добровольное предпринимательство может быть продиктовано стремлением к достижениям (на это впервые указал американский социо-психолог Дэвид МакКлелланд - McClelland), но может – и стремлением к максимизации дохода на основании рационального сопоставления ожидаемых издержек и выгод при различных вариантах экономической активности. Различные типы предпринимательства формируются под влиянием комплекса социальных обстоятельств и условий, причем вовсе не личностным, а контекстуальным факторам уделяется все больше внимания. Видный американский социолог – исследователь предпринимательства Пол Рейнольдс (Reynolds, 1991) выделил четыре основных типа социальных контекстов, в рамках которых в современной социологии исследуется предпринимательство:
социальные сети,
стадия жизненного пути (концепция жизненного цикла),
этническая принадлежность,
популяционная экология.
Участие предпринимателя в различных социальных сетях является необходимым условием для успешного заполнения тех информационных пустот, наличие которых увеличивает степень неопределенности предпринимательской деятельности. В рамках теорий социальных сетей акцент делается на изучение роли доверия как неотъемлемого элемента отношений с партнерами и потребителями. Экономический обмен в долгосрочной перспективе невозможен без социального контроля, в качестве одной из форм которого рассматривается доверие. Стадия жизненного пути (концепция, в разработку которой значительный вклад внесли И. Адизес и др.) в значительной степени влияет на возможность и эффективность предпринимательской деятельности – с возрастом фирмы возрастает человеческий и социальный капитал предпринимателя, последнему – благодаря плотности контактов и наличию различных путей получения и проверки информации - становится доступно так называемое скрытое знание (tacit knowledge), включая знание о неформальных нормах и правилах поведения, соблюдение которых способствует успеху, а игнорирование – чревато провалом предприятия. С др. стороны, с возрастом убывает жизненная энергия фирмы, возрастает склонность к рутине в ущерб инновациям, открываются альтернативные возможности экономической активности, что негативно сказывается на готовности использовать возможности для оживления предпринимательского начала в деятельности фирмы. Этническая принадлежность может – особенно в рамках относительно компактных и замкнутых общин мигрантов – создавать как дополнительное побуждение к предпринимательской деятельности, так и ниши для предпринимательской деятельности. Наконец, популяционная экология исследует, как и почему предприниматель формирует свою собственную «среду обитания» - нормы, правила, прочие институты. В частности, предприниматель перерабатывает импульсы, исходящие от потребителей – их новые запросы, потребности – и преобразует экономическую и социальную реальность в соответствующем направлении. Темами, которые основательно разработаны в социологической литературе, являются:
факторы, побуждающие к предпринимательскому старту (Minniti et al., Reynolds, Shane и др.),
этническое предпринимательство (Aldrich & Waldinger и др.),
влияние предпринимательства на региональное развитие и на ситуацию на рынке труда (Becattini; Johannisson; Piore & Sabel и др.),