Файл: Понятие спортивного менеджмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам развития спорта и его популяризации среди населения. Активно ведется пропаганда развития здорового образа жизни. Во многих городах страны строятся спортивные комплексы, почти в каждом дворе создаются спортивные площадки.

По приказу Владимира Путина в 2016 году было запланировано выделить из бюджета свыше 73 млрд. р. на новую федеральную целевую программу развития физкультуры и спорта, рассчитанную до 2020 года.

Для сравнения, в 2005 году из бюджета на физическую культуру и спорт было израсходовано 7,9 млн. р., ровно 10 лет назад (2007 году) - 22,1 млн. рублей. В 2008 году было выделено 25,2 млн. рублей. Как видите, расходы из федерального бюджета на развитие физической культуры увеличились неимоверно.

В Российской Федерации проводятся спортивные мероприятия мирового уровня, так были проведены в 2014 году Зимние Олимпийские Игры, в г. Сочи, в 2018 году- Спартакиада в г. Казани, кубки и чемпионаты Мира по различным видам спорта. Так в 2018 году в России был проведен Чемпионат мира по футболу, а в 2019 году г. Красноярск примет всемирную зимнюю универсиаду.

Проведение таких значимых соревнований потребовало сооружения большого количества спортивных сооружений, так же реконструкции существующих. По прогнозам к 2020 году количество спортивных комплексов в стране может достигнуть 300 тыс. объектов.

Сейчас по всей стране насчитывается 3 тыс. стадионов, 4 тыс. бассейнов для профессионального и любительского плавания и более 120 тыс. иных спортивных построений. Поэтому россияне имеют прекрасную возможность регулярно заниматься любым видом спорта.

Федеральная целевая программа по развитию спорта оказалась очень успешной. Согласно Федеральной целевой программе по развитию спорта к 2020 году количество людей, которые систематически занимаются физкультурой и спортом, должно значительно вырасти и составить не менее 40% населения. Всероссийский реестр спортивных состязаний сообщает, что до сегодняшнего момента россияне участвуют более чем в 150-ти различных спортивных дисциплинах.
По данным ВЦИОМ, 61% детей посещают различные секции и спортивные школы.

Важное внимание уделяется также теоретической основе спортивной науки. Ежегодно в стране проходят конгрессы научных спортивно-медицинских организаций, где обсуждаются темы о любительском и профессиональном спорте, проводятся исследования и разрабатываются новые теории., проводятся различные семинары, тренинги, направленные на повышение квалификации тренерского состава.


Но для успешного развития спортивных клубов, секций, для организации и проведения различных мероприятий – требуется грамотное, профессиональное и эффективное управление. Ни одно серьезное предприятия не может обойтись без хорошего управленца, обладающего необходимыми знаниями и умениями в этой области, спортивные общества не исключение.

Управление в отрасли физической культуры и спорта имеет свои особенности относительно общей теории менеджмента и отражает специфические закономерности управления отраслью.

ГЛАВА 1.

    1. Понятие спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент – такой вид отраслевого специального менеджмента, деятельность которого направлена на руководство физкультурно-спортивными объектами.

Перейти на сайт рекламодателя

Реклама 00

Пропустить

Таким образом, спортивный менеджмент – это специальная теория и практика руководства физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Спортивный менеджмент имеет те же цели и задачи, что и обычный менеджмент: цели - это результат деятельности предприятия, а задачи - это последовательность действий, которые приведут к успешному достижению цели. Однако спортивный менеджмент все же имеет свою узкую направленность. Спортивный менеджер занимается вопросами, не связанными со спортивной деятельностью спортсмена и тренерским процессом, но при этом он занимается вопросами, имеющими непосредственное отношение к сорту.

Начальник федерального государственного учреждения Минобороны России «ЦСКА» Сергей Кущенко, говорил: «Среди основных сходств можно назвать то, что любой профессиональный клуб имеет ту же структуру, что и бизнес: наличие денежных ресурсов и недвижимого имущества, постоянный состав сотрудников (основной и те, кто обслуживает) и проч. Коммерческий проект будет успешен, если каждый его участник занимает свое место. Профессионализм спортивного менеджера и результативность его работы обуславливаются тем, насколько грамотно подобраны люди. Они не только должны находиться все на своих местах, но и уметь четко и слаженно контактировать друг с другом, с полуслова понимать требования и правила и безоговорочно их выполнять. Соблюдение распоряжений спортивного менеджера не является прихотью. За счет их реализации достигается выполнение одного из главных условий – это создание единой сплоченной команды.[1] В бизнесе, если хочешь достичь высоких результатов, тоже необходимо работать в одном русле. Это замечание особенно касается людей, занимающих ключевые позиции, так как многое зависит от них. Именно управленцы на разных уровнях мотивируют остальной персонал к работе. Если среди них не будет единства, то результат любой деятельности получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «а воз и ныне там».[1]


1.2 Менеджер в спортивной организации

Спортивный менеджер – ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. О работе менеджера принято судить не по тому, как он работает сам, а по тому, как работает вся команда, коллектив. Менеджер – член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения в цепочке действий «люди – цель». Такая деятельность не обладает однородностью, ей присущи разнообразность, кратковременность, фрагментарность. Менеджер должен уметь выступать перед людьми, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и т. п. В связи с этим принято различать 10 ролей менеджера, которые объединены в 3 большие группы: межличностные роли, информационные и разрешающие. Под ролью понимают набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности. [2]

Межличностные роли включает в себя роли: лидера, номинального начальника, руководителя и взаимосвязующего. Роль лидера присуща руководителям негосударственным организаций. Она определяется особым типом отношений с подчиненными и стилем руководства. Роль номинального начальника для менеджеров крупных организаций (например, президент спортивного клуба или спортивного объединения) заключается в представительстве организации на официальных приемах, церемониалах и т. д. В роли руководителя менеджер фактически выполняет все управленческие действия с участием подчиненных, мотивирует их деятельность. Роль взаимосвязующего представляет собой деятельность менеджера в установлении и поддержании внешних рабочих контактов (в спорте – менеджер по зарубежным связям, главный менеджер спортивного клуба, команды и т. д.). Информационные роли объединяют роли потребителя информации и ее распространителя. Выполняя эту роль, менеджер собирает информацию специализированного характера, которая исходит как из внешней среды, так и от работников организации (подразделений). В качестве распространителя информации менеджер передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации. Роль представителя заключается в участии менеджера в заседаниях, в даче устных и письменных обращений через различные средства информации, как в своей организации, так и во внешних организациях.[2]


Разрешающие роли связаны с принятием решений и подразделяются на четыре такие роли – предпринимателя, управляющего нарушениями, распределителя ресурсами и ведущего переговоры (посредника). Как предприниматель менеджер изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, устанавливает взаимосвязь между инновациями и эффективностью деятельности организации, внедряет «проекты по совершенствованию», контролирует их разработку. В качестве управляющего нарушениями менеджер может противодействовать изменениям, происходящим вне рамок сферы его деятельности; отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных решений. В роли распределителя ресурсов он отвечает за распределение ресурсов организации и ее средств. Как ведущий переговоры или посредник менеджер несет ответственность за представительство организации на переговорах, за разрешение различных споров. В последние годы обозначилась четко еще одна своеобразная роль менеджера – роль спортсмена. Среди других групп населения наибольшей спортивной активностью отличаются руководители крупных предприятий, менеджеры высшего звена и среднего звена. Естественно повышенный спрос в плане физической подготовки предъявляется к менеджеру, работающему в сфере физической культуры.[2]

Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Так, межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми, что делает его в определенной степени «центром получения и обработки информации», и, в связи с этим, заставляет его играть информационные роли. Выполняя межличностные и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск новых возможностей для организации, ведение переговоров. Все эти роли, взятые вместе, и определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от организации.[2]

Профессиональная компетентность менеджера, его знания, способности постоянно проявляются в двух основных направлениях: технологическом и социально-психологическом.

Технологическое направление связано с подготовкой и принятием управленческих решений при реализации функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль Социально-психологическое направление профессиональной деятельности менеджера связано с его способностью работать с людьми, управлять ими при выполнении и реализации управленческих решений.


Деятельность любой организации имеет разное количество направлений, каждым из которых нужно управлять. В связи с этим в крупных спортивных организациях выделяют несколько видов управления, которыми занимаются менеджеры с разными функциональными задачами. Это:

1. Менеджер производства, который занимается регулированием оптимальных объёмов и структурой выпускаемой продукции и услуг, контролем их качества в соответствии с требованиями рынка, руководством работников и их стимулированием.

2. Менеджер снабжения и сбыта, выполняющий работу по заключению договоров, закупке, хранению, транспортировке сырья, материалов, комплектующих, а также готовой продукции, развития направлений сбыта.

3. Менеджер маркетинга, занимающийся вопросами исследования рыночной конкуренции, существующего и перспективного спроса на продукцию и услуги, разработкой рекламной политики и т. д.

4. Менеджмент персонала, решающий вопросы, связанные с персоналом: подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации работников, выбор методов поощрения и стимулирования, создание благоприятного морального психо-эмоционального климата, совершенствование труда и быта персонала.

5. Менеджер по инновациям, руководящий исследовательской работой, внедрением инноваций в производство для улучшения качества или повышения количества предлагаемых товаров или услуг.

6. Финансовый менеджер, отвечающий за формирование и распределение финансовых потоков.

7. Менеджер учёта, в функциональные обязанности которого входит сбор, переработка и анализ данных о функционировании организации, их сопоставление с исходными и плановыми показателями.

Основным критерием успешности и качества работы менеджера, как правило, являются финансовые показатели работы организации.[2]

1.3 Менеджмент спортивных клубов

Опыт зарубежных организаций показывает, что основной формой менеджмента в спорте является СПОРТИВНЫЙ КЛУБ, осуществляющие тренировочную, соревновательную, Физкультурную и воспитательную деятельность.

Спортивные клубы могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями различных организационно- правовых форм, разрешенных законодательством. Спортивные клубы осуществляют свою деятельность за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Клубам могут оказывать содействие федеральные органы власти, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления. Они могут помогать в строительстве и реконструкции спортивных объектов, передавать в аренду или безвозмездное пользование клубам помещений, зданий, спортивных сооружений, являющихся собственностью РФ или ее субъектов. Помогать в обеспечении инвентарем, оборудованием, оказывать иную поддержку спортивным клубам, не запрещенную законодательством.[3,4]