Файл: Условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
Добывание информации о событиях либо действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической либо же экологической безопасности государства;
Установление имущества, которое подлежит конфискации[8].
В ст.2 Настоящего закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 г. сформулирована комплексность задач оперативно-розыскной работы. Данные задачи взаимообусловлены, однако, каждая из них имеет свойственной содержание, и исходя из этого, их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Требуется брать в учет и то, что методы разрешения каждой из задач могут быть самыми различными.
Особенное место отводится экологическим преступным деяниям, объединяющим действия, которые посягают на такой видовой объект, как экологическая безопасность государства. Экологические преступные деяния зачастую имеют транснациональную направленность, поэтому ОРД призвана сыграть наиважнейшую роль в выполнении органами внутренних дел собственных обязанностей по охране окружающей природы. Рассуждая о преступных деяниях в области экономики, необходимо иметь в виду систему общественных взаимоотношений, которые складываются в области экономической деятельности социума. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступных деяний в области экономики дает возможность результативно разрешать задачу обеспечения экономической безопасности страны.
2. Выявление и раскрытие преступных деяний, в частности лиц их подготавливающих, осуществляющих либо осуществивших, главнейшая часть общих задач ОРД.
Соответствующее использование оперативно-розыскных сил и средств дает возможность своевременно:
определять латентные преступные деяния, которые в ряде обстоятельств могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, в частности условия и причины, которые способствуют осуществлению преступных деяний, и принимать меры по их устранению;
определять субъектов, которые представляют оперативный интерес, и применять к ним сопутствующие меры.
3. Задача выявления и раскрытия преступных деяний оперативно-розыскным методом должна рассматриваться в плотной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, так как зачастую сам факт обнаружения события преступного деяния является основанием для возбуждения уголовного дела. Данное обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступные деяния[9].
В процессе оперативно-розыскной деятельности могут быть сформированы условия и предпосылки, которые обеспечивают получение практически всех разновидностей доказательств.
4. Задача предупреждения преступлений представляется в принятии оперативно-розыскных мер, ориентированных на недопущение осуществления противоправных деяний либо устранение причин, которые способствуют их совершению. Способы пресечения преступлений зависят от определенных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, использование уголовно-процессуальных мер пресечения.
5. Организационные основы раскрытия преступных деяний представляют собой ряд мер по формированию условий, потребных для результативного осуществления оперативно-розыскных мер.
6. Розыск субъектов, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и других специализированных мероприятий, комплексное исполнение которых гарантирует быстрое обнаружение разыскиваемых, установление отрицательных факторов, способствующих их продолжительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ ОРД
2.1 Условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий
Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий. Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ)[10]
В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.
Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий[11].
Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса. Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета)[12].
Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения. Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД). Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах[13]»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.
Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами.
Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда. Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности[14].
Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:
- наличие судебного решения;
- наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
- документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).
При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);
Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев
Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:
- наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
- наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
- наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
- уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
- получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала[15].
Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:
- угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
- заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
- возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
- уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.
Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России. Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и т.д[16].
Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др.
Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).
Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать для стороны защиты поводом для заявления ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.
2.2 Виды и характеристика оснований
Основаниями для проведения ОРМ, как мы уже говорили в предыдущей главе, являются фактические данные о непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов.
Все основания проведения ОРМ можно разделить на две группы: