Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности на примере администрации Гремячинского муниципального района.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования
ЧАСТЬ 2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРЕМЯЧИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
2.1. Характеристика администрации Гремячинского муниципального района.
2.2. Характеристика системы управления администрации Гремячинского муниципального района
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Произведено продукции в натуральном выражении:
Инвестиции в основной капитал – 248 055 тыс. рублей.
В Гремячинском муниципальном районе по состоянию на 1 января 2014 года проживает 12 269 человек.
Численность работающих - 2 390 человек.
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним предприятиям 24 422,4 рублей.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является актуальной в связи с тем, что категория «муниципальное образование» является ключевой в изучении местного самоуправления. Оно содержит в себе все элементы местного самоуправления, являясь основой его функционирования.
И от того, насколько правильно будет организовано управление муниципальным образованием, зависит его развитие, а значит и развитие района, совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов развития.
В данной курсовой работе будет рассмотрено не только понятие и основные признаки муниципального образования, но и его место в системе местного самоуправления.
Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ.
Местное самоуправление начало формироваться с принятия земской и городской реформы Александра II и получило значительное развитие во второй половине XIX века.
Одно из ключевых понятий местного самоуправления - муниципальное образование. Именно управление муниципальным образованием является объектом исследования работы. Из этого можно выявить цель работы.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть муниципальное образование как объект управления, выявить его место в системе местного самоуправления, а также изучить особенности муниципальных образований и систему местного самоуправления Гремячинского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:
. Раскрыть сущность категории «муниципальное образование», определить его полномочия.
. Рассмотреть социально-экономическую систему муниципального образования.
. Проанализировать осуществление власти в муниципальном образовании органами местного самоуправления.
. Выявить специфику местного самоуправления в Гремячинском муниципальном районе.
Данная курсовая работа состоит из трёх основных частей.
Первая часть теоретические основы изучения муниципального образования. Вторая часть развитие местного самоуправления в Гремячинском муниципальном районе. В третьей части проблемы организации местного самоуправления в Гремячинском муниципальном районе и предложения по их решению.
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования
По данным Росстата, на 1 января 2011 года, в России насчитывалось 23 304 муниципальных образования. Среди них:
- 1824 муниципальных района
- 515 городских округов
- 236 внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и посёлков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве
- 1733 городских поселений
- 18 996 сельских поселений
Территория муниципального образования устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций. Учредительным актом муниципального образования является устав. Он принимается представительным органом муниципального образования или населением на местном референдуме. Чтобы осуществлять свои полномочия, муниципальное образование должно иметь прочную экономическую и финансовую базу. Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность и местные финансы. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество земли, муниципальные предприятия, организации и банки, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:
- Запрет на ограничение прав местного самоуправления;
- Обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- Право обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти;
- Право на судебную защиту
Муниципальное образование - городское, сельское поселение, или несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.
Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является Устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы.
Уставом муниципального образования закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения их полномочий; организационную структуру местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы, выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные выборы, собрания граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления, устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации деятельности местной власти.
При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.
В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.
Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.
В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определённых обязанностей.
Эти полномочия, с одной стороны, определяются кругом задач, которые необходимо решать органам местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования. Недостатком такого подхода является то, что определённый круг обязанностей может не выполнять во избежание ответственности. С другой стороны, органы местной власти муниципального образования наделяются государственной властью строго очередной компетенцией и в результате не имеют достаточной свободы в своей деятельности.
В настоящее время общая тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.
Компетенция органов государственной власти и местных органов управления муниципального образования распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми проблемами, которые представляют интересы государства (оборона, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные органы власти выражают интересы в территориальном аспекте муниципального образования.
Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:
- Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и ответчика в суде, совершать другие юридически значимые действия;
- Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать аренду плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т. д;
- Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
- Устанавливать местные налоги и сборы;
- Распоряжаться муниципальными финансами;
- Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).
Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.
Полномочия и сроки полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.
Полномочия выборных должностных лиц местной системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.
Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и др.
Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учётом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления или субъектов РФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учёта населения.
Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом субъектов РФ. В этих законах определяется также соотношение понятий «территория административно-территориального образования» и «территория муниципального образования». При этом возможно их полное или частичное совпадение либо несовпадение.
Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов - воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения. Для этого муниципальный орган должен иметь экономическую базу и правовые возможности.
Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность. Она включает средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
ЧАСТЬ 2. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРЕМЯЧИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
2.1. Характеристика администрации Гремячинского муниципального района.
Гремячинский муниципальный район – муниципальное образование, состоящее из городского и трех сельских поселений, объединенных общей территорией.
Территорию Гремячинского муниципального района образуют территории следующих поселений: Гремячинского городского поселения, Шумихинского сельского поселения, Усьвинского сельского поселения и Юбилейнинского сельского поселения, и прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Административным центром Гремячинского муниципального района является город Гремячинск, в котором располагаются и действуют органы местного самоуправления Гремячинского муниципального района.
Структуру органов местного самоуправления Гремячинского муниципального района образуют:
- представительный орган муниципального района - Земское Собрание Гремячинского муниципального района;