Файл: Основы конституционного строя Российской Федерации (Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 5313

Скачиваний: 138

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшей предпосылкой формирования правового государ­ства и характерной его чертой является наличие целостной систе­мы законодательства, охватывающей все сферы общества. В де­мократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь та­кое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.

По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социаль­ной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Грубым нарушением равнопра­вия граждан является установление ничем не оправданных при­вилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных долж­ностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на правоохранительные органы для обеспечения так их решений этих органов, которые, устраивали бы их подопеч­ных, и т. п.

Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государ­ство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой го­сударственности — служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной дея­тельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не толь­ко в своих, но и общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.

«Закон подлежит официальному опубликованию, — указыва­ется в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15). — Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагива­ющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Одной из важных характерных черт правового государства, свя­занных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые си­туации, с которыми могут столкнуться граждане.


2.2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социаль­ное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и рас­пределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками их выступают частные субъекты хозяй­ствования, которые находятся между собой в отношениях конку­ренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, — указывается в Конституции РФ (ст. 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». [13]

В Российской Федерации также действует Закон «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках» от 22 марта 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, и направлен на создание условий, способствующих созданию и эф­фективному функционированию товарных рынков.

Законом запрещаются такие действия хозяйствующего субъ­екта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граж­дан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обраще­ния с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка цено­образования и т. д.

Законом запрещаются и в установленном порядке признают­ся недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в сово­купности доминирующее положение на рынке, если такие согла­шения имеют своим результатом существенное ограничение кон­куренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок: по­вышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей.


Органам власти законом запрещается принимать акты и совер­шать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствую­щих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяй­ствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения завоевания отдельными хозяйствую­щими субъектами доминирующего положения закон предусматри­вает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений предприятий; преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объедине­ния, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвида­цией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответ­ственностью и других хозяйствующих субъектов.

Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобре­тении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйству­ющих субъектов. [14]

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федера­ция стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.

Вместе с тем государство в различных формах несет ответ­ственность за наиболее важные стороны организации производ­ства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гаран­тиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении послед­ствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напря­жения в регионах и между отдельными сферами жизни и группа­ми людей.

Для экономической системы Российской Федерации характер­но многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правово­го регулирования отношений собственности в государстве. [15]

Конституционное регулирование определяет главной задачей юридическое закрепление форм собственности, признаваемых го­сударством.


Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической си­стеме Российской Федерации присуща собственность в ее различ­ных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государ­ственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствую­щей территории.

В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владе­ние, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это нe наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, то есть Земельного кодекса РФ и др.

Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономи­чески значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России за­ложены основы рыночной экономики. Главное, что формирует­ся принципиально иная экономика, система экономических от­ношений.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Фе­дерации каждый вправе иметь имущество в собственности, поль­зоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В Российской Федерации отношения собственности, преду­смотренные Конституцией РФ, регулируются Гражданским кодек­сом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Федерации, изданны­ми в пределах их полномочий.

2.3. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация счи­тается социальным государством. Под социальным принято пони­мать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закре­пленных правом принципах социального равенства, всеобщей со­лидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину до­стойного человека существования.


Социальное государство стремится обеспечить каждому граж­данину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. [16]

Личная ответственность каждого за его собственное благопо­лучие неразрывно связана с семьей. Семья — важнейший ком­понент общества, связывающий его с государством. Социальный потенциал семьи — это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним за­дач.

Семья находится под защитой общества и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государ­ство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетво­рения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких се­мей жизненно важных благ. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обе­спечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к суще­ствованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и дру­гих стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится соци­альное обеспечение.

Демократическое социальное государство стремится к равен­ству граждан на основе роста благосостояния.

Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение рав­ных и справедливых возможностей для развития личности.

Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Россий­ской Федерации, реализация которых на практике обеспечит соз­дание основных элементов социальной государственности в Рос­сийской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, ин­валидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.