Файл: Основы конституционного строя Российской Федерации (Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 5319
Скачиваний: 138
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
1.1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие
1.2. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
2.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
2.2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
2.3. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.
Государство — единственная нормативно-регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «нахождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.
Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
Федеративная природа российской государственности отличается следующими признаками:
- Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридическую силу.[7] Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономный округ, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.
- Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территорию России распространяется ее суверенитет, и в ее пределах Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
- Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, основания, условия и порядок приобретения и прекращения российского гражданства определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации».
- Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязательными для каждого субъекта РФ и действуют на их территории.
- Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.
Российская Федерация как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в межгосударственных объединениях. Одновременно субъекты РФ имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Российской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). [8]
Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.
Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и воплощение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).
Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.
Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.
Дифференциация государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыблемый характер конституционному положению, согласно которому носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ.
Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.
Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.
Граждане, придерживающиеся материалистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.
Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ). [9]
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
2.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).[10]
В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.
Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.
Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимостью возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гарантированная предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господства, то есть такого положения, когда выраженные в законе начала и устои общества должны остаться непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).[11]
Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.
При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.
Важно и то, что с помощью закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демократических инструментов и прав.
Только через закон, посредством совершенного законодательного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности.
Правовое государство — это в первую очередь конституционное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить российской Конституции (ст. 15 Конституции РФ).
Являясь полноправным членом мирового сообщества, Российская Федерация признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора Российской Федерации.[12] Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно Конституции РФ все нормативные акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и законам. Именно поэтому все эти акты и получили название подзаконных.
Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставляются законодательством.