Файл: Основы конституционного строя Российской Федерации (Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 5319

Скачиваний: 138

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федера­ции, созданию параллельных структур власти.

Государство — единственная нормативно-регулирующая ин­станция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от государства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила «на­хождения» в государстве и обществе любых вероисповедальных организаций.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государствен­ного бюджета.

Федеративная природа российской государственности отлича­ется следующими признаками:

  1. Российская Федерация имеет Конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей особую юридиче­скую силу.[7] Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, область, город федерального значения, автономный округ, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов РФ.
  2. Российская Федерация обладает своей территорией, которая включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территорию России распространяется ее суверенитет, и в ее пределах Конституция РФ и федеральные законы имеют вер­ховенство. В лице своих властных структур она обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
  3. Российская Федерация характеризуется наличием единого общероссийского гражданства. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с граждан­ством РФ, основания, условия и порядок приобретения и пре­кращения российского гражданства определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федера­ции».
  4. Российская Федерация имеет общие для всей страны высшие органы государственной власти. Акты, принимаемые феде­ральными органами законодательной, исполнительной и су­дебной власти, являются обязательными для каждого субъекта РФ и действуют на их территории.
  5. Российская Федерация имеет единую денежную, кредитную системы, единый государственный бюджет и единую систему налогов.

Российская Федерация как суверенное государство строит свои отношения с другими государствами, вправе участвовать в меж­государственных объединениях. Одновременно субъекты РФ имеют право внешнеполитических и внешнеэкономических связей, координация которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». 7. Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на разграничении их предметов ведения. Причем Конституция РФ закрепляет исключительное ведение Рос­сийской Федерации (ст. 71) и совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Вне отмеченных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73). [8]

Российская Федерация — суверенное государство. Суверени­тет РФ — свойство государственной власти на основе воли много­национального народа России самостоятельно и независимо от других государств реализовывать внутренние и внешние функции государства.

Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и вопло­щение в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию (ст. 4), Конституция РФ и федеральные законы имеют верховен­ство на всей территории России (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет РФ характеризуется тремя неотъемлемыми черта­ми: самостоятельностью государственной власти, ее независимос­тью при осуществлении внутренних и внешних функций государ­ства, дифференцированным содержанием государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную. Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятель­ность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств, осуществляет внутренние и внешние функции Российской Феде­рации.

Дифференциация государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную имеет принципиальное значе­ние, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответствующих структур государства или должностных лиц и придает незыбле­мый характер конституционному положению, согласно которо­му носителем суверенитета в РФ является ее многонациональ­ный народ.


Свобода вероисповедания означает беспрепятственную воз­можность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими ре­лигиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28 Конституции РФ, за­ключается в праве каждого исповедовать индивидуально или со­вместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических убежде­ний, вправе создавать соответствующие объединения согласно за­конодательству об общественных объединениях, а также беспре­пятственно осуществлять свою деятельность.

Наказываются по закону нарушения равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136 УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих наличность и права граждан (ст. 239 УК РФ). [9]

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

2.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

В ст.1 Конституции РФ провозглашается: Российская Федерация - Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Демократия в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст.3 Конституции РФ, «носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не способны придать государству демократический характер, если не обеспе­чиваются реальные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 Конституции Российской федерации, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна­ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».


Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, подчеркивается в ст.3 п.2 Конституции РФ, – осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст.3 п.3 Конституции РФ).[10]

В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 года, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Народ – единственный законный и правомерный носитель власти в государстве, осуществляющий её независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в ст.3 п.1 Конституции РФ, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Власть народа в любом государстве не может осу­ществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепле­ния в законодательных актах.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федера­ция является правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последователь­ный демократизм, утверждение суверенитета народа как источни­ка власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав го­сударственной властью и необходимостью возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства правом, гаран­тированная предсказуемость и надежность его действий, подчине­ние государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и гражда­не. Его важнейшим принципом является верховенство права.


Верховенство права означает, прежде всего, верховенство за­кона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие об­щественные отношения во всех сферах общественной жизни ре­гулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утвержде­ние его господства, то есть такого положения, когда выраженные в законе начала и устои общества должны остаться непоколебимы­ми, а все субъекты общественной жизни без исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).[11]

Законы обладают наибольшей юридической силой по отно­шению к нормативным актам всех иных органов государства и со­ставляют основу всей системы права.

При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом де­мократии.

Важно и то, что с помощью закона создается возможность обеспечить необходимый порядок в практической реализации демо­кратических инструментов и прав.

Только через закон, посредством совершенного законодатель­ного регулирования может быть обеспечен высокий юридический статус личности.

Правовое государство — это в первую очередь конституцион­ное государство, которое и является практическим воплощением идеи правового государства. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Рос­сийской Федерации, не должны противоречить российской Кон­ституции (ст. 15 Конституции РФ).

Являясь полноправным членом мирового сообщества, Россий­ская Федерация признает составной частью своей правовой систе­мы общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора Российской Федерации.[12] Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно Конституции РФ все нормативные акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и законам. Именно поэтому все эти акты и получили название подзаконных.

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона становятся издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставля­ются законодательством.