Файл: Основы конституционного строя Российской Федерации (Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 5291

Скачиваний: 138

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что понятие "основы конституционного строя" являет­ся новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Впервые это понятие формализовано в Конститу­ции Российской Федерации 1993 года, глава 1 которой называется "Основы конституционного строя". В завершающей первую главу Конституции РФ ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Цель работы охарактеризовать и проанализировать сущность конституционного строя РФ, его ключевых понятий. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

- рассмотреть понятие и принципы конституционного строя;

- проанализировать основы конституционного строя;

- изучить Российскую федерацию как советское, федеративное и суверенное государство.

Объектом исследования является конституционный строй РФ.

Предметом исследования являются основы конституционного строя РФ.

Степень научной разработанности работы. Работа, возможно, расширит область знаний в системе отраслей права, изучающих такое правовое явление как конституционный строй.

Методы исследования. Раскрывая данную тему необходимо прибегнуть к методу анализа и сравнительного правоведения. В этой связи воспользуемся научным арсеналом прошлого и настоящего, практическим опытом построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, проведя обзор научных трудов Венгерова А.В., Арановского К.В. и других авторов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти подзаголовков, заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

1.1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие

Принятие государством конституции само по себе означает, что оно берет на себя обязанность следовать конституционным по­рядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальным, если основополагающий за­кон, то есть конституция, соблюдается, и если она демократична. Для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организа­ции государства, который может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй — это форма, или способ, организации государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая его как конституционное государ­ство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Что такое гражданское общество.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет единого, общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство».[1] Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.


В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строитель­ства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчини­ло и поглотило все общество, занимаясь решением всех, до самых мельчайших, вопросов. [2]

Ранее предполагалось, что конституция должна устанавли­вать такие пределы государственной власти, которые вообще ис­ключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданско­го общества настолько усложнился, что вмешательство государ­ства в эту сферу облегчает саморегулирование. Задача конститу­ции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу об­щественного саморегулирования для того, чтобы это вмешатель­ство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегу­лирования.

Именно в результате подобного ограничения государствен­ной власти правом современное конституционное государство функционирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вме­шательство, тем сильнее, чем дальше идет государственное регу­лирование.

Таким образом, в демократическом конституционном госу­дарстве общество функционирует одновременно и как управляе­мая государством, и как саморегулирующаяся система, а консти­туционное государство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося граж­данского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя Российской Фе­дерации в действующей Конституции РФ 1993 г. положены гума­нистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассма­тривается как официальный представитель общества, правомоч­ный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Кон­ституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в действующей Консти­туции РФ играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать под­линно конституционным государством. [3]


Правовые нормы Конституции РФ закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают основы конституционного строя. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного

В Конституции РФ содержится отдельная глава (1), посвя­щенная основам конституционного строя Российской Федера­ции. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоу­правления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. [4] Его основу составляет признание государством человека, его прав и свобод высшей цен­ностью. Такой основой представляется и социальное — рыночное хозяйство.

Среди основ конституционного строя имеются также феде­рализм, суверенитет Российского государства и республиканская форма правления.

Каждый конституционный принцип существует не сам по себе, а все они в совокупности конституируют государство. Эти прин­ципы могут дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конститу­ции РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характе­ризующие российскую государственность. Совокупность право­вых норм, регулирующих эти отношения, образует конституци­онно-правовой институт «Основы конституционного строя Рос­сийской Федерации».

Основы конституционного строя Российской Федерации как конституционный институт – это обладающие наивысшей юридической силой, систематизированные нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.[5]5


Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

1.2. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести

В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Феде­рация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существую­щие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государ­ственный строй, деятельность государственных органов и их долж­ностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государствен­ного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство Российская Федерация харак­теризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия согласно Конституции РФ (ст. 14) «не может устанавливаться в качестве государственной или обяза­тельной».[6] Содержание этого положения раскрывает Федеральный закон РФ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», где сказано, что все религии и религиозные объе­динения равны перед законом государства, и ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимущества­ми и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравне­нию с другими. Государство в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтрально, то есть не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Поскольку Россия является светским государством, то запре­щается создание религиозных объединений в органах государ­ственной власти, других государственных органах, государствен­ных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Также запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.