Файл: Правовой режим коммерческой тайны..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности.

Цель режима коммерческой тайны – защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Правовой режим коммерческой тайны определяется нормами, устанавливающими:

порядок документирования информации; право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорирование информации по уровню доступа к ней; порядок правовой защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, следующих мер:

определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну; ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).


Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

- исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

- обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Цель курсовой работы – проанализировать правовой режим коммерческой тайны.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить развитие коммерческой тайны в России;

- рассмотреть организацию режима коммерческой тайны;

- показать проблемы негативных аспектов коммерческой тайны;

- исследовать соотношение понятия «секрет производства» и «коммерческая тайна».

Общая характеристика режима коммерческой тайны

1 Развитие коммерческой тайны в России

Владение информацией во все времена давало преимущества той 
стороне, которая располагала более точной и обширной информацией, тем 
более, если это касалось информации о своих соперниках. Это подтверждается и тем, что государственные и коммерческие секреты, а, следовательно, и охота за ними, их добывание возникли на заре человеческого общества, когда появились государства, развивалась торговля между ними. Параллельно появилась и развивалась разведывательная деятельность. Считается, что разведка является одной из древнейших профессий, и возникла она в связи с необходимостью добывать информацию о других государствах и землях. 

С течением времени постепенно совершенствовались орудия труда, росла производительность. От натурального обмена продуктами люди переходили к купле-продаже товаров, которые уже специально изготавливались для реализации и получения прибыли. Постепенно спрос на товары начал определяться их потребительскими свойствами и стоимостью. Разные производители, каждый по-своему, для увеличения сбыта совершенствовали свои товары, а идеи держали в секрете. Таким образом, изготовители одного и того же вида товара объективно втягивались в конкурентные отношения. Они боролись за более выгодные условия производства и сбыта, поэтому многие сведения представляли для них коммерческую ценность и тщательно оберегались. 

В древние времена охота за военными секретами сводилась в основном к добыванию информации о количественных и качественных характеристиках войск противника и их местонахождении. Вооружение армий противоборствующих сторон было более или менее одинаковым. Однако уже тогда появилось оружие, за которым охотился противник. В частности, в VII в. греки начали применять для поджигания судов и крепостей противника «греческий огонь». Противники Греции, особенно персы, длительное время безуспешно охотились за секретом этого оружия. 
В средние века в Европе получил развитие промышленный шпионаж — по добыванию секретов цеховых объединений ремесленников. Цехи монополизировали производство и сбыт ремесленных изделий. Принимались специальные законодательные акты, ограждающие интересы цеховых организаций. Так, в 1295г. в Берлине специальным предписанием властей 
запрещалось иностранцам работать на местных ткацких станках, дабы те «не узнали секретов производства». В конце XVIII — начале XIX в. цеховые привилегии были законодательно отменены, так как стали тормозить развитие промышленности. 


Законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов создавались еще в Древнем Риме. Так был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества и наступления банкротства. 

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что российское законодательство «стремится охранить тайну купеческих книг, их недосягаемость для постороннего глаза», заключая в дальнейшем, что «за исключением указанных в законе случаев (споров по делам товарищества, споров по наследованию и несостоятельности), никто и ни под каким предлогом не вправе требовать, чтобы открыты были торговые книги, составляющие ненарушимую коммерческую тайну». В.В. Розенберг, говоря о тайне торговых книг, указывал, что «если весьма серьезные интересы ясности и твердости торгового правооборота вызывают необходимость открыть возможность в каждую данную минуту заглянуть в то зеркало, которое представляют из себя торговые книги, то во все остальные моменты это зеркало должно быть тщательно закрыто от любопытных взоров, ибо иначе невозможен и успех в торгово-промышленной деятельности, протекающих в строе отношений, основанных на свободе конкуренции». 

В мировой практике сначала применялись термины «промышленная тайна», «торговая тайна», «тайна кредитных отношений», т.е. название тайны увязывалось с конкретной сферой деятельности. Российский юрист 
В.В. Розенберг сделал попытку объединить эти названия в одном - «промысловая тайна». Однако этот термин не прижился в Российской империи и окончательно утвердился термин «коммерческая тайна», объединяющий тайну любой деятельности, имеющей целью извлечение прибыли. 

Со второй половины XIX в. появляются и различные определения понятия коммерческой тайны, в первую очередь в сфере уголовного и гражданского законодательства. Например, немецкое законодательство определяло коммерческую тайну как тайну технических процессов изготовления продукции и тайну операций по ее сбыту, или, как выражались более высоким языком, тайну производства благ и тайну их распределения. 
В России по Уголовному уложению 1903 г. под коммерческой тайной понимались особые употребляемые или предполагаемые к употреблению приемы производства, а в другой редакции - индивидуальные особенности процессов производства и торговли. Тайна процессов производства классифицировалась тайной имущественной, а торговли - тайной деловой. 
27 ноября 1917г. Положением о рабочем контроле, принятым ВЦИК и СНК РСФСР коммерческая тайна была упразднена. А в 30-х годах в связи с окончательным переходом страны к государственному монополизму в экономике институт коммерческой тайны был заменен государственной и военной тайной. 


Возрождение во второй половине 80-х гг. предпринимательской деятельности повлекло за собой разработку связанных с ней нормативных документов, в том числе касающихся коммерческой тайны. В первую очередь потребовалось сформулировать определение коммерческой тайны. Такое определение было дано в Законе СССР «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990г. В нем сказано: «Под коммерческой тайной предприятия понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам». Руководителю предприятия предоставлялось право определять состав, объем и порядок защиты сведений, составляющих коммерческую тайну. 
Данная формулировка законодателя получила дальнейшее развитие в статье 10 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», согласно которой «получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца» рассматривалось как одна из форм недобросовестной конкуренции.

Наконец, в статье 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г. было закреплено положение о том, что обладатель технической или коммерческой информации имел право на ее защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности". 
Принятие указанных нормативных актов способствовали всплеску научного интереса к данной проблеме. В. А. Плаксин и Ю. В. Макогон под «коммерческой тайной» понимают любую деловую информацию, имеющую для предприятия действительную или потенциальную ценность по коммерческим причинам, утечка которой может нанести ему ущерб... «Она не является общеизвестной или общедоступной на законных основаниях; она соответствующим образом обозначена, и предприятием осуществляются надлежащие меры по сохранению ее конфиденциальности; она не является государственным секретом и не защищается авторским и патентным правом; она не касается негативной деятельности предприятия, способной нанести ущерб обществу (нарушений законов, неэффективной работы, административных ошибок, загрязнения окружающей среды и т.д.)». 
В 1995 году Федеральным Законом «Об информации, информатизации и защите информации» вводится понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является и коммерческая тайна. 


В научно-правовой литературе интерес к коммерческой тайне не утихает, появляются новые различные по содержанию взгляды на понятие коммерческой тайны. Рассмотрим некоторые определения «коммерческой тайны» из названных источников. 

Поскольку определение любого понятия должно устанавливать его сущность, в определении понятия «коммерческая тайна» необходимо отразить следующие ее сущностные параметры: 

- сферы деятельности, в которых может существовать информация, составляющая коммерческую тайну; 

- круг лиц, определяющих состав информации, относимой к коммерческой тайне; 

- круг лиц, на которых возложена защита коммерческой тайны; 

- ответственность за посягательство на коммерческую тайну. 

Так, например, авторы «Справочника директора предприятия», определяют коммерческую тайну как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Существенными дополнениями этой характеристики представляются тезисы: «Коммерческая тайна - это право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну - это ограничение государственных возможностей командовать в экономике». 
Л. В. Тихомирова и М. Ю. Тихомиров, определяют коммерческую тайну как охраняемое законом право предприятия на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним15. 
Следует согласиться с И.В. Ягубкиным16, что вряд ли научно корректно определять коммерческую тайну как право. В том то вся и сложность: для того, чтобы возникло право на защиту коммерческой тайны.

Э. Я. Соловьев под коммерческой тайной понимает преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы». 

Формулировка «интересы и сведения» порождает некоторую смысловую неопределенность. Заинтересованность предпринимателя в чем-либо (планы, намерения) может быть его личной тайной, имеющей коммерческий характер. Например, принятое в сознании решение снизить цену на продаваемый товар. Однако это решение, не будучи должным образом зафиксированным, не может стать коммерческой тайной. Интересы станут коммерческой тайной по закону только тогда, когда они будут документально оформлены. Поэтому не следует еще больше усугублять понятийную путаницу.