Файл: Бухгалтерская отчетность организации: порядок ее составления и анализ».pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности и их требования
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.4 Нормативно-законодательное регулирование составления отчетности в России
2 ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса
2.2 Структура и содержание отчета о финансовых результатах
2.3 Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Внешним пользователям, имеющим прямой финансовый интерес, необходимо знать, как решаются вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты, возмещение цены товара; получения дивидендов, экономической целесообразности налаживания деловых связей и т.п. Их интересует финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.
Инвесторы, учредители, или акционеры (в акционерных обществах), а также лица или организации, оказывающие консультационные услуги в финансовой сфере, нуждаются в информации, которая позволила бы им принять решение о покупке или продаже акций, облигаций, получить представление о доходности ценных бумаг, уровне дивидендных выплат, степени риска, связанного с инвестициями.
Кредиторы нуждаются в информации, позволяющей им оценить способность организации своевременно погашать основной долг и проценты по нему как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Коммерческие клиенты (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей, способности своевременно и полно осуществлять расчеты, выполнять контрактные обязательства.
Правительство и правительственные структуры нуждаются в информации об уплате налогов, объеме производства для формирования информации о валовом внутреннем продукте, национальном доходе и бюджете государства для рационального распределения ресурсов, формирования инвестиционной, налоговой политики.
Общественные организации, например занимающиеся охраной окружающей среды, также нуждаются в информации о расходах организации на защиту окружающей среды, о вкладе в местный бюджет.
Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса:
- налоговые органы на основании отчетной информации следят за правильностью исчисления налогов;
- банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию;
- профсоюзы заинтересованы получить информацию об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда.
Пользователей без финансового интереса интересует информация с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получить статистическую информацию (органы статистики) для проведения экономического анализа на макроуровне.
Внутренние пользователи - это управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений, учредители, участники, собственники, совет директоров; сторонние пользователи с прямым финансовым интересом - инвесторы, банки, поставщики, другие кредиторы; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом, или не имеющие финансового интереса, - налоговые, финансовые органы, органы государственной статистики, аудиторские фирмы, другие пользователи.
Исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяют два вида бухгалтерского учета (два источника формирования информации): управленческий, формирующий информацию для внутренних пользователей, осуществляющих управление предприятием, и финансовый учет, формирующий информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия.
Разным категориям пользователей нужна разная информация, которая представляется организациями в форме отчетности, в нашей стране получившей название бухгалтерской, а в западных странах - финансовой. Бухгалтерская отчетность формируется по данным бухгалтерского и оперативного учета. Финансовая, кроме бухгалтерских, включает также широкий круг аналитических показателей, при расчете которых могут использоваться, например, данные фондовых бирж и статистическая информация
Целью финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) является представление широкому кругу пользователей информации о финансовом положении, результатах деятельности, изменении финансового положения компании.
Основные задачи бухгалтерского учета и требования к отчетности в России, сформулированные в статье 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 4/99, по составлению и представлению бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть сопоставимой, полной, и давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений[7].
Требования ч. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ отчасти представлены в положении ст. 3 Закона № 129-ФЗ[8] о том, что задачами бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Кроме того, учетная политика организации должна включать в себя порядок контроля за хозяйственными операциями[9]. Непосредственно вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются, например:
- ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
-ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
- ст. 18 Федерального закона от 08.05.1996г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах".
Одними из основных требований к отчетности в условиях рынка являются ее доступность и открытость для заинтересованных пользователей. Следует помнить, что отчетность организации не является коммерческой тайной, в силу чего отказ предоставить ее заинтересованным пользователям может вызвать подозрения и негативное отношение к организации.
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности
Основными качественными характеристиками отчетности являются понятность, уместность, достоверность, полнота, правдивость, нейтральность, приоритет содержания перед формой, осмотрительность, сопоставимость, периодичность. Рассмотрим эти характеристики подробнее.
1. Понятность. Пользователям, обладающим необходимыми знаниями в сфере экономики и бизнеса, желательно и бухгалтерского учета должна быть понятна отчетность организации. Человек, не имеющий специальной подготовки, вряд ли сможет разобраться в финансовых показателях. Но это не означает, что следует исключать трудную для понимания определенных категорий пользователей информацию, если она нужна для принятия решений.
2. Уместность. В отчетность следует включать ту информацию, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий, принятию решений пользователями. Уместность информации во многом определяется ее характером. В настоящее время в России состав, содержание и методические основы формирования отчетности регулируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[10]. Кроме того, в отчетность можно включать дополнительные показатели, не предусмотренные ПБУ 4/99, если выявляется недостаточность данных для формирования полной информации об имущественном и финансовом положении организации.
Тесно связана с уместностью и существенность, иными словами, значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей.
3. Достоверность, или надежность. В отечественной и зарубежной учетной практике сложились разные подходы к данной характеристике. Так, согласно МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. А в соответствии с ПБУ 4/99, где говорится, что отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. По-видимому, считается, что этого достаточно для получения достоверной информации[11].
Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной. В России установлены конкретные даты представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее, отражает хозяйственную деятельность годичной давности, а в ряде случаев - более старую. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности[12].
4. Полнота, или целостность означает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя. Например, дополнительная расшифровка состава основных средств, или дебиторской задолженности по срокам погашения, или сегментов бизнеса позволит пользователю принимать более обоснованные решения.
5. Правдивость следует рассматривать шире, чем простое документирование хозяйственных операций (на этом делается акцент в российском законодательстве), хотя документ является необходимым условием правдивости. Часто бухгалтерская оценка (особенно это касается финансовых активов), основанная на документах, не отвечает рыночным реалиям[13].
6. Нейтральность, или непредвзятость, информации - это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия[14].
7. Приоритет содержания перед формой. Многие проблемы в области бухгалтерского учета связаны с несоответствием юридической формы оформления операций и их экономическим содержанием. Например, финансовая (долгосрочная) аренда может быть оформлена как текущая, кредитование - как финансирование и пр. Данное требование зафиксировано в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», где говорится, что организация должна отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования[15].
8. Осмотрительность, или консерватизм подразумевает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов[16]. Осмотрительность, однако, не позволяет создавать чрезмерные запасы, сознательно занижать активы или доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы. Примерами применения принципа осмотрительности российскими организациями являются создание резерва по безнадежным долгам и на обесценение ценных бумаг, а также оценка материально-производственных запасов и финансовых активов по низшей стоимости[17].
9. Сопоставимость. Для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные периоды времени. Вместе с тем сохранение организацией неизменной учетной политики (методов ведения учета и составления отчетности) в течение длительного времени не всегда возможно в силу меняющейся конъюнктуры рынка или законодательства. Влияние изменения методов учета на финансовые результаты, финансовое положение или движение денежных средств организации должно оцениваться в денежном выражении и доводиться до пользователя информации. Российские организации представляют отчетные данные за два года - на начало года (т.е. за прошлый год) и конец года. По российским нормам регулирования бухгалтерского учета данные предшествующего года подлежат корректировке в случае их несопоставимости с отчетными данными текущего года. Причины каждой корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к финансовой отчетности. Таким образом, очевидно законодательное требование соблюдения принципа сопоставимости[18].
10. Периодичность отчетности. Непрерывная хозяйственная жизнь организации требует периодического подведения итогов. Останавливать для этого хозяйственные процессы нецелесообразно, а в большинстве случаев невозможно. Для составления отчетности деятельность организации останавливается условно и разбивается на временные отрезки - отчетные периоды. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчетный период определяется как период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. В Положении по ведению бухгалтерского учета приводятся более конкретные даты составления отчетности. Так, годовая бухгалтерская отчетность российских организаций составляется за год, за период с 1 января по 31 декабря включительно[19].
Кроме того, организации составляют квартальную и месячную отчетность. Современные технические средства, используемые для обработки информации, позволяют получать отчеты ежедневно.
1.4 Нормативно-законодательное регулирование составления отчетности в России
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности[20].