Файл: Процедура банкротства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Падение объемов спроса, низкая инвестиционная активность и другие, крайне неблагоприятные макроэкономические условия приводят к тому, что многие предприятия оказываются неплатежеспособными, утратившими перспективу своего дальнейшего развития и вступают в процедуру банкротства.

Процедура банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений.

Процедура банкротства выступает в качестве одного из ключевых регуляторов экономических процессов в обществе, обеспечивает стабильность и устойчивость хозяйственного оборота. Она служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ определено понятие банкротства: несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [3].

Несостоятельными (банкротами) по решению суда могут при наличии оснований могут быть признаны большинство юридических лиц, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Исключение составляют казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации. Государственные корпорации и компании признаются банкротами, если такая возможность допускается законом, на основании которого они созданы. Не признаются банкротами и фонды, если запрет на банкротство фонда установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда [1].

Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение [3].

Актуальность курсовой работы обуславливается необходимостью детального изучения оснований и порядка банкротства юридических лиц.

Объектом исследования данной курсовой работы выступают гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.


Предметом исследования являются нормы, регулирующие отношения возникновения и прекраще6ния юридического лица.

В качестве цели данной работы был выделен анализ законодательства, применяемый при несостоятельности банкротстве юридического лица, а также изучение вопросов проведения процедур, применяемых при банкротстве юридических лиц.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ и дать характеристику нормативно-правовым актам, применяемым в деле о банкротстве в Российской Федерации;

2) дать детальное понятие процедурам, применяемым в деле о банкротстве;

3) на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, рассмотреть дело о банкротстве на примере конкретного предприятия.

Курсовая работа написана на основе изучения и анализа специальной юридической литературы, посвященной несостоятельности (банкротству) юридических лиц, законов и иных нормативных актов, а также арбитражной практики.

1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)

1.1. История развития института несостоятельности (банкротства)

Изучая историю развития российской правовой системы, первые положения, касающиеся несостоятельности, имеются уже в Русской Правде (одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в XI - XII вв.). Анализируя основные положения Русской Правды, необходимо отметить, что при определении банкротства предприятий Русская Правда не склоняется ни к одному из критериев несостоятельности (неоплатности или неплатежеспособности), а говорит лишь о невозможности погашения должником требований кредиторов. Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности, а именно: несчастная (невиновная) несостоятельность, возникшая не по вине должника (имела место в случае наступления различного рода форс-мажорных обстоятельств: пожара, стихийного бедствия); злонамеренная (виновная) несостоятельность, которая могла наступить, к примеру, в случае легкомысленного поведения купца (растрата вверенных средств, потеря товара в результате пьянства и других предосудительных действий) [16].


Российское дореволюционное законодательство в области несостоятельности (банкротства) было представлено Уставом о торговой несостоятельности 1832 году. Несостоятельность должника могла быть констатирована только судом на основании заявления, как самого должника, так и его кредиторов. Особенностью дореволюционного процесса было то, что с даты назначения конкурсного управления все делопроизводство из суда передавалось ему, и конкурсное управление тем самым становилось своего рода квазиинстанцией коммерческого (окружного) суда, а суд превращался в контролирующий орган [17].

В 90-е годы XX века, когда страна стала возвращаться к рыночным методам хозяйствования, пришлось все начинать заново. Законодательный процесс в этот период шел крайне трудно и болезненно.

Первый после 160-летнего перерыва Закон о банкротстве был принят в 1992 году. Однако уже в 1998 году он был заменен другим Законом. В 2002 году ему на смену пришел новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В 1999 году Российская Федерация приняла специальный Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций [18].

Вывод: Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» стал третьим единым российским законодательным актом, который регламентирует признание юридического лица банкротом, порядок действий и взаимоотношения сторон.

1.2. Нормативные правовые акты о несостоятельности (банкротстве)

Основными источниками правового регулирования являются Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданский кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».

Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - нормативный акт, регламентирующий основания признания судом юридического или физического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов [3].

Первоначальный текст закона № 127-ФЗ опубликован в «Собрании законодательства РФ» (28.10.2002, № 43, ст. 4190), «Парламентской газете» (№209-210, 02.11.2002) [17].


С момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в него внесены десятки поправок.

Аспект последних основных изменений, внесенных в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»:

1) Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие уменьшение размера процентов по вознаграждению временного управляющего, а также изменен порядок назначения арбитражного управляющего в процедуре банкротства [4].

2) Федеральным законом от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника» в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие объявление банкротами граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Изменения вступили в силу с 1 июля 2015 года [5].

3) С 29 января 2015 года вступило в силу большая часть изменений в Закон о банкротстве, принятая в рамках Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, к таким изменениям относится новый порядок назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, изменение признаков банкротства должника, а также возможность инициации процедуры банкротства кредитными организациям без решения суда [6].

4) С 22 июня 2015 года вступят в силу изменения в ст.139 Закона о банкротстве в части определения победителя торгов, проводимых в форме публичного предложения, которые были внесены Федеральным законом от 22.12.2014 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [7].

5) Федеральным законом от 22.12.2014 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» изменена статья 61.9 Закона о банкротстве, регламентирующая перечень лиц, имеющих право на подачу в суд заявления о признании сделки должника недействительной [7].

6) Федеральным законом от 01.12.2014 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» значительно увеличены полномочия саморегулируемых организаций по надзору за арбитражными управляющими [8].


7) Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, освобождающие должников, признанных несостоятельными (банкротами), от уплаты налога на добавленную стоимость в конкурсном производстве при реализации их имущества (имущественных прав) [9].

8) С 1 июля 2014 года, в очередной раз, расширен перечень сведений о ходе процедур банкротства, подлежащих обязательному включению в единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Федеральным законом от 02.07.2013 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесены соответствующие изменения в Закон о банкротстве [10].

9) Федеральным законом от 28.12.2013 № 419-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» внесены изменения в ст.179 Закона о банкротстве, касающиеся порядка реализации имущества должника – сельскохозяйственной организации [11].

10) Федеральным законом от 21.12.2013 № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон о банкротстве, касающиеся сведений, подлежащих обязательному включению в единый федеральный реестр сведений о банкротстве [12].

11) Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены изменения в Закон о банкротстве, касающиеся ответственности контролирующих должника лиц [13].

12) Последние изменения, внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 281-ФЗ и вступили в силу с 28.01.2018 года [14].

Изменения законодательства о банкротстве, произошедшие в 2017 году, требуют от бизнеса соблюдения ряда новых правил в текущей деятельности организаций. Это связано с усилением субсидиарной ответственности, появлением новых обязательств у руководителей и участников юридических лиц, введением оснований ответственности даже формально не связанных с должником компаний по обязательствам последнего.

Появление в законодательстве о банкротстве такого нового признака контролирующего лица, как извлечение выгоды в любой форме за счет незаконных или недобросовестных действий органов управления должника, означает существенные риски ответственности здоровой компании по долгам банкрота. Данные риски особенно важно оценивать при выборе модели бизнеса. Например, структурирование бизнеса по принципу разделения центров прибылей и убытков (в частности, ценообразование у фирмы-производителя на грани себестоимости с формированием прибыли у иного лица) является одним из оснований для привлечения компании-бенефициара к ответственности по долгам лица - донора.