Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)
1.1. История развития института несостоятельности (банкротства)
1.2. Нормативные правовые акты о несостоятельности (банкротстве)
2. Процедуры, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица
3.3. Анализ решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
4) в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
5) в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности [3].
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога [3].
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным [18].
Вывод: Конкурсное производство можно охарактеризовать как ликвидационную стадию конкурсного процесса, цель которой - как можно более полное удовлетворение кредиторов, для чего проводится реализация имущества должника.
2.5. Мировое соглашение
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим [18].
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Мировое соглашение заключается в письменной форме. Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме [18].
С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов [18].
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве [3].
Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику [3].
Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения мирового соглашения. В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством [18].
Вывод: Мировое соглашение - это двусторонняя или многосторонняя сделка, которой стороны (или их представители) завершают гражданский спор.
Анализируя порядок проведения и этапы процедур, применяемых при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица можно сделать следующие выводы:
Основными задачами проведения процедур банкротства являются: возврат долгов кредиторам; восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.
Воздействие на должника на разных этапах производства по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер:
1) При возбуждении производства по делу - это первоначальные охранительные и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления активами, введение стороннего наблюдателя, установление истинного финансово-экономического положения).
2) При наличии вывода о возможности восстановления платежеспособности - мероприятия по восстановлению платежеспособности (мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возможность отказаться от убыточных или низкорентабельных договоров должника и признать недействительными часть его сделок и др.).
3) При принятии решения о признании должника банкротом - ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица -банкрота как субъекта права и др.).
Реализация этих и других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Практическое применение законодательства о банкротстве юридического лица (на примере конкретного предприятия)
3.1. Данные о предприятии
Из отчета о деятельности предприятия за первое полугодие 2016 года следует:
ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» образовано 29.09.2010г. на основании Распоряжения Правительства Иркутской области № 102-рп от 28.05.2010г. «О реорганизации государственного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации Электрических сетей «Облкоммунэнерго». Учредителем и собственником предприятия являлась Иркутская область. Полномочия Учредителя и собственника закрепленного за Предприятием имущества осуществляло Министерство имущественных отношений Иркутской области. Предприятие находилось в ведомственном подчинении Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» осуществляло деятельность по производству и реализации электроэнергии в 22 населенных пунктах Катангского, Усть-Удинского, Казачинско-Ленского, Усольского, Ольхонского районов Иркутской области.
На правах хозяйственного ведения и в безвозмездном пользовании у ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» находилось энергооборудование: 55 дизель-генераторных установок; комплексная ветро-солнечная электростанция; линии электропередач 0,4 кВ 128,1 км; линии электропередач 10 (6) кВ 16,6 км; трансформаторные подстанции 25 единиц.
Основным видом деятельности предприятия являлось распределение электроэнергии. Также, согласно Уставу, ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» вправе было осуществлять дополнительные виды деятельности, связанные с производством электроэнергии, деятельностью по обеспечению работоспособности электростанций и др.
3.2. Анализ определения о признании требования кредитора обоснованным и введении процедуры наблюдения
Для детального анализа о введении в отношении ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» процедуры наблюдения рассмотрим определение Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2016 по делу № А19-13779/2016.
В Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» несостоятельным (банкротом) обратилось ООО «Транспортно-энергетическая компания» (ООО «ТРЭК»).
В обоснование заявления указано на наличие у ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» перед ООО «ТРЭК» задолженности в размере 1 594 901 руб. 57 коп., подтвержденной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.11.2015 по делу №А19-15830/2015 [22].
В судебном заседании рассматривалась обоснованность заявления ООО «ТРЭК» о признании ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» несостоятельным (банкротом). Представитель ООО «ТРЭК» заявление поддержал в полном объеме. Представитель должника задолженность признал, не возражал относительно введения в отношении должника процедуры банкротства – наблюдения, пояснил, что должник не является субъектом естественных монополий [22].
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее: ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.09.2010г., за ОГРН 1103850025278, юридическому лицу, как налогоплательщику, присвоен ИНН 3811142185. Основным видом деятельности ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является распределение электроэнергии. Из представленного бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2016г. следует, что активы предприятия составляют 403 026 тыс. руб., из них: внеоборотные активы представлены основными средствами – 95 952 тыс. руб., отложенными налоговыми активами – 1 229 тыс. руб., прочими внеоборотными активами – 78 тыс. руб., оборотные активы – 305 768 тыс. руб., представлены запасами 30 837 тыс. руб., НДС по приобретенным ценностям – 724 тыс. руб., дебиторской задолженностью в размере 273 800 тыс. руб., денежными средствами и денежными эквивалентами – 20 тыс. руб., прочими оборотными активами – 387 тыс. руб., пассивы должника составляют 403 026 тыс. руб., из них: пассив представлен уставным капиталом – 23 477 тыс. руб., добавочным капиталом – 94 082 тыс. руб., резервным капиталом – 287 тыс. руб., нераспределенной прибылью –68 136 тыс. руб., отложенные налоговые обязательства составляют 4 тыс. руб., заемные средства 850 тыс. руб., кредиторская задолженность – 204 663 тыс. руб., оценочные обязательства составляют 11 526 тыс. руб. [22].
Поскольку требование ООО «ТРЭК» к ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то в соответствии со статьями 3, 6, 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» данные обстоятельства являются основанием для введения в отношении с ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» процедуры наблюдения [22].
На основании статей 20.6, 39, 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» заявителем предложено утвердить временным управляющим ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» арбитражного управляющего члена Союза «СРО АУ Северо-Запада». Заявленной саморегулируемой организацией в соответствии с частью 4 статьи 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» представлена кандидатура арбитражного управляющего Анучиной О. А. [22].
Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьями 45, 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» посчитает возможным утвердить временным управляющим ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» арбитражного управляющего Анучину О. А., утвердить ему вознаграждение в размере 30 000 рублей за счет средств должника [22].
Руководствуясь статьями 62, 63 - 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд определил: Признать заявление ООО «ТРЭК» обоснованным. Ввести в отношении ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» наблюдение сроком до 31.01.2017г. Утвердить временным управляющим ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» арбитражного управляющего Анучину О. А. Утвердить временному управляющему фиксированное вознаграждение в размере 30 000 рублей ежемесячно, определив источником его выплаты средства должника. Назначить рассмотрение отчета временного управляющего к судебному разбирательству в заседании Арбитражного суда на 31.01.2017г. Требование ООО «ТРЭК» о включении в реестр требований кредиторов ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт» в размере 1 594 901 руб. 57 коп. признать обоснованным. Включить требование ООО «ТРЭК» в размере 1 594 901 руб. 57 коп. в третью очередь реестра требований ГУЭП «Облкоммунэнерго-Сбыт». Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитывать отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Временному управляющему направить для опубликования сообщение о введении наблюдения в порядке, предусмотренном статьей 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Временному управляющему за пять дней до даты судебного заседания представить в суд отчет о результатах процедуры наблюдения и приложенные к нему документы в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ [22].