Файл: Анализ эффективности различных типов организационных структур (Организационная деятельность менеджмента).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организационная деятельность менеджмента
1.1. Организационная структура управления
1.2. Базовые типы организационных структур управления
1.3. Оценка эффективности организационных структур управления
Глава 2. Анализ эффективности организационной структуры управления на примере ООО «Застава Клуб»
2.1. Краткая характеристика компании
2.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления
Глава 1. Организационная деятельность менеджмента
1.1. Организационная структура управления
Организационную структуруi менеджмента можно определить как совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающихi выполнение необходимых функций управления для достижения целей предприятия (организации).
Исходнымиi данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:
- цели и задачи организации;
- производственные и управленческие функции организации;
- факторы внутренней среды (внутренние переменные);
- факторы внешней среды.
Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделенияi (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют iфункциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними.
В процессе хозяйственной деятельностиi организационные структуры предприятия объединяютi его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют общее iсвойство: они формируются для достижения целей, которые, в свою очередь, всегда определяют структуру организации.
В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими iособенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность iдеятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятияi первой подвергается реорганизации именно организационная структура менеджмента.
В организационную структуру включают iтакие понятия, как разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализацияi управления, ответственность и контроль, нормы управляемостиi и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержаниеi организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.
Рассмотрение содержательнойi стороны структуры приводится ниже применительно к ее конкретнымi видам. В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительныеi свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием.
Общие характеристики организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом.
Структура организацииi обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с iдостижением его целей. Структура организации определяет права и обязанностиi на всех управленческих уровнях посредством определенияi (делегирования) полномочий и установления ответственности iруководителей всех рангов. iСтруктура, принятая в конкретной организации, iопределяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).
Организационнаяi структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.
Приведенные характеристикиi отражают назначение и способность организационныхi структур влиять на достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые iопределяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место в конкретной организации.
1.2. Базовые типы организационных структур управления
Схема организационной структурыi управления отражает статическое положениеi подразделенийi и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
-
- линейные (административное подчинение);
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).
В зависимости iот характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
-
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- дивизиональная;
- региональная;
- матричная;
- продуктовая
- ориентированная на потребителя.
Линейный вид структуры.
Во главе каждого отдела стоитi один руководитель, который может производить самые iразнообразные действия. Соответственно, различные полномочия могут осуществляться руководством разного уровня. При данном управлении каждая iгруппа имеет одного руководителя, через которого проходит вся информация о состоянии, продвижении и различных нарушениях, если они всё-таки совершаются. Поскольку контроль передаётся по цепочке, начиная с самого iвысокого и заканчивая самым низким, образуется лестница иерархии. Что касается линейных полномочий, это заключается в непосредственнойi передаче от руководителя к подчинённому и далее ко всем остальным рабочим. Так образуется так называемая цепь команд.
Линейная структураi является наиболее логической в плане структурирования, точной, но не гибкой, какойi хотелось, чтобы она была. Каждый руководитель имеетi расширенный пакет возможностей, при этом он должен быть чаще узкоспециализированным, iуметь реализовать специальные знания.
Как и везде, существуют свои преимущества и недостатки.
Преимущества |
Недостатки |
Конкретное понятие об ответственности и полномочиях |
Требования, относящиеся к уровню профессиональной деятельности |
Лёгкость в отслеживании работников |
Наличие сложностей при сотрудничестве с исполнителями |
Быстрые и малозатратные средства для принятия решений |
Отсутствие нужного уровня специализации |
Ответственность за каждого |
Колоссальная нагрузка на руководителя |
Функциональный вид структуры
Если сравнивать её с первым видом, то iтут отделы объединяются в так называемые блоки, i где прослеживается основное направление деятельности организации. В соответствии с определёнными функциями блоки так и будут разделяться: например, блок по iуправлению, финансам, производству, отслеживанию качества работы. Так, в каждом их них будут производиться только конкретно заданные установки.
Области, в которых применяется функциональная структура:
- предприятия, на которых производится один продукт;
- предприятия, разрабатывающие инновационные проекты, которые сложны и длительны по времени;
- предприятия крупного плана;
- организации по разработкам научно-исследовательской деятельности;
- предприятия узкоспециализированного профиля.
Определённые задачи:
- создание рабочей атмосферы;
- правильный подбор на должность руководителя;
- создание мотивационных механизмов;
- правильное распределение работников по должностям.
- Здесь также имеются свои привилегии и отрицательные моменты.
Привилегии |
Недостатки |
Профессиональный уровень руководителя подразделения |
Отсутствие разделения по блокам и наличие руководителя |
Уменьшение риска принятия неправильных решений |
Несоблюдение правил, отсутствие какой-либо ответственности |
Авторитет специалистов |
Наличие трудностей в отслеживании различных видов работ |
Простота осуществления и планирования политической системы в данной области |
Неправильная тактика разрешения возникающих проблем |
Линейно-функциональный вид структуры
Характеризуется осуществлением компоновки подразделений, которые направлены на конкретные виды работ, необходимые для осуществления решений линейного управления. Выполнение конкретных работ возлагается на исполнителей-специалистов, которые, в свою очередь, относятся к одной из структур. Существование данного вида подразумевает под собой двойное подчинение руководителю.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной структуры.
Преимущества |
Недостатки |
Высокий уровень профессиональности при принятии решений |
Отсутствие каких-либо идей по решению возникших трудностей |
Правильный подход при знакомстве с новыми работниками. Быстрое налаживание рабочих контактов |
Отсутствие нужного руководителя |
Высокий профессиональный уровень руководителя |
Отсутствие нужного уровня квалификации |
Снижение потребности в исполнителях-специалистах широкого спектра |
Возможная проблема с нехваткой персонала различной категории, застой на производстве |
Линейно-штабной вид структуры
Всё руководство на себя берёт один представитель, который разрабатывает и осуществляет различные вопросы. В основном он принимает решения, создаёт программы. Во всём этом ему помогает специальная система, в которую входят подразделения, необходимые для помощи. Существуют специальные подразделения, которые не имеют права принимать решения самостоятельно, а также отдавать распоряжения отделам, которые стоят ниже их. Основная задача — составление стратегии, анализ всех действий. Может отлично подходить для промежуточной ступени.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной структуры.
Преимущества |
Недостатки |
Снижение загрузки руководителей линейных структур |
Создание дополнительных отделов |
Повышение уровеня подготовки |
Возможность возникновения конфликтов между структурами |
Равновесие в руководстве функциональном и линейном |
Смазанное восприятие процедур |
Дивизионная структура
Используется исключительно демократический тип управления. Директор является главным в своей сфере, те, кто стоят ниже, получают распоряжения и тактику ведения работ, благодаря которым происходит правильное распределение всех сил и информации.
Делят её на три типа: региональный, продуктовый и потребительский.
Первый тип (региональный) характеризуется направлением на определенный тип продукции, которая производится и хранится в разных странах, городах.
Второй тип (продуктовый) предполагает широкопрофильное производство. На производство каждого изделия назначается руководитель, который отвечает исключительно за данный ряд. Это позволяет быстро реагировать и менять стратегию производства.
Третий тип (потребительский) предполагает пересмотр того, в чём нуждается потребитель. Это способствует улучшению качества работы и популярности среди других компаний. При стабильности работа выполняется в своём порядке, и существование такого отдела не искореняется.
Структура управления в виде проекта
Является непостоянной ввиду того, что, создавая проекты, тестируя их и вычисляя все возможные исходы для компании, в конечном итоге ликвидируется и используется уже в другом новом проекте. Для любой компании важным является тестирование новой продукции, определение того, насколько хорошо или плохо она пойдёт, какие возможны убытки и как их избежать. Благодаря данной структуре успешность развития проекта будет повышаться, что, безусловно, повлечёт за собой стабильность и успех. Данную услугу предоставляет та организация, которая непосредственно занимается этим направлением. Несмотря на необходимость данного отдела, не всегда у каждого предприятия получается воспользоваться такими услугами, так как это достаточно затратно. А организациям, которые предоставляют данную услугу, не всегда легко найти новый заказ, что приводит к уменьшению количества таких специалистов.
Во время проектирования назначается главный специалист, которому предоставляется множество полномочий.
Места, в которых используется структура проектного управления:
- осуществление создания новой компании;
- создание новой продукции;
- временная организация, в которой необходим такой путь продвижения на короткий срок;
- различные учреждения, их филиалы.
Основными задачами являются:
- выделение и постановка целей;
- мотивируемое исполнение заказа;
- обеспечение предупреждения возникновения различных конфликтов между управляющими и подчинёнными;
- создание специальных механизмов для успешного развития проекта;
- контроль за выполнением работы, возможная корректировка.