Файл: Научная характеристика структуры урока (Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования

В настоящее время развивающемуся обществу нужны нравственно и физически здоровые, современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; коммуникабельные и конкурентоспособные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Начальная школа играет значительную роль в системе образования в целом. Это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Для достижения результатов важно правильно организовать учебную работу, в основе которой лежит урок.

Цель исследования:

Научную характеристику структуры урока для начального общего образования

Объект данного исследования – учебный процесс, взаимоотношения учителя и обучающихся в начальной школе

Предмет – учебный урок.

Гипотеза исследования: уроки в начальной школе имеют особенную структуру.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть формы организации учебной работы в начальных классах.

2. Выделить особенности структурирования урока в начальной школе.

3. Проанализировать традиционные структуры урока

4. Охарактеризовать структуру урока в соответствии с ФГОС НОО

Методы исследования: теоретический анализ, изучение литературы

Методологическая основа исследования:

Исследуя теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры уроков в начальной школе были рассмотрены и проанализированы работы знаменитых ученых и дидактов, таких как: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.А. Бударного, М.И. Махмутова, Ю.К. Бабанского, Т.В. Карасева, В.А. Сухомлинского. Давая характеристику структуры урока были исследованы типологии, выделенные С.В. Ивановым, И.И. Казанцевым, Н.Ф. Виноградовым, В.А. Онищук, В.В, Малеевым, В.А. Ситоровым, М.И. Махмутовым, А.Л. Нескребтовым.

Теоретическая значимость:

Были выделены особенности организации учебной работы в начальной школе, также была дана научная характеристика структуры урока различного типа.


Практическая значимость:

Основные положения и работы могут найти свое применение в деятельности учителей начальных классов, школьных методистов, завучей по учебной работе в школе

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. Теоретические основы факторов, определяющих выбор типа структуры в начальной школе

1.1 Формы организации учебной работы в начальных классах

Форма — это строение, внутренняя структура, связь. Если затрагивать вопрос о формах обучения, то мы подразумеваем учебное занятие, совместную организованную деятельность учащегося и учителя.

В течение долгого времени существовала классно-урочная система. Она сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. В наше время образование во многих европейских странах претерпевает значительную эволюцию.

Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей определенный состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены [8; С. 34].

Еще Коменским была намечена следующая структура урока: чтение и повторение учителем нового материала; поочередное его повторение учениками по книге; повторение без книги. Ян Амос считал, что в конце урока нужно дать возможность ученикам задавать вопросы учителю. Ученый утверждал, что качество урока зависит от умения учителя проводить его [9].

Значительный вклад в разработку теории урока внес К. Д. Ушинский. Он дал глубоко научное обоснование многих вопросов организации урока, уделяя большое внимание развитию мышления, памяти детей при проведении учителем урока, рекомендуя строить уроки разнообразно, включать в них вступительную беседу учителя, первоначальное и повторное чтение нового, беседу о прочитанном с целью нахождения главного, сопоставления фактов, формулирования правил и выводов [2; С. 81].


Уже давно ученых и дидактов мучает вопрос о том, что является уроком. Классическим считается мнение о том, что урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [3; С.5] .

В этой форме урока представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы деятельности по организации и управлению и все его дидактические элементы. Его сущность и назначение в процессе обучения как целостной динамической системы сводятся, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителей и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также педагогического мастерства учителя [30; С. 12].

В настоящее мнение ученые по-разному трактуют это понятие. Например А.А. Бударный говорит, что урок -- это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников [20; С.316]. По мнению М.И. Махмутова урок -- это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания [15; С. 89]. Ю. К. Бабанский характеризует урок как форму организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени и по установленному расписанию [1; С.56].

Можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся, руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них и овладение основами изучаемого непосредственно на уроке [4; С.12].

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса [29, С. 87].


Интересную трактовку уроку дает Карасёва Т. В., старший преподаватель кафедры естественнонаучного образования САИРО. Урок – это своеобразная парадигма формы, т.е. устоявшаяся совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих набор типичных заданий и образцов решения научных и практических задач: лучше урока ничего не придумано, он образец, пример лучшей формы. Содержание этой вечной формы и этих вечных процессов определяют парадигмы (образцы) разных методологий, концепций и теорий.

Цель обучения, по мнению Т.В. Карасевой остается той же, что и была двадцать и сорок лет назад: овладение суммой знаний, умений и навыков в соответствии с определенными программой обучения объемом, где процесс накопления этой суммы описан на уровне жестоко распределенных действий учителя – это информационно-знаниевая (традиционная) парадигма. Целевые приоритеты – определение целей образования, исходя только из целей государства; однозначность содержания знаний и опыта поведения; преобладание заучивания и воспроизведения, передача знаний, не требующих размышления, «готовых знаний»; монологичность и дидактичность; суровая, до жесткости дисциплина; бесприкословное подчинение установленным государством научным авторитетам; формирование мировоззрения путем привития правильного, единственного образа восприятия мира в соответствии с действием только классических естественнонаучных законов.

Нужно стремится к пониманию ценностей личностно ориентированной парадигмы.

Главная цель современного образования– ценностно-смысловое развития личности в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

В современной педагогической литературе урок определяется как систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени [22; С.10].

Главная черта качественного урока – высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию химической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Характерным признаком качественного урока является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задачи их четкое и последовательное осуществление. Большое значение имеет определение учителем главного, существенного для каждого урока, с тем, чтобы это было понятно и усвоено всеми учащимися класса.


В современной школе также использовалась и другая форма работы — метод проектов. Суть его состояла в том, что учащиеся должны были наметить для своей работы какой-то проект (дело), и вокруг этого проекта строилась их познавательная деятельность. Проектная деятельность привлекает внимание педагогов большой самостоятельностью учащихся в учебном процессе [11; С.43].

Урок дает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.

На уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методами познавательной деятельности. Это является важным условием включения учащихся в активную самостоятельную работу по овладению знаниями.

Находясь в постоянном творческом контакте с учащимися, учитель имеет возможность в ходе урока вести систематические наблюдения за их развитием, фиксировать его результаты, управлять этим процессом.

Каждый учебный предмет призван решать, как общие, так и специфические для него задачи воспитания школьников. Эти задачи осуществляются учителем из урока в урок. Образовательные и воспитательные задачи соединяют отдельные звенья учебного процесса — уроки в единую, прочную ткань и обеспечивают формирование целостной личности школьника [17; С. 114]

Урок стимулирует другие формы обучения: практические занятия, индивидуальную работу, домашнюю работу детей. Вместе с тем все эти формы, находясь в тесной связи с уроком, влияют на его построение и проведение.

Продолжая поиск путей совершенствования урока, советская дидактика не рассматривает его в качестве универсальной формы обучения и стремится к органическому сочетанию урока с другими формами обучения.

Следует отметить, что преимущество урока как формы организации педагогического процесса состоит в том, что он имеет:

1) благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

2) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

4) на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности [22, С. 14].

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения данного состава учащихся.