Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы основана на том, что государство решает стоящие перед ним задачи путем реализации своих функций. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, выполняет свои функции, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Функции государства в силу своей объективности обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора — выполнять их или не выполнять.

Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни.

Важность реализации современным государством своих функций актуальность темы данной работы.

Объект исследования в работе – государство.

Предмет исследования – функции государства.

Методы исследования: изучение различного рода источников (монографии, публикации в журналах и т.д.); обобщение и сравнение; анализ мнений исследователей.

Цель работы – рассмотреть понятие и классификацию функций государства.

Задачи работы:

- определить понятие и содержание функций государства;

- проанализировать классификацию функций государства;

- дать характеристику функций современного Российского государства.

Проведенный в ходе выполнения данной работы анализ показал, что в настоящее время существует значительное количество журналов, в которых публикуются статьи, относящиеся к теме работы. В том числе: «Общество и государство», «Правовое государство: теория и практика», «Полития», «Свободная мысль», «Власть» и т.д.

Основными источниками, использованными при выполнении данной работы, являются труды таких авторов, как: Гулягин А.Ю., Ильин М. В., Кабашов С.Ю., Москвин Л.Б. ,Морозова Л.А., Пожарский Д.В.

Анализ литературы по теме работы показал, что исследователями уделяется особое внимание таким вопросам, как:

- состав и роль функций государства,

- формы и методы реализации функций государства,

- проблемы эффективной реализации функций государства в современных условиях.


Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источника, приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрываются объект, предмет, цель, задачи и исследования.

В первой главе работы раскрываются сущность, признаки, виды функций государства.

Во второй главе дается характеристика функций современного Российского государства, раскрываются проблемы их реализации.

В заключении подводится итог работы, сводятся основные результаты, полученные в главах работы.

Глава 1. Понятие и содержание функций государства

1.1. Понятие, содержание и признаки функций государства

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти.

Черданцев А.Ф. определяет функции государства как «основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение по управлению делами общеста» [12, c.118]. По определению Венгерова А.Б «функции государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы» [16, c.126].

Таким образом, при рассмотрении функций государства мы исходим из того, что это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Следует отметить, что исследователи делают особый акцент на том, что функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства [19, c.164].

Признаки функций государства.

Общепризнано, что существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства [4, c.137].


С учетом того, что функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом – можно выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

1.2. Классификация функций государства

Существуют различные формы классификации функций государства. Исследователи объясняют это тем, что каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику [7, c.61].

Так, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

С точки зрения сфер деятельности (объектов воздействия), функции государства разделяются на внутренние (сосредоточенные внутри границ государства) и внешние (проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами) [3, c.74].


Классификацию функций государства иллюстрирует схема в Приложении 1.

1.3. Формы и методы реализации функций государства

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

Формы осуществления функций государства — это виды деятельности органов государства по осуществлению его функций [6, c.30]. Выделяют правовые и организационные формы.

Правовые формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. Правовые формы осуществления функций государства представляют собой по сути реализацию контрольно-надзорной деятельности государства и заключается в том, что в одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.

В зависимости от этого и различают три основные правовые формы осуществления функций государства [17, c.66]:

1. Правотворческая деятельность (деятельность по подготовке и изданию нормативных актов). Данная форма выражается в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.

2.Правоисполнительная (правоприменительная) деятельность. Это форма деятельности по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, (принятие мер по исполнению норм права). Это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность [6, c.135].

3. Правоохранительная деятельность (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.). Данная форма выражается главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.


К организационным формам осуществления функций государства относят:

- организационно-регламентирующую; (например: текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

- организационно-хозяйственную; (например: оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

- организационно-идеологическую; (например: повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пр.).

Методы осуществления функций государства — это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать следующие методы осуществления своих функций: убеждения и принуждения, поощрения и наказания.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций [12, c.59]. Принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства [16, c.89].

Поощрение представляет собой способ воздействия, при котором государство, публично признавая заслуги поощряемых (граждан, организаций и т.д.), в выполнении своих обязанностей и общественного долга награждает их (наградами, премиями, грамотами и т.д.)

Выводы.

Рассмотрение сущности понятия, содержания и признаков функций государства позволяет сделать следующие выводы:

- термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти;

- функции государства представляют собой по существу основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами;

- функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами;

- признаки функций государства: а) функция государства является главным направлением его деятельности в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и др.; б) в функциях выражается сущность государства; в) выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи, а его деятельность приобретает практическую направленность: г) функции государства реализуются характерными для государственной власти методами;