Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- функции государства подразделяются на постоянные, временные, внутренние и внешние; по формам осуществления функции государства подразделяются на правовые и организационные.

Глава 2. Характеристика функций современного Российского государства

2.1. Внутренние функции государства

Одной из основных внутренних функций Российского государства (как, впрочем, и любого другого государства) является функция легализованного (узаконенного) принуждения, охраны основ общественного и государственного строя, поддержание общественного порядка [13, c.156].

С помощью данной функции в классовом, социально неоднородном обществе обеспечивается порядок, стабильность, сохранение общества как такового. Функция принуждения состоит в установлении правовых норм, в предупреждении правонарушений, в пропаганде, поддержке и развитии достоинств существующего строя, поощрении законопослушного поведения, в деятельности государства по разъяснению необходимости, целесообразности соблюдения требований закона и, конечно, в борьбе с преступностью.

В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Таким образом, функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. Государство обязано обеспечить с помощью полиции, суда, прокуратуры и т. д., конституционный порядок в обществе. Неукоснительное соблюдение требований правовых норм. Поддержание стабильного правопорядка в стране является важнейшей задача всего государства, всей системы его правоохранительных органов.

Следующая функция – экономическая. Данная функция — это целенаправленное воздействие государства на экономику. Российское государство (как и любое другое) является крупнейшим собственником различных ресурсов, которыми оно распоряжается.


Государство, выполняя экономическую функцию, создает определенный экономический климат, воздействует на экономическую сферу жизни общества. Важными аспектами экономической функции являются: выработка и реализация государством экономических (целевых) программ; проведение финансовой и денежной политики.

Идеологическая функция — любое государство пропагандирует, отстаивает, придерживается какой-либо идеологии. Эта функция необходима, поскольку общение государства с населением только через приказы, запреты и т.д., может оказаться неэффективным. С помощью идеологии государство создает представление людей о необходимом, о важном, о наказуемом и т.д.

Значительное внимание уделяется консолидации общества [2, c.85].

Культурная функция - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества.

Социальная функция — оказание государством различных услуг своим гражданам (подданным). Она заключается в следующих действиях:

- в обеспечении населения медицинскими услугами; в предоставлении образовательных услуг;

- в установлении и выплате пенсий, пособий, дотаций;

- в оказании различных услуг на льготных условиях незащищенным слоям общества (нетрудоспособным, инвалидам, многодетным, сиротам).

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ [12, c.96].

Природоохранительная (экологическая) функция является в связи с глобальными экологическими проблемами важным аспектом деятельности любого современного государства и мирового сообщества в целом.

В настоящее время в России разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

В заключение данного раздела работы подчеркнем, что только эффективно выполняя свои внутренние функции, государственная власть может обеспечить [14, c.117]: системное сохранение производственно-экономического и природно-сырьевого, научно-технического и кадрового потенциала страны; поддержку базовых отраслей и предприятий, малого и среднего бизнеса; усиление инвестиций в инфраструктуру.

Выполнение внутренних функций в рамках государственной стратегии дает возможность преодолеть фрагментарность, провести последовательную национальную политику, реализовать курс на преодоление больших различий в уровне регионального развития.


Без активного выполнения государством внутренних функций невозможно рассчитывать на динамичное развитие отраслей экономики, на становление крупных корпораций, информационного общества. Оно способно гарантировать благоприятные условия предпринимательству, местному самоуправлению, эффективно использовать федеральные целевые программы и многие стимулирующие рычаги для поощрения структурных, новейших технологических изменений, инновационного развития.

2.2. Внешние функции государства

Защита общества от внешней угрозы. Деятельность государства заключается не только в ведении агрессивных и оборонительных войн, но и в поддержании боеспособности вооруженных сил, подготовке сил и средств для обеспечения войск, в организации деятельности разведки, контрразведки, содержании оборонительных учреждений.

Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Функция взаимодействия с другими государствами, а также с международными организациями — это деятельность, направленная на создание дипломатических отношений с другими государствами, торговлю, другие взаимодействия в экономической, культурной сферах и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.

На наш взгляд в свете трагических событий, связанных с террористическими актами в нашей стране и в мире с полной определенностью можно говорить как об отдельной функции государства – функции по борьбе с терроризмом. Терроризм прямо или косвенно влияет на внутреннюю и международную политику всех государств мира, представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества.


2.3. Характеристика проблем и направлений реализации функций современного Российского государства

Имея в виду проблемы реализации функций современного Российского государства, отметим, что в рамках взаимодействия экономической и политической систем в нашей стране решаются задачи, которые в других государствах уже давно решены, либо никогда не были актуальными.

Широкая политическая программа направлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всего, реализуется сложнейший процесс определения нового места государства в хозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: Какая часть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Что конкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и в каких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании и управлении общим хозяйственным процессом в стране? При этом, при реализации своих функций российское государство должно применять наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономике максимальную социальную эффективность.

Взаимодействие экономической и политической систем в современной России можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической по условиям, средствам и целям политической программы проведения экономических реформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в стране одновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношениях процессы, как [4, c.87]:

- становление многообразия форм собственности;

- развитие многообразия форм предпринимательской деятельности;

- стимулирование экономического роста и борьба с кризисными явлениями. Решение неведомых в прошлом проблем национального масштаба: инфляция, безработица, организованная преступность и др.;

- становление системы правового обеспечения экономических процессов;

- повышение уровня, а затем и качества жизни населения;

- создание правовых условий для объединения в гражданские ассоциации и не силового отстаивания своих интересов;

- формирование правил правового решения спорных ситуаций при гарантии прав сторон и жестком соблюдении регламента преодоления конфликта и реализации принятого решения;

- создание всех условий для культурного и интеллектуального развития граждан.

Таким образом, фактически Россия пошла по пути, по которому идут уже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенных успехов в развитии экономических и политических систем. Начиная с 2000 г. институциональный каркас российского общества трансформировался в сторону усиления роли государства, что делает эффективность государственного аппарата центральной и узловой проблемой нашей действительности [6, c.17].


Свидетельством того, что в последние годы уделяется значительное внимание усилению роли государства, повышения качества деятельности государственного аппарата являются принятые в 2003-2013 гг. законы о государственной и муниципальной службе, борьбе с коррупцией, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Вместе с тем, следует согласиться с мнением, что «неадекватность института государственной службы современным условиям можно объяснить лишь тем, что российская власть еще не создала должного механизма государственного управления как общественного стабилизатора рыночного регулирования, а властная патримониальная иерархия, сложившаяся исторически и в значительной мере без существенных изменений перешедшая в наши дни, не может быть преодолена в одночасье» [18, c.105].

Проведенный в ходе выполнения данной работы анализ мнений исследователей позволяет следующим образом сформулировать основные направления модернизации государственного управления, реализация которых позволит повысить эффективность выполнения Российским государством своих функций [3, c.102]:

- расширение децентрализация государственного управления в форме передачи отдельных полномочий (функций) на более низкий уровень управления при сохранении централизованной власти.

Отметим, что непременными требованиями при децентрализации являются финансовая самостоятельность и ответственность;

- улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения, постановка в центр деятельности государства обслуживание интересов и удовлетворение нужд рядовых граждан. Усиление ответственности за предоставление качественных услуг населению.

Отметим, что с этой целью в развитых государствах вводятся стандарты обслуживания, сами граждане получают возможность влиять на решения органов власти, правительство гарантирует «прозрачность» своей деятельности, открытость информации и т.п.;

- повышение темпов реформирования государственной службы и развития кадров государственной службы;

- совершенствование организационных структур и деятельности органов государственного управления;

- внедрение в работу госсектора механизмов рыночных отношений и методов менеджмента, используемых в частных компаниях.

Общим моментом в реализации данного направления в России является акцент на развитии аналитических, прогностических, контрольных и оценочных функций, а главное - на повышении качества подготовки и принятия решений, прежде всего в центральных органах управления;