Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности(Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, мы можем констатировать, что в России в настоящее время имеется развитая институциональная система, регулирующая и поддерживающая субъекты предпринимательства. Базу этой системы составляют государственные институты - Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственной Думы в совокупности с профильными комитетами. Большое значение имеет реализация мер Минэкономразвития России по государственной поддержке предпринимательства, предусматривающая их эффективные принципы и механизмы в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период 2020 г., утверждённой 19 февраля 2015 г.

Кроме инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемой государственными институтами, существует рыночная инфраструктура поддержки предпринимательства, которая формируется и действует на основе рыночных отношений. Организации рыночной инфраструктуры, также предоставляя предпринимателям услуги, естественным образом вплетаются в предпринимательскую среду и сами осуществляют предпринимательскую деятельность.

2.2 Особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Рассмотрим особенности государственного регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Особенности государственного регулирования туристской деятельности

В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644, отмечается важное место туризма в решении проблем социальной направленности, так как именно туристская индустрия обеспечивает создание рабочих мест, повышая тем самым занятость и рост благосостояния населения страны.

Основные направления государственной политики в области туристской индустрии были определены в ряде документов, принятых в последние годы, например в Концепции долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, постановлении Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», где подчеркивается необходимость дальнейшего развития инфраструктуры отдыха и туризма, совершенствования нормативной правовой базы для его развития. В 2008 г. была разработана и утверждена Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная приказом Ростуризма от 06.05.2008 № 51.


Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством выделения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; принятия нормативных правовых актов в сфере туристской деятельности; разработки и в последующем реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; стандартизации и классификации объектов туристской индустрии; обеспечения информирования в сфере туризма; формирования благоприятных условий для развития туристской индустрии благодаря, например, созданию специальных экономических условий, которые смогут стимулировать развитие туристской отрасли, а также устранить административные препятствия, затрудняющие развитие туристской отрасли; оказания государственных услуг в сфере туризма. Так, утвержден и реализуется Административный регламент по предоставлению Ростуризмом государственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров (приказ Минспорттуризма России от 26.09.2011 № 1117).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Мин- культуры России должно выполнять функции по координации деятельности, направленной на реализацию приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, что стало причиной принятия федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» и подпрограмма «Туризм».

Государственный контроль за осуществлением туристской деятельности в Российской

Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по туризму.

Особенности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., предусматривающая в том числе сокращение уровня потребления алкогольной продукции; создание эффективной системы профилактики алкоголизма; формирование здорового образа жизни; легализацию и повышение эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции; противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Достичь этих целей предполагается за счет реализации законодательных мер, в число которых входят введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции, ограничение ее рекламы, внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.


Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и включает лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также государственный надзор за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Росалкогольрегулирование осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере рекламы

Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим правила создания и размещения рекламы, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), а Положение о государственном надзоре в области рекламы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346, устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области рекламы.

Задачи государственного надзора состоят в выявлении, предупреждении и пресечении нарушения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями, а также их руководителями, иными должностными лицами и их уполномоченными представителями требований, установленных Законом о рекламе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.


В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, ФАС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе утвержден приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360.

ФАС России возбуждает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе как по собственной инициативе, так и по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также заявлениям физических или юридических лиц. Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержден приказом ФАС России от 23.12. 2012 № 711/12.

В функции ФАС России по осуществлению государственного контроля в сфере рекламы входят:

-проведение плановых и внеплановых проверок субъектов рекламной деятельности на предмет соблюдения ими требований к осуществлению деятельности в сфере рекламы;

-возбуждение и рассмотрение дел по признакам нарушения законодательства о рекламе;

-возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями и заявлениями, перечисленными в Законе о рекламе.

ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, проводит плановые и внеплановые проверки субъектов рекламной деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ФАС России в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.


Заключение

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Существуют следующие задачи государственного регулирования предпринимательства:

  • защита окружающей среды;
  • сглаживание экономического цикла;
  • поддержание нормального уровня занятости населения;
  • охрана жизни и здоровья граждан;
  • обеспечение конкуренции на рынке;
  • содействие и развитие малого бизнеса;
  • меры по защите прав предпринимателей.

В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности государство должно проводить соответствующую политику, опирающуюся главным образом на экономические косвенные методы, и только в отдельных случаях применять прямые (административные) рычаги. При этом могут быть использованы следующие формы и средства государственного регулирования: Фискальная политика; Кредитно-денежная политика; Инвестиционная политика; Создание свободных экономических зон; Прогнозирование, индикативное планирование; Научно-техническая политика; Амортизационная политика; Создание системы государственных заказов и закупок; Лицензирование; Ценообразование; Регулирование внешнеэкономической деятельности.

Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет следующие признаки:

Государственное регулирование предпринимательской деятельности - это деятельность государства, имеющая свои субъекты и объекты деятельности.

К субъектам государственного регулирования относятся, в первую очередь, органы законодательной и исполнительной власти. Кроме этого можно указать следующие субъекты: судебная власть, Центральный банк РФ, Счетная палата и Прокуратура РФ, консультационные советы, а также носители хозяйственных интересов, т.е. предприниматели - индивидуальные и коллективные, их ассоциации, союзы, объединения.

Объекты государственного регулирования предпринимательской деятельности - это экономические отношения между субъектами предпринимательской деятельности, отдельные виды предпринимательской деятельности, отдельные средства (инструменты), с помощью которых осуществляется государственное регулирование, такие как цена, планирование, денежное обращение и др.

Цели государственного регулирования в сфере экономики заключаются в решении ряда конкретных задач, направленных на реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве главной цели мы можем указать создание наилучших условий для развития экономики и предпринимательства.