Файл: Методы оценки организационных структур управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений на данном этапе осуществляется в условиях нестабильности внешней среды, поэтому решение проблем гибкой адаптации предприятий к внешним изменениям при решении текущих и долгосрочных задач их развития необходимо. В этой связи создание эффективной организационной структуры управления предприятием в рамках его оперативной и стратегической деятельности приобретает особое значение.

Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).

Весомым является вклад в развитие теории управления современных отечественных и зарубежных исследователей В.И. Мухина, И.П.Чередниченко, Н.В. Тельных, О.С.Курочкина, Л.А. Бурганова, А.С.Пелиха, Б.А.Райзберга, Л.Ш.Лозовского, Е.Б.Стародубцевой, И.С.Шиткиной, Г.В.Осовской и О.А.Осовского и других

Предметом курсовой работы, является оценка организационных структур управления.

Объектом – организационная структура предприятия Крымская опытная станция садоводства.

Целью курсовой работы, выступает изучение особенностей и методов оценки организационной структуры управления.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, особенности и виды организационных структур управления предприятием;
  • сформулировать структурные элементы и инструментарий проектирования организационной структуры управления предприятием;
  • оценить организационную структуру управления на примере компании Крымская опытная станция садоводства.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В ПРОЦЕССЕ Бизнес-проектирования его деятельности


1.1 Сущность, особенности и виды организационных структур управления предприятием

Построение рациональной организационной структуры управления требует детального исследования всех факторов, которые могут повлиять на этот процесс, с целью предупредить несоответствие структуры целям и заданиям, которые ставит организация в своей работе. 

Проблемы управления деятельностью предприятий привлекали внимание многих ученых. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре школы управленческой мысли: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа).

Отметим, что управление рассматривается учеными в различных смысловых интерпретациях, так как определение привязывается к решению поставленных задач в контексте конкретных проблем структуры управления.

О.С. Курочкин считает, что управление это процесс воздействия[1], Чередниченко И. П., Тельных Н. В.[2], отмечает, что управление – это процесс, который реализуется посредством деятельности руководителей, Л. А. Бурганова считает, что управление это процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Следовательно, под управлением понимается деятельность по разработке, постановке целей, планированию, распорядительству, координированию, контролю, корректировке рабочей группы людей[3], обеспечивающей координацию работы других людей.

Сформулировав сущность понятия «управление», целесообразно перейти к изучению понятия «организационная структура управления».

Понятие организационной структуры управления также рассматривается с разных точек зрения отечественными и зарубежными авторами. В частности, Л. Дидковский считает, что организационная структура является одним из элементов механизма хозяйствования, отражающая процессы производственно-экономического характера и соответствует виду развития предприятия[4].

Л.И Скибицкая и А.Н. Скибицкий считают, что «организационная структура управления - это форма системы управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов».


По мнению А.Е. Кузьмина и А.Г. Мельника, «организационная структура управления - упорядоченная совокупность подразделений, которые формируют уровень управления, их взаимосвязь и обеспечивает эффективное управление организацией»[5].

Такие зарубежные ученые, как М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт «считают, что лучшая структура – это та структура, которая позволяет организации лучшим способом взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью».

Таким образом, под организационной структурой управления, понимается совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. 

Сравнив мнения различных ученых в области менеджмента и экономики, сформулируем собственное определение организационной структуры.

Организационная структура управления – это форма объединения подразделений и субъектов управления, обеспечивающая процесс коммуникации между ними, главной целью которой является обеспечение эффективного процесса функционирования организации.

Большое количество достаточно известных крупных современных предприятий (в частности, сверхкрупные и крупные) были открыты еще в прошлом столетии. Структуры управления данных компаний были построены на основе принципов управления организаций того времени. Акцент делался на разделение труда на отдельные функции и контроль того, соответствует ли ответственность работников управления предоставляемым им полномочиям.

Данные виды формальных организационных структур управления стали называться механистическими (бюрократическими) структурами управления.

Рациональная бюрократия имеет следующие характеристики[6]:

  • четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов во всех видах деятельности;
  • иерархичность уровней управления, где каждый нижестоящий уровень находится под контролем вышестоящего, а также в его подчинении;
  • наличие взаимосвязанной системы, которая содержит обобщенные формальные правила и стандарты, обеспечивающей однородный характер выполнения работниками своих обязанностей и скоординированное достижения различных задач;
  • прием на работу осуществляется только на основе строгого соответствия техническим квалификационным требованиям;
  • защита сотрудников от произвольных увольнений.

К негативным характеристикам бюрократических структур управления можно отнести трудности при трансформации системы управления, которые возникают в данных структурах из-за преувеличения значимости стандартизированных процедур, норм и правил, которые обеспечивают необходимое исполнение служащими своих задач, выполнение запросов иных подразделений этой компании, взаимодействие с потребителями и общественностью. Данный недостаток может привести к следующему: организация утрачивает гибкость поведения, так как вопросы и проблемы, которые здесь возникают, решаются лишь исходя из прецедентов.

Тип структуры управления, характеризующий индивидуальное чувство ответственности каждого подчиненного за единый результат характерен для органической (адаптивной) структуры управления [3]. Данный тип структуры придерживается детального разделения труда по отдельным работам и создает такие отношения между участниками управленческого процесса, диктующиеся характером, а не структурой проблемы, которая решается.

Вне зависимости от числа сотрудников и масштабов деятельности организации выделяется ряд ключевых параметров сравнения организационной структуры управления, которая сформировалась на предприятии. Характеристика выделенных типов является основой классификации организационных структур управления (ОСУ) предприятия.

К механическим (или бюрократическим) структурам управления относятся следующие виды ОСУ:

– линейные;

– функциональные;

– линейно-функциональные;

– «шахтные»;

– линейно-штабные;

– дивизиональные (на основе стратегических единиц бизнеса).

К органическим структурам управления относятся следующие виды ОСУ:

– проектные;

– матричные.

Рассмотрим наиболее известные и распространенные виды структур.

Одним из простейших типов организационных структур управления считается линейная структура. Она отражает двухуровневое разделение труда, состоящее из руководителя и исполнителя (рис.1.2).\

Рисунок 1.1 – Линейная организационная структура управления

На сегодняшний день линейные структуры используются весьма редко и зачастую лишь в пределах задач малого и среднего бизнеса. Линейные организационные структуры управления представляются как частные случаи более общего типа организационных структур – линейно-функционального.

При функциональной организационной структуре управления (рис.1.3) руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и несут ответственность за выполнение соответствующих функций. Они также непосредственно отдают распоряжения производственным подразделениям по различным вопросам, но только тем, которые находятся в их компетенции.


Рисунок 1.3 – Функциональная организационная структура управления

Линейно-функциональная организационная структура строится за счет сочетания в себе линейных и функциональных принципов организации взаимосвязи между управленческими и производственными системными элементами (рис.1.4).

Рисунок 1.4 – Линейно-функциональная структура управления

Необходимо отметить, что возможно выделение временных проектно-стратегических групп для реализации сложных программ стратегического развития. Например, линейно-штабная организационная структура управления предприятием, которая основана на принципах линейно-функциональной структуры управления.

Таким образом, каждая из описанных структур управления имеет свои особенности и индивидуальна для каждой организации.

Для полного понимания сущности видов организационных структур управления недостаточно только рассмотрения их характеристик. Также необходимо проанализировать основные элементы, принципы используемые при проектировании организационной структуры управления.

1.2 Структурные элементы и инструментарий проектирования организационной структуры управления предприятием

Структура управления необходима для своевременного и качественного осуществления процесса управления. Принципам и методам построения организационной структуры управления уделяется особое внимание, потому что от эффективности функционирования структуры зависит производственная деятельность предприятия и его способность к конкуренции.

Стратегия поведения при построении организационных структур направлена на выбор такого решения, которое будет наиболее оптимальным между централизацией и децентрализацией властных функций, что и определяет необходимость достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и устанавливать устойчивые связи между звеньями и структурными подразделениями на всех уровнях, уменьшить число ступеней в структуре управления и повысить эффективность принятия решений.