Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности(Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость государственного вмешательства в деятельность малого бизнеса имеет разное объяснение в экономической и юридической литературе. Важно обратить внимание на необходимость охраны частных и публичных интересов. Именно совмещение частных и публичных интересов для реализации задач государственного регулирования - одна из важнейших целей такого регулирования.

Чаще всего государственное регулирования раскрывается через категорию «деятельность». Значит, государственное регулирование малого бизнеса можно охарактеризовать как управленческую деятельность государства, которую реализуют уполномоченные органы, и которая направлена на урегулирование экономических взаимоотношений в предпринимательской сфере для охраны частных и публичных интересов участников этих отношений.

При рассмотрении таких понятий как «государственное регулирование», «государственное управление» и «государственное воздействие», следует подчеркнуть, что первый термин более узкий, чем два последующих.

Государственное регулирование малого бизнеса подразделятся на два вида: прямой и косвенный[4].

Под прямым контролем подразумевается финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль над качеством и сертификацией продукции.

Косвенный контроль состоит из системы льгот и налогов, особой ценовой политики, регулирования занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационного обеспечения и создания развитой инфраструктуры.

Вмешательство государства в малый бизнес, прежде всего, обусловлено:

  • Предотвращением экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • Защитой малого бизнеса от криминализации;
  • Предупреждением экономических кризисов;
  • Контролем за расходованием национальных ресурсов;
  • Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

Такие эксперты, как И.М. Бортник, О.Г. Ломакина, В.Л. Корочкин считают, что отношения между государством и участниками малого бизнеса носят партнерский характер. Но это верно только отчасти, так как государство - это властная структура, поэтому все субъекты предпринимательской деятельности вынуждены подчиняться воле государства, которое, в свою очередь, тоже является субъектом предпринимательства, следовательно, возникает конкурентная борьба. Но при этом государство и участник малого бизнеса взаимозависимо друг от друга и как бы дополняют друг друга в решении общих задач.


Можно выделить следующие задачи государственного регулирования предпринимательства:

  • защита окружающей среды;
  • сглаживание экономического цикла;
  • поддержание нормального уровня занятости населения;
  • охрана жизни и здоровья граждан;
  • обеспечение конкуренции на рынке;
  • содействие и развитие малого бизнеса;
  • меры по защите прав предпринимателей[5].

При анализе задач государственного регулирования малого бизнеса видно, что государственное регулирование необходимо всем участникам предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование малого бизнеса не только обеспечивает охрану публичных и частных интересов, но и создает хорошие условия для развития предпринимательства.

Изучив подробнее сущность государственного регулирования, можно сделать вывод, что государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативно-правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

В Российской Федерации процесс экономической трансформации длится уже четверть века, однако, малый и средний бизнес находятся на раннем этапе развития. Несмотря на то, что в нашей стране насчитывается около шести миллионов малых и средних предприятий, и теоретически ситуация выглядит динамичной по сравнению с серединой 90-х годов прошлого столетия, такого рода бизнес обеспечивает работой лишь 25 % населения, а, дефакто, более 4 миллионов фирм состоят лишь из одного сотрудника - самого владельца.

Процент от малого бизнеса в России недостаточен для успешного функционирования экономической деятельности. Так, например, на тысячу россиян приходится шесть малых предпринимателей, тогда как в Европейском Союзе этот показатель в пять раз выше. Вклад малого и среднего бизнеса в российский ВВП невелик и составляет 23,6 % (такие данные были получены в ходе исследования, проведенного компанией Aori и общественной организацией «Опора России»), в то время как нормальной принято считать экономику, в которой эта цифра превышает 60 %.

В России фактически отсутствует поддержка со стороны государства для предпринимателей в сфере малого бизнеса, хотя власти следовало бы уделить данному вопросу больше внимания: это самый активный и предприимчивый слой населения - они не ждут социальной помощи от государства и, к тому же, обеспечивают рабочими местами трудоспособный слой населения.


Важной проблемой развития малых предприятий является недостатков финансовых ресурсов. Решением этого вопроса могла бы стать программа поддержки малого бизнеса, но банки не спешат давать займы предприятиям в малой сфере и запускать программы льготного кредитования. В первую очередь это обусловлено проблемой отсутствия значимой собственности. Большая часть компаний в сфере малого бизнеса прекращают свою деятельность уже в первый год после появления на рынке, вследствие чего возникает проблема неплатежеспособности предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, к сожалению, на данном этапе государственное регулирование предпринимательской деятельности в нашей стране не развито на должном уровне, и для успешного функционирования экономических процессов необходимо программы государственного контроля и поддержки малого бизнеса.

1.3 Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

В целях создания нормальных условий для предпринимательской деятельности государство должно проводить соответствующую политику, опирающуюся главным образом на экономические косвенные методы, и только в отдельных случаях применять прямые (административные) рычаги. При этом могут быть использованы следующие формы и средства государственного регулирования:

Фискальная политика. В данном случае механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность в общем плане заключается в следующем. При спаде производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на так называемые общественные расходы и реализацию различных государственных программ, направленных на оживление производственного предпринимательства.

Кредитно-денежная политика. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

Главный исполнитель такой политики - Центральный Банк. Основной механизм его воздействия - регулирование процентной ставки. Это дает возможность либо расширить, либо сузить возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Инвестиционная политика. Инвестиционная политика является важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность. С ее помощью государство может воздействовать на темпы роста производства, изменение структуры производства, ускорение научно-технического прогресса и решение различных социальных проблем. Г осудар- ство должно быть заинтересовано в освобождении от функций инвестора, должно создавать условия, понуждающие предпринимателей к инвестиционной деятельности.


Создание свободных экономических зон. Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, где действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям и предпринимателям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Создание таких зон призвано стимулировать предпринимательскую деятельность в пределах их территорий, способствовать развитию внешнеэкономических связей, расширению экспорта и импорта. В свободных экономических зонах устанавливаются специальные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещений капитала, товаров, специалистов и льготный режим налогообложения.

Прогнозирование, индикативное планирование. Прогнозирование является важнейшим рычагом государства в управлении развитием предпринимательской деятельности, и его роль при переходе страны к рыночным отношениям не снижается. На смену директивному планированию приходит индикативное планирование. Суть его в том, что на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливаются на планируемый период основные макроэкономические показатели: темпы роста ВНП и национального дохода, дефицит бюджета, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы и др. Все эти показатели и будут характеризовать состояние экономики на планируемый период.

Научно-техническая политика. Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Амортизационная политика. Устанавливая оптимальные нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, в том числе скорость обновления основных фондов предприятий[6].

Проведение государством правильной амортизационной политики позволяет предпринимателям иметь достаточные средства на простое и расширенное воспроизводство своих основных фондов.

Государственное предпринимательство. Это особый вид предпринимательской деятельности, который осуществляется в рамках государственного сектора и связан с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством в воспроизводственный процесс, и оно применимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного предпринимательства (транспорт, энергетика и др.).


Создание системы государственных заказов и закупок. Рассмотренные формы государственного регулирования используются, как правило, в различных сочетаниях. Их единство проявляется особенно отчетливо в государственной контрактной системе - системе государственных заказов и закупок, составляющей ныне ядро механизма государственного хозяйствования в развитых странах.

Лицензирование. Одним из наиболее важных прямых экономических методов регулирования деятельности предпринимательских структур становится лицензирование. Лицензия - официальный документ, который разрешает предпринимательской структуре вести указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия осуществления этого вида деятельности.

Ценообразование. Один из эффективных прямых административных методов воздействия государства на предпринимательскую деятельность. С помощью ценовой политики государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечивает минимальный прожиточный минимум, направляет антиинфляционные и антимонопольные процессы в желательное для него русло.

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность предприятий и предпринимателей является обеспечение экономических и политических интересов страны. Регулирование этой деятельности производится такими конкретными инструментами и способами воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, а также мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Регулирующее воздействие осуществляется посредством установления таможенных тарифов, таможенных пошлин, нетарифных ограничений (контингентирование, квотирование, лицензирование).

Последовательная и незамедлительная реализация предложенных форм и средств государственного регулирования создаст реальные условия для дальнейшего становления предпринимательства, решит многие экономические проблемы, а также значительно пополнит доходы региональных бюджетов.

Глава 2 Практические аспекты государственного регулирования предпринимательства