Файл: Понятие и признаки государства. Понятие, признаки значение, характер современного российского государства. задачи и цели государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить - что такое государство и пути его (государства) происхождения. Государство в классическом понимании этого слова, есть аппарат подавления одного класса другим. Наиболее ярко эта точка зрения выражается в марксистской литературе.

На мой взгляд данная точка зрения не является ни главной, ни абсолютной. Для того чтобы объяснить свое мнение я рассмотрю вопросы происхождения государства, и далее, более подробно, я рассмотрю функции государства.

Разные варианты теологической теории выводили государство из божественных начал; органическая теория по сути отождествляла государство с живым организмом, частями которого будто бы являются люди и их объединения; теория насилия объясняла возникновение государства внутренними столкновениями в обществе и внешним насилием ( войнами ) ; договорная теория исходила из того, что государство явилось результатом добровольного соглашения между его подданными для защиты их общих интересов; патриархальная теория представляла государство как большую разросшуюся семью, во главе с отцом-монархом. Однако на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу. Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятельно исследованы в известной работе Ф.Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. По мнению автора, человечество прошло три стадии: дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производственных сил. По мнению автора, толчком для возникновения государства послужило совершенствование орудий труда, что привело к расслоению общества и появлению угнетателей и угнетенных, а также аппарата (государства) для охраны сложившегося строя. Таким образом Ф. Энгельс является сторонником классического определения государства. Я согласна с его точкой зрения на происхождение государства, однако, не могу согласится с его определением государства. Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.


Целью данной работы является изучение понятия, признакоы, элементов, форм современного государства, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, значение, характер современного российского государства, его цели и задачи;
  • изучить классические функции государства;
  • рассмотреть формы и методы осуществления функций государства.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.

1. Понятие, признаки значение, характер современного российского государства. задачи и цели государства

Проблема функций современного государства, действующего в условиях глобализации, всемирной интеграции экономики разных стран, информатизации, исследована крайне слабо.

Нередко российские теоретики государства и права, говоря об этой проблеме, пытаются раскрыть ее при помощи результатов научных исследований и разработок советского периода. На наш взгляд, такой подход сегодня весьма уязвим и небесспорен, ибо советское государство жило и осуществляло свои - функции в совершенно иных политических условиях и на; совершенно иной экономической почве, нежели сегодняшнее российское государство. Среди советских ученых, несмотря на то, что многие из них функции государства трактовали как основные направления, стороны его деятельности, не было четкого понимания данных функций; и иногда научные дискуссии в этой сфере были абстрактными и ни к чему серьезному не приводили. При этом многие теоретики государства и права «варились в собственном соку» и не учитывали научных исследований и разработок экономистов, философов, управленцев и других специалистов по проблеме функций государства. Обратимся к исследованиям советских и современных российских теоретиков государства и права, без анализа которых трудно разобраться в понятии и сущности функций современного государства.

Прежде всего, хотелось бы вспомнить мнение М. И. Бай-ина. Исследуя сущность и основные функции социалистического государства, он определял функцию данного государства как «направление (и сторону) его деятельности, в которой выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития...»[1]. При этом автор выделял и рассматривал четыре признака, присущие функциям государства, т.е. он утверждал, что функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую сущность; в них воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к базису, реализуется его разносторонняя практическая деятельность; функции государства (каждая в отдельности и их система) в тот или иной исторический период обусловливаются объективными потребностями движения общества; в функциях государства проявляются и объективируются присущие ему особенности, закономерности его развития.


Более рельефно указанное положение проявилось в понятии, предложенном Н. В. Черноголовкиным, который под функциями государства понимал «направления (виды, стороны) его деятельности, выступающие как конкретные проявления классовой сущности государства». При этом в качестве важнейшего признака ученый называл неразрывную связь функций государства с его классовой сущностью[2].

Функции государства — это не только стороны его деятельности, но также ее виды и направления, как утверждали другие ученые-юристы. Предложенные учеными определения во многом совпадали с данными выше определениями функций государства. В самом деле, возможность осуществления государственной деятельности (направления) необходимо отличать от реально выполняемой работы (стороны и виды), в противном случае не исключается полное отождествление функций государства с его целями и задачами. Вместе с тем следует учесть, что при таком понимании весьма затруднительно отграничить друг от друга понятия «направление», «сторона» и «вид».

Указанный подход к пониманию функций государства являлся закономерным и, скорее всего, наиболее приемлемым в условиях советского общества на основе победившего в жестокой, непримиримой борьбе класса и был ориентирован, в первую очередь, на отражение в функциях данного государства его классовой сущности. Отражение классовой сущности по-прежнему и сегодня является неотъемлемым признаком функции государства, однако он, это признак, является уже далеко не главным и тем более не определяющим в категории функций современного государства. В современных государствах общесоциальные и классовые функции тесно переплетаются, взаимосвязаны и не противопоставляются друг другу в ходе решения данными государствами глобальных проблем экономики, борьбы за мир, выживание человечества, с природными катастрофами, террористическими актами.

Наряду с традиционным пониманием функций государства в качестве основных направлений его деятельности в советской литературе предпринимались попытки по-иному взглянуть на природу и сущность этого сложного и многогранного явления.

Так, А. И. Денисов отстаивал понимание функций государства как предметно-политической характеристики государства: «Функцией государства следует называть то в его деятельности, что характеризует ее предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в каждый данный период его развития. Иначе говоря, это — содержание государственной деятельности»[3]. Безусловно, предложенное понимание функций государства должно приниматься во внимание при исследовании данного вопроса, так как оно указывает на предметно обусловленную политику государства. Однако, на наш взгляд, при таком подходе практически отождествляются функции государства и направления его политики.


Представляется спорным также определение функций государства как «содержание деятельности государства в определенных направлениях», предложенное В. С. Петровым[4]. При таком подходе функции государства фактически отождествляются с содержанием его деятельности. Содержание деятельности государства и его функции явления, безусловно, соотносимые, однако несовпадающие.

И. С. Самощенко предлагал понимать под функциями государства «его социальное назначение внутри и вне страны»[5]. Стремление автора отразить связь функций государства и его социального назначения, несомненно, продуктивно для современной рыночной действительности, однако при этом необходимо иметь в виду, что функции государства и его социальное назначение — явления соотносимые, но не тождественные. Социальное назначение государства в большей степени связано с его сущностью и историческим предназначением. Поэтому выполняемые государством функции являются лишь одним из проявлений этих категорий. Функции современного государства находятся в прямой зависимости от его социального назначения и обязательно соответствуют этому назначению. Однако при всей своей близости данные понятия не совпадают. Социальное назначение современного государства означает, прежде всего, его историческую миссию.

Определенный интерес сегодня представляет также точка зрения Л. И. Каска, полагающего, что функциями государства следует считать такие стороны содержания его деятельности, которые характеризуют его общественное и социальное назначение. Автор особо подчеркивает связь функций государства с его общесоциальным назначением. Однако, несмотря на попытку обратить внимание на общесоциальную значимость деятельности государства, далее автор говорит о том, что последняя, так или иначе, осуществляется в интересах господствующего класса, в результате чего общесоциальные функции приобретают лишь классовый характер[6].

Заслуженное признание в свое время получили также исследования проблемы функций государства А. П. Глебова. По мнению многих ученых, он наиболее удачно подошел к рассмотрению проблемы функций государства. В его теоретических обобщениях сформулирован рЯД методологических принципов функционального исследования государственно-правовых явлений и пополнен категориальный аппарат теории функций государства. Автор предложил понимать под функциями государства социально-регулятивное назначение государства, реализующееся в целенаправленном воздействии государства на общественные отношения (объекты функций)[7].


Такой подход к пониманию функций государства в условиях сегодняшней всемирной глобализации и интеграции стран, на наш взгляд, также уязвим. Несмотря на интересную идею, заложенную в данном определении, приемлемость его сегодня также вызывает определенное сомнение, поскольку в своей первой части оно воспроизводит уже подвергавшийся критике взгляд о тождестве функций государства с его социальным назначением. Что касается второй части, то в ней оно, по существу, сближается с пониманием функций как определенных направлений и сторон деятельности советского государства. С другой стороны, следует обратить внимание на то, что А. П. Глебов предпринял весьма удачную попытку исследовать категорию «функция государства» как сложное по своей внутренней структуре явление, включающее сущность и социально-регулятивное назначение государства. Несомненной заслугой автора является исследование «статичного» и «должного», а также «динамичного» и «сущего» применительно к функциям государства.

Примерно аналогичного взгляда при определении понятия функций государства придерживался и академик РАН В. С. Нерсесянц, писавший: «Функции государства по отношению к обществу (гражданскому обществу) — это основные направления, его деятельности, нацеленной на решение посредством'регуляции общих дел субъектов общества»[8]. Такое же решение проблемы наблюдается и в определениях, предложенных другими отечественными правоведами.

Так, профессор А. Б. Венгеров понимал под функциями государства рассматриваемые в комплексе предмет и содержание его деятельности на определенном направлении и обеспечивающие ее средства и способы путем социального регулирования[9]. Л. А. Морозова рассматривает функции государства как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления его деятельности по управлению обществом[10]. По нашему мнению, такой подход к пониманию функций государства позволяет не только выделить главные, социально значимые сферы деятельности государства, но и проследить, какими средствами, методами и способами, приемами воздействует государство на состояние общественных явлений и процессов. В. М. Корельский рассматривает функции государства как «основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами»[11]. Похожую точку зрения высказывает профессор В. М. Сырых, рассматривая под функциями «определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах и с помощью специфических методов»[12].