Файл: Цель и задачи налогового учета (Бухгалтерский учет. Понятие и функции налогового учета).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Налоговый учет и отчетность
1.2 Понятие и функции налогового учета
1.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
1.4 Понятие, составление и предоставление налоговой отчетности
Глава 2 Организация налогового учета ОАО «Восточная транспортно-энергетическая компания»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета
Бухгалтерский учёт тесно связан с органами налоговой инспекции и налоговой системой в целом. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Говоря о взаимосвязи между бухгалтерским и налоговым учетом, необходимо отметить следующее: разрыв между этими двумя видами учета является довольно серьезной проблемой не только для бухгалтеров-практиков, но и работников налогового ведомства. Налоговое законодательство должно быть нейтрально по отношению к бухгалтерскому, т.е. независимо от изменений в бухучете налоговая база должна оставаться постоянной и рассчитываться исходя из норм, установленных в налоговых законах. Общие черты финансового и налогового учета:
-обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ (гл.25);
-используемые измерители - денежное выражение (рубли);
-объект учета - организация в целом (т.е, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);
-периодичность составления в предоставлении отчетности;
-обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
-«исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;
-пользователи информации как внутренние, так и внешние.
Цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей.
Временные разницы возникают вследствие несовпадения моментов признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учетах. При этом сам объект, по которому в отчетном периоде формируется разница в соответствии с правилами бух. и нал. учета оценивается как для бух., Варианты возникновения вычитаемых временных разниц:
1. Применение разных способов расчета амортизации для налогового и бухгалтерского учета.
2. Применение разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в налоговом и бухгалтерском учете;
3. Применение в случае продажи объектов ОС для целей б.у. и н.у. остаточной стоимости объектов ОС и расходов, связанных с их продажей.
4. Наличие кредиторской задолженности за приобретенные товары при использовании кассового метода определения доходов и расходов в н.у., а в б.у. исходя из допущения фактов временной определенности хозяйственной деятельности.
1.4 Понятие, составление и предоставление налоговой отчетности
Налоговая отчетность - это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.
Налоговая отчетность осуществляется путем подачи налогоплательщиком налоговой документации - документов, содержащих сведения об исчислении и уплате налога. Другие сведения не могут являться предметом налоговой документации и налоговые органы не имеют прав
Особенностью налоговой документации является то, что в ее составе нет специализированных «налоговых» первичных документов, поскольку основанием для ведения налогового учета является, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Исходя из этого, другие сведения не могут быть предметом налоговой документации и налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика представления сведений, не предусмотренных законодательством о налогообложении, или представление налоговой документации до наступления сроков отчетности.
Налоговые документы состоят из четырех групп.
1. Расчетно-декларативная документация - документы, в которых фиксируются налоговые расчеты и суммы налогов.
2. Справочная документация - документы, содержащие справочные сведения, детализирующие данные для исчисления налогов, расшифровывающие или обосновывающие налоговые расчеты.
3. Учетная документация - документы, представляющие сводные формы налогового учета.
4. Налоговые извещения - документы, направляемые налоговыми органами налогоплательщикам и включающие сведения о сроках и суммах налога, подлежащего уплате (или доплате).
Составление отчетности:
1. Налоговая отчетность составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках.
2. Налоговая отчетность должна быть подписана налогоплательщиком (допускается использование факсимиле), а также заверяется его печатью, если это юридическое лицо.
3. При реорганизации или при ликвидации налогоплательщика юридического лица, на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного баланса или промежуточного ликвидационного баланса соответственно.
4. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями.
Сроки сдачи налоговой отчетности, связанной с применением упрощенной системы налогообложения предпринимателем установлены до 30 апреля года, следующего за окончанием отчетного периода.
Составление налоговой отчетности осуществляется ежеквартально, а так же после окончания года. Однако по некоторым из налогов отчетов необходимо представлять каждый месяц.
Составление отчетности как-то бухгалтерской или налоговой – является одна из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии
В российской налоговой системе предусмотрены налоги, отчетность по которым сдается только при наличии объекта обложения и суммы налога к уплате. Это акцизы, транспортный налог, налог на игорный бизнес, земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, а также сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Плательщиками перечисленных налогов признаются организации, которые реализуют подакцизные товары, владеют соответствующим имуществом на праве собственности, а также используют недра и биологические ресурсы.
Организации, которые не ведут активной хозяйственной деятельности, при определенных обстоятельствах могут исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль. В этом случае также придется сдавать соответствующую налоговую отчетность.
За непредставление обязательной налоговой отчетности организация может быть оштрафована в соответствии со статьей 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса. А должностное лицо такой организации может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.6 Кодекса об административных правонарушениях.
Налоговая отчетность включает следующие отчеты:
• Декларация по налогу на прибыль
• Декларация по налогу на имущество
• Декларация по налогу на добавленную стоимость
• Декларация по Единому социальному налогу
• Декларация по взносам в ПФ РФ
• Декларация в ФСС РФ
• Декларация по налогу на рекламу
• Сведения о рублевых счетах
• Сведения о валютных счетах
• Перечень дебиторов и кредиторов
Глава 2 Организация налогового учета ОАО «Восточная транспортно-энергетическая компания»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Восточная транспортно-энергетическая компания» является дочерним предприятием ОАО «РАО Энергетические системы востока» созданная для эффективного и качественного удовлетворение нужд Холдинга в транспортных услугах.
АО «ВОСТЭК» начало свою деятельность в 2004 году под наименованием ОАО «Владсетьремонт» как подрядное ремонтное предприятие, которому был передан станочный парк и цеха Производственно-ремонтной базы, ранее принадлежавшие Тепловым сетям ОАО «Дальэнерго», а также часть имущества, принадлежавшие электросетевым структурным подразделениям ОАО «Дальэнерго». Производственная деятельность АО «ВОСТЭК» начата 12 июня 2004 года после перевода персонала производственно-ремонтной базы Тепловых сетей в ОАО «Владсетьремонт».
Одними из основных задач ОАО «ВосТЭК» является оказание полного комплекс услуг по: обеспечению подвижным составом дочерних и зависимых обществ ОАО «РАО ЭС Востока», построения оптимальных логистических схем доставки грузов, решение вопросов снижения транспортной составляющей в цене перевозимых грузов, соблюдения графиков подачи подвижного состава и сроков доставки грузов.
Вышеуказанные задачи особенно актуальны для энергетических предприятий Дальневосточного Федерального Округа ввиду их социальной значимости, сложных климатических условий, а также удаленности от основных поставщиков топлива.
В настоящее время АО «ВОСТЭК» осуществляет деятельность по следующим основным направлениям:
-сдача в аренду имущества, принадлежащего Обществу на праве собственности и ином праве;
-организация перевозок грузов;
-поставка угольной продукции и нефтепродуктов энергопредприятиям Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия) и третьим лицам.
Успешная реализация ОАО «ВосТЭК», поставленных задач, стала возможна благодаря слаженной, эффективной, нацеленной на получение максимального результата - работе, а также высококвалифицированному штату сотрудников.
Рассмотрим динамику финансовых результатов компании за период 2013 – 2014 годы, представленную в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Динамика основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за 2013 - 2014 гг.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
Отношение показателей 2014 г. к 2013 г. (%) |
Выручка, тыс. руб. |
535 368 |
630 541 |
117.78 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
495 344 |
588 509 |
118.8 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
40 024 |
42 032 |
105 |
Прочие доходы, тыс. руб. |
6 576 |
17 243 |
262.2 |
Прочие расходы, тыс. руб. |
13 741 |
30 199 |
219.77 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
32 859 |
29 076 |
88.48 |
Налог на прибыль, тыс. руб. |
7 069 |
8 205 |
116.07 |
Расчеты, проведенные в таблице 1, позволяют сделать следующие выводы:
- прирост выручки на 117.78% обеспечил увеличение прибыли от продаж на 5% или в стоимостном выражении на 2 008 тыс. руб.;
- отрицательное сальдо от прочих расходов и доходов привел к снижению налогооблагаемой прибыли на 11.52%;
- за счет изменения ставок налоговых отчислений произошло увеличение налога на прибыль на 16.07%.
В связи с ростом налоговых отчислений сумма чистой прибыли сократилась на 16.14% или в денежном выражении на 3 916 тыс. руб.
Таблица 2.2
Анализ финансовой устойчивости предприятия по абсолютным показателям (тыс. руб.)
Показатель |
2013 год |
2014 год |
Текущие активы |
417 420 |
701 980 |
Собственные оборотные средства |
15 979 |
30 420 |
Нормальные источники финансирования текущих активов |
332 465 |
579 061 |
Соотношение анализируемых показателей |
1.26 |
1.21 |