Файл: Договорные конструкции (Казуальные и абстрактные сделки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современной действительности, включая обстоятельства экономической независимости, в ситуации происходящих корректив в сфере развития в социальной области и экономике, в сфере законодательства возрастает значение результативности сделки в гражданско-правовой сфере. Особое место в правовой регламентации сделки принадлежит акту гражданского законодательства[1], в котором создан значительный блок нормативов, отражающий особенности сделки, в целом и отдельных положений о данном юридическом факте. В современном обществе именно сделка представляет собой главный способ координации договорных и иных взаимосвязей. Договор, являясь двусторонней сделкой, однако, как следует из толкования ст.420 и ст.154 ГК РФ[2], не отождествляется со сделкой в полном смысле слова, - сделка «поглощает» договор, выступая более широкой по содержанию правовой конструкцией. Тем не менее, осознание договора через соглашение (сделку) позволяет сделать акцент на отдельных вопросах, имеющих принципиальное правовое значение.

Значимость тематики работы «Понятие, виды и формы сделок» отмечается также тем, что особое юридическое значение имеет форма сделок, поскольку от ее соблюдения зависит юридическая судьба данного юридического факта, включая признание сделки в качестве недействительной. Немаловажное значение приобрела классификация сделок, позволяющая решать ряд важных научных и практических задач. выявить общие черты и различия, в результате избрав необходимое положением нормативов, обеспечивая в результате соответствие сделки содержанию деятельности конкретного субъекта правоотношения.

Интерес к проблематике гражданско-правового регулирования сделок в современной России с акцентом на понятие, виды и форму обусловлен значительным вниманием ученых по данной теме. Данными вопросами занимались Д. М. Генкин, И. Б. Новицкий, В. П. Шахматов, Н. В. Рабинович и др. Однако необходимо признать, что труды ученых касаются преимущественно общих либо частных (узких) вопросов сделок без акцента на такие важные ее аспекты, как виды и форма одновременно.

Объект исследования - отношения, которые образуются в связи с нормативным регулированием понятия, формы и видов сделок.

Предмет исследования - положения гражданского права; научные труды и материалы практики, посвященные исследуемым вопросам.

Цель исследования: комплексный анализ наиболее актуальных вопросов, связанных с институтом сделки в отечественной цивилистике.


Исходя из цели исследования, в качестве задач автор обозначает следующие: обобщить и проанализировать основные положения института сделки с акцентом на понятие, виды и форму; исследовать признаки сделок, основания и правовые последствия признания сделок недействительными.

Законодательную базу составляют российские формы права[3][4][5][6].

Теоретическая основа исследования базируется на работах В. В. Витрянского, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, Е. А. Суханова, Н. Г. Семилютиной, Н. И. Данилова, О. В. Макарова и других.

В качестве методологической основы курсовой работы автор избирает общенаучный диалектический метод и частно - научные методы. Изучаемые процессы, явления и механизмы правового регулирования рассматриваются системно-правовым методом и методом правового моделирования.

Структура работы представляет собой следующее: введение, две главы, заключение, список литературы. Первая глава посвящена характеристике генезиса сделок, понятия и классификации в современной праве, вопросам дифференциации данных юридических фактов. Во второй главе курсовой работы автор уделяет внимание правовому анализу формы сделок, отмечая правовые последствия признания сделок недействительными по основанию несоблюдения данного условия действительности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работы может быть привлечен к дальнейшему исследованию проблем, касающихся вопросов сделок, их видов и дифференциации, к подготовке лекций по курсу гражданского права на юридических факультетах. В теоретическом плане значение исследования определяется тем, что автором исследованы наиболее актуальные вопросы, связанные со сделками: понятием, видов и формы. В качестве новизны исследования выступает следующее: на уровне курсовой работы проведен системный комплексный анализ наиболее актуальных и проблемных вопросов права, цивилистических позиций и концепций в отношении сделок, из видов и дифференциации, изучены актуальные судебные источники. 

Глава 1 Общая характеристика сделки в Гражданском праве


1.1. Развитие научных представлений о сделки

Анализ исторических источников позволяет отметить, что формирование дефиниции сделки – достаточно позднее следствие доктринальных исследований, который имеет истоки, как и многие гражданско-правовые институты - у римского права. В 1835 г. Эдуард Гиббон в Историческом обозрении римского права подчеркивал следующее. Ученый принимается за научный анализ римской сделки, как особого юридического явления, глубоко изученного учеными, юристами и наполнивших собой обширные книгохранилища, но требующих дополнительного осмысления[7].

Исследование исторических памятников позволяет утверждать. Во-первых, римская юриспруденция не сформировала дефиниции «сделка», - были применимыми категория «negotium», которая ассоциируется с понятием «сделка», но не является полностью тождественным современному значению данного термина в юридической терминологии. Во-вторых, «negotium» в римском праве означало свое или чужое «дело» (гражданский процесс, в частности), которым занято лицо. В-третьих, данный термин означал именно возмездную сделку, возмездный договор, что противопоставлялось дарению. В-четвертых, под термином «negotium» римские юристы понимали торговлю, торговую сделку, промысел[8].

К окончанию классической римской эпохи сделки - «contrahere», «contractus» эволюционировали с акцентом на понимание данной конструкции по смыслу «согласиться». Как следствие изложенного, сделки стали относиться к обязательствам, возникающим исключительно по волеизъявлению сторон.[9] Только в значении «сделка как эффект договоренностей воль, образующий обязательство» термин «contractus» был регламентирован в Кодексе Юстиниана в 529-534 г.г., позднее – в современной юридической науке и праве. По утверждению Педия, «не каждая сделка – истинная сделка, а такая, в которой воля закреплена свободно, без внешнего влияния» (D.2.14.1.3)[10].

В цивилизованном мире общепризнанно, что понятие сделки, в современном применяемом контексте, римскими юристами сформировано не было. В правовой оборот данная юридическая конструкция стала включаться только в XVIII в. Цивилист Д. И. Мейер отмечал, что сделка – действие юридического характера, имеющее направленность к образованию и изменению возникших прежде юридических отношений[11]. Как утверждал Г. Ф. Шершеневич, под категорией «сделка» следует понимать трансляцию воли, которая направлена непосредственно на правовые эффекты, т.е. на образование, корректирование, прекращение отношений в сфере права[12].


В современном контексте гражданско-правовая сделка, следовательно, стала включаться в юриспруденцию в XVIII в.

Позднее, в 1802 г., А. Н. Радищев в законопроекте Гражданского уложения сформировал положения о сделке в конгломерате общих нормативов гражданского права, что впоследствии являлось традиционным в цивилистике. А. Н. Радищев отмечал: гражданские права образуются, как эффект разрешенных и неразрешенных деяний, результат которых неодинаков[13], «….для того, чтобы действие приобрело юридический исход сделки,  необходима трансляция воли»[14].

В начале ХХ в. продолжался генезис теории сделок. Значительной следует признать заслугу в исследовании данных вопросов цивилиста И. А. Покровского, который в научном труде, посвященном глобальным проблемам цивилистики (1917) сформировал многочисленные и актуальные в настоящее время положения о сделках[15]. Данному историческому периоду свойственно развитие такой методологии в сфере частного права, которая обладала значительной политической составляющей. Представителем данного течения являлся Л. И. Петражицкий, в качестве заслуги которого необходимо признать формирование (в дополнение к теории юриспруденции с историко-догматическим аспектом) такого направления, которое нацелено на исследования путей совершенствования позитивного права с позиции конечных целей («политика гражданского права»). Ученый утверждал, что данный «вектор» учения позволит значительно усовершенствовать истинные представления о сделках[16].

Таким образом, человечество, начиная со времен древнеримского наследия частного права, заинтересовано в формировании законоположений, в силу которых конструируются юридические контакты между субъектами правоотношений, направленных на взаимосвязи на базе сделок.

1.2. Понятие сделки

Действующий акт гражданский законодательства[17], не внося значительных корректив в сформированные в прежних кодифицированных источниках понятия, в ст. 153 регламентирует, что сделка - действия индивидов и организаций, имеющие в качестве цели образование, корректирование или окончания действия гражданских прав и обязанностей.

Необходимо учитывать, что законодатель, регламентируя в ст.153 ГК РФ[18] и иных нормативах дефиницию «сделка», применяет категории, которые тесным коррелируются со сделками: молчание, уклонение, бездействие. В силу п.3 ст.158 ГК РФ молчанием признается желание совершить сделку в случаях, которые регламентированы нормативно или соглашением. Так, в п.2 ст.621 ГК РФ предусмотрено приоритетное правомочие арендатора на совершение соглашения аренды вновь на определенный срок. В отдельных случаях, права и обязанности образованы из конклюдентных действий, которые, не признаваясь сделкой и молчанием, могут иметь правовое знание. (например, ст.498 ГК РФ о продаже материальных благ с помощью специальных технических средств - автоматов).


Из законодательной дефиниции сделки вытекают ее главные признаки. Во-первых, сделка – представитель конгломерата юридических фактов, как наиболее распространенное основание образования, корректирования, окончания действий прав и обязанностей. Во-вторых, сделка –акт со значительной волевой составляющей, который, по общему правилу, имеет цель, чем выделяется от события, как явления естественного происхождения. В-третьих, в качестве сделки может быть признано правомерное действие, чем сделка выделяется от деликтов. В-четвертых, сделка имеет юридическую силу, когда совершена лицами, обладающими правосубъектностью.

Словосочетание «действительность сделки» является признанием за данным фактом качеств юридического факта, который определяется законодательством посредством следующего конгломерата условий: правомерность содержания; возможность субъектов совершать сделку в силу наличия необходимой степени правосубъектности; корреляция воли и волеизъявления; соблюдение установленной формы данного юридического факта..

Таким образом, сделка – категория, регламентированная законодательно, и особый юридический факт, способствующий образованию (корректированию и прекращению) гражданского правоотношения

1.3 Классификация

1.3.1 Казуальные и абстрактные сделки

Классификация сделок представлена каузальными сделками, в которых основание имеет юридическое значение, и абстрактными, в которых присутствие цели не подчеркивает особой правовой значимости.

Кауза (causa) – цель лиц, вступающих в сделку. Так, в качестве цели соглашения купли-продажи выступает отчуждение материального блага и переход правомочий собственника к другому лицу путем передачи объекта контрагенту. По утверждению К. А. Новикова, основание сделки - задачи, стремления к достижению которых приводит каждого из участников к соверше­нию договора и объясняет ее существование[19]. Ф. С. Хейфец подчеркивал: «хотя цель и основание - понятия не тождественные, в сделке данные категории означают аналогичные правовые конструкции». Causa сделки при этом в обязательном порядке должна обладать качеством правомерности и реальной осуществимости, на что подчеркивает В. А. Рясенцев: «...когда во время оформления сделки цель явно ее неосуществима, то соглашение не обладает правовой силой, например, строительство небоскреба, в отношении которого нет документального технического подтверждения безопасности».[20]