Файл: Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I.Теоретические аспекты управления как социально-экономического процесса
Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
1.2 Понятие и сущность проблемы гендера
1.3 Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
2.Анализ особенностей управления персоналом с учетом гендерных различий.
Введение
Актуальность темы. Как известно, значение управления в организации (на предприятии) на современном этапе развития общества постоянно возрастает, что связано с радикальными изменениями в парадигме управления, в целом, появлением новейших достижений менеджмента.
Сущность управления можно описать как взаимодействие двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления.
При этом присутствует определенное многообразие видов управления.
Система (управления) - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
На эту систему влияет огромное количество факторов. В частности, одним из таких факторов являются гендерные различия в коллективе.
Цель курсовой работы - изучение особенностей управления коллектива с учетом гендерных различий.
Задачи работы:
1.Расмотреть теоретические аспекты управления как социально-экономического процесса.
2.Охарактеризовать особенности управления коллективом с учетом гендерных различий.
3.Сделать выводы по теме исследования.
Объект исследования – гендерные различия.
Предмет исследования - влияние гендерных различий на коллектив.
Методы, использованные в курсовой работе: метод синтеза, метод анализа, сравнительный, другие.
Выборка- ООО «ВГ-сервис»
Теоретическая база исследования включает в себя нормативно-правовые акты, учебные пособия, монографии, материалы периодической печати, Интернет – ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в том, что положения курсовой работы могут быть интересны всем, кто занимается вопросами управления в организации.
I.Теоретические аспекты управления как социально-экономического процесса
Управление – это разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем[1].
Управление как система представляет собой некую общность элементов, которые находятся между собой в определенных отношениях и связях, образуют некую целостность, единство[2]. Процесс управления – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления[3].
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления.
В общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), в которых содержится информация о том, как должен функционировать объект управления;
объект управления получает эти импульсы и действует в соответствии с ними и с учетом сложившейся ситуации, который можно рассмотреть на рисунке 1.
В качестве субъекта управления можно рассматривать звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться как единолично менеджером, так и коллегиально группой топ-менеджеров или коллективно собранием акционеров (трудового коллектива). В зависимости от этого субъект управления также будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (управляющая подсистема)
Прямая связь обратная связь
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ (управляемая подсистема)
Рисунок 1 - Управляющая и управляемая подсистемы системы управления
В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объекты управления - ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.
Сущность управления заключается в следующих аспектах:
- неизменное стремление к наивысшим результатам;
- ориентация на потребности рынка и на спрос;
- свобода в принятии управленческих решений;
- другие.
Управление как система нуждается периодически в совершенствовании.
Можно выделить ряд основных направлений совершенствования системы управления[4]. Придерживаясь указанных ниже направлений, предприятие может достигать хороших результатов в своей деятельности.
1.Децентрализация управления.
Степень децентрализации (централизации) существенно влияет на относительно быструю адаптацию системы управления предприятием, на все изменения, происходящие в условиях ведения бизнеса. Также это влияние распространяется на принятие управленческих решений.
Децентрализацию управления можно рассматривать с двух сторон.
С одной стороны, она позволяет быстро реагировать на запросы потребителей, а с другой – делает процесс принятия управленческих решений более эффективным.
2.Кроме того, децентрализация управления происходит в двух направлениях:
путем делегирования прав в принятии решений;
за счет разукрупнения крупных компаний и перехода к относительно небольшим автономным структурным единицам, наделенным правами принимать решения по всем производственным и хозяйственным вопросам.
Делегирование власти с высших уровней управления на низшие уровни вызвано рядом важных причин. В производственной и хозяйственной деятельности возникают риски, неопределенности, и ситуация постепенно изменяется, что становится характерной чертой развития предприятия, усложняется протекание производственных процессов. Именно поэтому ни один руководитель, даже самый талантливый, не в состоянии охватить во всей полноте происходящие изменения и процессы и делегирует часть полномочий другим сотрудникам.
3.Специализация и диверсификация производства.
Как известно, специализация - это основа для занятия предприятием лидирующих позиций на рынке. Вместе с тем, получая максимум выгоды из своей специализации, предприятия обязаны одновременно заниматься диверсификацией. Специализация и диверсификация в отрыве друг от друга, как правило, бывают малопродуктивными. В связи с этим главным в данном аспекте является установление правильного соотношения между ними, так как именно оно определяет продуктивность ресурсов предприятия, его устойчивость и экономический рост.
4.Совершенствование хозяйственного механизма.
Речь идет о таком построении организационных структур управления, мотивации и методов управления, которые позволяли бы предприятию не только адаптироваться к изменениям, происходящим в окружающей среде, но и создавали возможности быть готовым к вызовам завтрашнего дня. В основе совершенствования лежит серия новшеств и новых подходов к ведению бизнеса. Это, например, создание «своего» покупателя, разработка программ лояльности.
Таким образом, указанные направления могут привести в случае их успешной реализации предприятие к эффективному управлению. Роль системы управления в достижении целей организации будет значимой.
Как ранее указывалось, на систему управления влияют различные факторы, в том числе, проблемы, связанные с гендером. Рассмотрим их.
Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
1.2 Понятие и сущность проблемы гендера
Термин «гендер» и «гендерный подход» в социологии появился в 70-е годы прошлого века. Это было связано с активностью женского движения на Западе. Возникают так называемые гендерные исследования.
Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер» стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием «гендерные исследования». Различие между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер и эндокринолог Джон Мони (Money)[5].
Гендер (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер - социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не пол, а гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.
Гендер – это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин[6].
Основными задачами гендерных исследований являются:
- развитие знаний о маскулинности, гендерной идентичности;
- переход от исследования женщин и мужчин к исследованию пола и сексуальности;
-другие[7].
Важное значение имеет тот факт, что в западной социологии гендерные отношения изучают следующие подходы:
- структурно-функциональный (поло-ролевой);
- теория гендера как стратификационная категория (Э.Гидденс);
- теория социального конструирования гендера (Т.Лукман и др.);
- теория гендерной системы (Г.Рубин);
- объединительная парадигма (Р.Коннел);
- другие.
На практике гендерные различия создают определенные проблемы. Рассмотрим указанные проблемы на примере современных организаций.
Одной из проблем являются гендерные стереотипы как некий конструкт, шаблон в массовом сознании людей.
Гендерные стереотипы содержат обобщенные, упрощенные и эмоционально окрашенные представления об «идеальных» мужчинах и женщинах, которые включают различные нормы и правила поведения, разделенные по половому признаку. Они выполняют функцию схем, с помощью которых мы обрабатываем и запоминаем получаемую информацию, относящуюся к полу и гендеру. Гендерные стереотипы находятся в подсознании и оказывают влияние на самоидентификацию человека и межличностное общение. В отдельном обществе и культуре стереотипы имеют собственную специфику[8].
Принято считать, что гендерные стереотипы помогают урегулировать или усовершенствовать отношения в группах, но они же мешают формированию индивидуальности.
В ситуации, когда мужчина или женщина не соответствуют принятым в обществе стандартам, они начинают испытывать давление социума, в той или иной форме. Соответственно, возникает стресс, который может иметь негативные последствия.
Еще одна проблема – это гендерная идентичность как внутреннее самоощущение принадлежности к мужскому или женскому полу[9].
Собственная гендерная идентичность может не совпадать с социальной ролью, таких людей называют трансгендерными.
Пол, с которым рождается человек, дает установку родителям и другим воспитателям, каким образом нужно воспитывать человека, то есть, в соответствии с тендерными нормами и ролью (иными словами - социальными ожиданиями)[10].
Однако на основе гендерных взаимоотношений и собственной самоидентификации могут возникать гендерные конфликты – нежелание какого-либо человека соответствовать той роли, которая ему предписана, выполнять соответствующие нормы[11].
Решение гендерного конфликта лежит в плоскости переосмысления взглядов на традиционные женские и мужские роли.
Можно указать и другие проблемы, которые могут проявляться в организации.
В настоящее время ученые стали более серьезно подходить к изучению гендерной проблематики. появились новые аспекты проблемы гендера, которые исследователи готовы изучать.
Большой интерес представляют особенности управления коллективом с учетом гендерных различий.
1.3 Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
Гендер и гендерные особенности оуправления является полученные весьма актуальным умение вопросом в современном средимире. Данный направленность вопрос изучают многие исследователи существует в разных областях между научного знания. Изучение данной учителей проблемы породило планируемое множество противоположных каждомвзглядов, концепций, основной исследований в этой контроль сфере.