Файл: Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I.Теоретические аспекты управления как социально-экономического процесса
Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
1.2 Понятие и сущность проблемы гендера
1.3 Особенности управления коллективом с учетом гендерных различий
2.Анализ особенностей управления персоналом с учетом гендерных различий.
Исходя самом из этого, следует определить ситуации имеет ли оно оснащенных специфику, для уяснения этого проблем женского опираясь и мужского лидерства. оптоваяДля оптимальная этого необходимо сравнить лидерское следующие поведение обоих контроля полов и определить, видно влияет ли гендерный фактор на чаще формирование стилей заместитель руководства и эффективность личностных управления.
Исходя из анализа литературы, можно сказать, что есть два подхода к роли мужчин и женщин в системе управления[12]:
- первый подход разработан в русле феминистически направленных тенденций, он рассматривает женщину как субъект борьбы за карьерное равноправие, определяет ряд гендерно обусловленных барьеров на карьерном пути женщине;
- второй подход считает, что базовые различия между женскими и мужскими ролями в социуме оправдывают различный подход к построению карьеры и управленческой деятельности у мужчин и женщин.
Исходя из второго подхода, можно сказать, что построение карьеры и осуществление управленческой деятельности изначально различно, ибо у женщин профессиональная деятельность сочетается с активным выполнением роли жены, матери, домохозяйки, а это служит источником стресса, «ролевого напряжения».
Следует указать, что сторонники феминистического направления полагают, что женщина-руководитель в процессе управленческой деятельности отличается большим стремлением к радикализму, заботой о людях. В основе ее деятельности лежит направленность на взаимодействие с подчиненными[13].
Однако, есть мнение, что гендерные особенности на реализацию управленческой деятельности не столь сильно влияют, а вот личностные характеристики человека оказывают более сильное влияние[14].
Большой интерес представляет тот факт, что в изучении неординарных гендерных различий сравнительно в системе управления возможности существует две обязательствам позиции[15]. Сторонники одного одной позиции (Э. Криттенден, характеристики Р. Айслер, Дж. Роузнер) убеждены этих в существовании особого, структура присущего только усиление женщинам, способа стилями принятия решений, то есть, «преобразовательного» стиля плановой руководства. Сторонники другой позиции (С. Эпстайн) отрицают называют такую специфику, каждого то есть, не выделяют таких средний различий, исходя проверяемым из гендерной особенностей. особенности
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, мужчины и женщины имеют равные права, свободы, возможности для их реализации[16].
Однако законы не всегда совпадают с реальной жизнью. До полного равноправия полов в России еще весьма далеко.
Как известно, многие работодатели различных предприятий предпочитают принимать на работу именно мужчин, а не женщин.
Такое положение дел приводит к тому, что большинство женщин работают в дефицитных, не развивающихся отраслях производства[17].
Интересно отметить, что согласно статистическим данным, с начала 2000 годов значительно растет занятость женщин в производстве, то есть, занятость профессиональным трудом[18].
В настоящее время количество работающих женщин и мужчин в Российской Федерации примерно равно[19].
Это значит, что реальный вклад женского труда в производство значителен.
Изучение литературы дает возможность говорить о том, что гендерные различия в оплате труда объясняются неравномерным распределением мужчин и женщин по предприятиям различных видов экономической деятельности[20]. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в среднем заработная плата женщин более, чем на треть меньше, чем у мужчин[21].
Другими словами, в России женщина получает примерно 60 % заработной платы мужчины. Идет разрыв средних значений заработной платы, так как режимы и сферы занятости мужчин и женщин отличаются.
2.Анализ особенностей управления персоналом с учетом гендерных различий.
Исследователи полагают, что осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины относятся к ней по-разному. Женщины чаще воспринимают карьеру как самореализацию, а мужчины относятся к карьере как к престижной должности[22].
В управлении коллективом гендерные особенности также проявляются.
Представим гендерные отличия в таблице 1.
Таблица 1 – Гендерные отличия в управленческой деятельности[23]
Характеристики |
Мужчины |
Женщины |
1.Способ преодоления препятствий |
Интеллект Сила |
Ловкость Хитрость |
2.Поведение |
Сдержанное |
Эмоциональное |
3.Отношение к другим |
Прямолинейное |
Гибкое |
4.Основа решений |
Рассудочность |
Чувственность |
5.Реакция на критику |
Агрессивная |
Спокойная |
Социальные исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое формируется в процессе социализации личности. Гендерные установки, безусловно, влияют на оценку уровня конфликтности коллектива и в свою очередь на формирование определенных типов поведения в конфликтных ситуациях. Проведенное нами исследование с использованием тестовой методики Томаса и анкетного опроса в трудовых коллективах организации МТК «Тверское представительство» обнаружило некоторые отличия в ответах респондентов в зависимости от половой принадлежности.
Для оценки степени напряженности отношений в «преимущественно мужском», «преимущественно женском» и «гендерно-нейтральном» коллективах была применена шкала Гутмана.
Таблица 1.1.
Типы коллективов организации по гендерному признаку |
Ме |
Станд.откл. |
«гендерно-нейтральный» |
10 |
1,97 |
«преимущественно мужской» |
9,5 |
1,88 |
«преимущественно женский» |
4 |
3,3 |
Уровень конфликтности по оценкам сотрудникам полностью соответствует данным социометрического опроса. В «женском» коллективе отмечается самый высокий уровень напряженности в отношениях между коллегами по работе (Ме = 4), а «гендерно-нейтральном», наоборот, самый благоприятный климат(Ме=10).
На вопрос анкеты: «Как вы оцениваете уровень конфликтности в Вашем трудовом коллективе?», респонденты ответили следующим образом: По некоторым параметрам таблицы 1 видно, что женщины обладают отличительными преимуществами для успешного осуществления функций управления.
Женский коллектив |
Мужской коллектив |
Гендерно-нейтральный |
|
В нашем трудовом коллективе никогда не бывает разногласий |
0,0 |
20,1 |
58,2 |
Конфликты случаются крайне редко |
5,3 |
73,2 |
35,9 |
Рассмотрим непосредственно мотивационную шкалу женского бизнеса [10]: Самореализация - 40%
Интерес - 35%
Материальная надежность, деньги - 30%
Забота о тех, кто рядом - 25%
Профессиональный рост - 20%
Самоутверждение - 15%
В частности, большинство мужчин – руководителей, чаще всего, выбирают более агрессивный метод управления, таким образом, подчинив себе весь коллектив. Женщины более склонны к социальному партнерству, то есть, повышают самооценку работников, делегируют полномочия.
Также важным в изучении гендерных особенностей управления является психологический конфликт. Гендерные особенности конфликтов имеют место быть[24]:
1)Женщины конфликтуют, в основном, на личной основе, а у мужчин конфликт связан с профессиональной деятельностью;
2)Конфликты в мужских организациях проходят более открыто;
3)В женских коллективах конфликты часто носят скрытный характер.
Следует указать, что в однополых коллективах (только в мужских или только в женских) конфликтных ситуаций наблюдается больше, чем в разнополых коллективах.
Таким образом, в управленческой деятельности гендерные различия определенно влияют на стиль и методы управления.
Заключение
Итак, проблема гендера актуализировалась и была проанализирована в 70-е годы прошлого века. Большое число исследователей рассматривали разные аспекты данной проблемы.
Проблема гендера охватывает разный спектр человеческих отношений: отношения в школе или другой образовательной организации, гендерные проблемы в организации, в том числе, в управленческом аспекте.
Следует указать, что на гендерную роль влияют многочисленные внешние факторы с самого рождения человека. С детства ребенок наблюдает за взрослыми с позиции своего гендера и старается подражать. В будущем он начинает соответствовать своей социальной роли, которую предписывает общество, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной.
Однако существует много ограничений в этих ролях. Например, женские проблемы – низкий статус, низкая заработная плата и т.д., мужские - физические проблемы, ограниченная социальная поддержка и т.д.
Гендерные различия проявляются в трудовых коллективах. Женщина –руководитель и мужчина-руководитель – это две разные, по сути, модели управления.
Кроме того, есть многочисленные доказательства того, что женщины в организациях подвергаются дискриминации по признаку гендера, получают более низкую заработную плату, у них более сложно идет карьерный рост. Мужчина как работник более предпочтителен, ибо он не уходит в декретный отпуск, не берет больничные листы по уходу за маленькими детьми и т.д. Именно поэтому работодатели предпочитают мужчин при найме на работу.
Исходя из этого, многие женщины стремятся к гендерному равенству.
Список использованной литературы
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. № 237.
2.Берн Ш.М., Гендерная психология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2012. – 349 с.
3.Варфоломеев В. И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Кудиц-образ, 2013. – 390 с.
4.Гендерные роли. Электронный ресурс. Режим доступа:: http://www.owl.ru/
5.Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18.
6.Иванова А. А. Социологические подходы к изучению гендерных отношений // Молодой ученый. 2014. №4. С. 667-670.
7.Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- 4-е изд., - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. – 411 с.
8.Матвиенко В.В. Гендер как социокультурный феномен //Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С.44-49.
9.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru
10.Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 2012. – 378 с.
11.Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - 3 – е изд., - М.: Наука, 2013. – 344 с.
12.Стратегическое управление. Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.management61.ru/
-
Стратегическое управление. Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.management61.ru/ ↑
-
Варфоломеев В. И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. - М.: Кудиц-образ, 2013. С.96 ↑
-
Там же. С.97 ↑
-
Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 2012. С.33 ↑
-
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- 4-е изд., - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. С.43 ↑
-
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения. //Общение и оптимизация совместной деятельности. - 3 – е изд., - М.: Наука, 2013. С.45 ↑
-
Иванова А. А. Социологические подходы к изучению гендерных отношений // Молодой ученый. 2014. №4. С. 667-670. ↑
-
Матвиенко В.В. Гендер как социокультурный феномен //Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С.44 ↑
-
Матвиенко В.В. Гендер как социокультурный феномен //Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №3. С.45 ↑
-
Иванова А. А. Социологические подходы к изучению гендерных отношений // Молодой ученый. 2014. №4. С. 667-670. ↑
-
Гендерные роли. Электронный ресурс. Режим доступа:: http://www.owl.ru/ ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Берн Ш.М., Гендерная психология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2012. С.133. ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(в ред. от 21.07.2014 г.) // Российская газета. 1993. № 237. ↑
-
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru ↑
-
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru ↑
-
Там же ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.gks.ru ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Гимазетдинова Э. Я., Ураев Р. Р. Гендерные различия в управлении // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 16-18. ↑
-
Берн Ш.М., Гендерная психология: учебное пособие.- СПб: Питер, 2012. С.141. ↑