Файл: Корпоративная культура в баре «Кайман».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В нашем мире все большее внимание стали уделять корпоративной культуре. Происходит гуманизация общества, а это значит, что основой для каждой организации и результатов ее деятельности становится человек. Именно этим объясняется такое предельное внимание к данной категории и объясняется актуальность выбранной темы. Как наладить продуктивную работу, как заинтересовать персонал в росте и развитии компании и как повысить показатели доходности своей компании? Ответы на вопросы можно найти, изучив сущность корпоративной культуры. При написании курсовой работы была поставлена цель - изучить корпоративную культуру на пример бара «Кайман» и подробный ее анализ. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Изучить сущность понятия корпоративная культуру
  2. Рассмотреть ее составляющие
  3. Проанализировать роль корпоративной культуры для организации
  4. Проанализировать корпоративную культуру бара «Кайман»
  5. Предложить изменения в корпоративной культуре с целью решения проблем, имеющихся у бара «Кайман»

Здесь объектом исследования выступает непосредственно сама корпоративная культура, предметом – процессы ее формирования. В процессе написания курсовой работы использовались публикации отечественных и зарубежных ученых и маркетологов, таких как Абрамовой С.Г., Виханского О., Рюттингер Р. И других. А так же использовалась документация об отчетах работы бара «Кайман» и бара «Колесо».

Курсовая работа состоит из введения, 3 основный глав и заключения.

1.Теоретические основы понятия, структуры и содержания корпоративной культуры

1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры

В последнее время ученых все в большей степени интересует культура, в особенности, корпоративная культура в крупных организациях. Этот факт не вызывает удивления, учитывая то, что большинство людей осведомлены о понятии «корпоративная культура» и совокупных ее частей. В контексте корпоративной культуры, организации рассматриваются как отдельные общества, имеющие собственные ценности, идеалы и шаблоны поведения, а так же, общее понимание цели и миссии. Понятие корпоративная культура начало зарождаться еще Фордом, основателем крупнейшей автомобильной монополии[1]. Он приветствовал своих рабочих пожатием руки и поздравлял с праздниками - именно это являлось первыми отсылками к корпоративной культуре - абстрактного фактора, способного увеличить производительность и доходность кампании.


Корпоративная культура — имидж компании и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности [3].

В конце 2012 года Ассоциация менеджеров проводила исследование, которое было направлено на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера в 2012 году. Его результаты показали, что одну из самых ключевых позиций занимает тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами. [4]

К сожалению, на самом деле приоритеты расставлены по –другому. Корпоративную культуру, несмотря на ее значимость, чаще воспринимают не как средство повышения продуктивности функционирования и развития предприятия, а как фактор, помогающий сформировать внешний имидж компании.

Результаты исследования Ассоциации менеджеров показали, что на сегодняшний день только в 25% компаний имеются отделы, которые отвечают за формирование и развитие корпоративной культуры и внедряют инновации. И этот показатель действительно низкий, учитывая тот факт, что именно корпоративная культура, которая способствует переменам внутри предприятия, является ключевым фактором в формировании конкурентоспособности.

В первоначальном понимании корпоративную культуру рассматривают как инструмент стратегического развития компании посредствам стимулирования инноваций и управление изменениями. В любой фирме присутствует корпоративная культура — с начала зарождения организации и до ее конца — вне зависимости от того, уделяется ей особое внимание или нет [5]. Правильно управляемая корпоративная культура положительно влияет на деятельность компании . В том числе, она дает возможность снизить расходы не только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники, являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров [2].

На самом деле, единого определения понятия корпоративной культуры не существует. Разные ученые по-разному определяют его. Широко воспринимаемым определением является следующее: «корпоративная культура — это система ценностей и методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному толкованию.[6]


И так, что же представляет собой корпоративная культура? Все мы понимаем, что понятия «личность», « общение», «отношения» должны занимать ключевые места в определении понятия корпоративная культура. Но так как и для этих понятий не существует единых определений, то набор определений корпоративной культуры растет с каждым новым автором- и чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.

Так Барри Феган говорит,что «корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура — это, как люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает… Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя»[12]. Эта формулировка, как я считаю, наиболее подходит для объяснения такого явления как корпоративная культура, в силу своей эмоциональности и развернутости.

А. Н. Занковский определяет корпоративную культуру так: «Корпоративная культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности»[13].

Т. Ю. Базаров считает, что : «Культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях»[14].

Каждый человек, управляющий может сам выбрать наиболее подходящее ля него определение корпоративной культуры, но во всех определениях красной нитью проходит следующий смысл – культура – это большая сфера явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством сотрудников [15].


Получая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире [9]. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется, прежде всего, и главным образом в организационном поведении сотрудников [7]. Сюда следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом. [4]

Так же связь между культурой организации и корпоративной культурой легко заметить. Без наличия корпоративной культуры не возможно представить существование культуры организации . Корпоративная культура предприятия призвана обеспечить поведение организации во внешней среде, позволяющее ей адаптироваться в условиях изменчивости окружающей среды. Она помогает предприятию выжить, победить в конкурентной борьбе, завоевать новые рынки и успешно развиваться. Но при этом ее основой является внутреннее сплочение, взаимодействие и взаимокоординация, которые основаны на четких принципах разделения труда, ответственности и согласовании интересов. Корпоративную культуру предприятия определяет формула: общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение [6]. Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура на предприятии формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.


Корпоративная культура, по определению, не может быть сконструирована и внедрена. Ее так же нельзя и заимствовать. Заимствовать можно лишь некоторые структуры и механизмы связей, которые отражаются в организационных проектах. Перенесение одного шаблона корпоративной культуры на другую организацию, как правило, не приводят ни к чему хорошему [9]. Прежде всего, это связано с уникальностью каждого коллектива: половозрастной состав, профессионально-квалификационная структура кадров, отраслевая, географическая специфика и так далее — все это накладывает свой отпечаток. Немалую роль играет и история создания организации, формирование и развитие коллектива и сложившиеся традиции. В некоторых организациях основой для формирования особой культуры корпоративного поведения и воспитания в этом духе кадров провозглашается так называемое кредо фирмы. [12]

Люди являются носителями корпоративной культуры. Однако в организациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на работников, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Культура, образ фирмы подкрепляются или ослабляются репутацией компании.

Подводя итоги , можно сказать, что корпоративная культура создает некие «координаты» , которые объясняют поведение и функционирование фирмы в различных ситуациях. Так же, корпоративная культура значительно помогает решить проблему согласованности индивидуальных целей с единой целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

1.2 Структура и содержание корпоративной культуры

В современных реалиях организационная культура является одной из ключевых деталей, от которых зависит успех фирмы. Это факт обуславливает ее углубленное изучение, дабы иметь возможность охарактеризовать внутреннее состояние организации и при необходимости иметь возможность разработать план его улучшения. В процессе изучения корпоративной культуры наука выделила три ее уровня [8]: