Файл: Управление разными типами сотрудников(Психологические основы управления разными типами сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Психологические основы управления разными типами сотрудников

2. Темперамент работника и его взаимосвязь с организацией и содержанием труда.

3. Описательная характеристика типов темперамента

4. Направленность личности в успешности трудовой деятельности и эффективность сотрудника.

5.Репрезентативные системы. Аудиал, кинестетик, визуал.

1. Психологические основы управления разными типами сотрудников

2. Темперамент работника и его взаимосвязь с организацией и содержанием труда.

Флегматик. Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи. Предпочитает работать индивидуально, независимо. Постоянно сверяет свои действия с перспективой. С трудом отказывается от выработанного алгоритма деятельности, что затрудняет его адаптацию к нововведениям в организации. Тем не менее, флегматики достигают больших успехов в деятельности, которая требует равномерного напряжение сил, терпения и устойчивого внимания.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. В работе, так же как и холерик предпочитает разнообразие, командную деятельность. Практичен, любит точность. В критической ситуации, как правило, находчив, не впадает в панику. В деятельности склонен проявлять инициативу, недооценивать время. Имеет способность к восприятию, обработке и запоминанию большого объема информации. Стремится к решению более сложных заданий.

Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем–нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В трудовой деятельности чаще предпочитает минимизировать усилия, не брать на себя ответственность.

4. Направленность личности в успешности трудовой деятельности и эффективность сотрудника.

5.Репрезентативные системы. Аудиал, кинестетик, визуал.

Таким образом, направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим, отношение к труду и его результату, отношение к себе. В соответствие с этим различают направленность:

     Направленность на себя, характеризует человека, сосредоточенного только на себя и в своем интересе. Работа и люди – средства, выражения и утверждения собственного «Я». Эти люди навязывают свое мнение, много говорят и не слушают, болезненно переносят критику, склонны к агрессии и раздражению, редко идут в конфликте на компромисс и сотрудничество. Руководители с такой направленностью придерживаются жесткого алгоритма управления. Внимание сотрудника концентрируется на том, что "Я лично получу", какие выгоды. Сотруднику очень важен, какой у него будет социальный пакет, круг обязанностей, как планируется карьерный рост в компании. Он постоянно ищет выгоды для себя. Без этого он даже шагу не сделает.

     Направленность на общение и взаимодействие проявляется в открытости, множестве контактов, ориентации на коллективную деятельность, высокой степень эмпатии (умение понимать, сопереживать и подстраиваться под других людей). Внимание сотрудника обращено на других людей, на их взаимоотношения. Ему важно, какой коллектив, и какой там царит климат. "А какой начальник?" – спрашивает такой кандидат на собеседование. Ему важно, как его оценят, примут за "своего" или нет. Поэтому он изо – всех сил будет стараться "быть хорошим" для других. Девиз "Как все".

     Направленность на дело и результат проявляется в том, что деятельность для такого человека – смысл всей его жизни, источник вдохновения и собственной значимости. Люди этой направленности проявляют готовность руководить и брать ответственность, увлеченность работой, стремление к профессиональному росту, любят нововведения. Но ради успеха они часто поступаются моральными принципами. Такие сотрудники во главу угла ставят интересы организации выше личных. Вот уж кто болеет душой за каждый отчет. Такому сотруднику важна возможность реализоваться. Он хочет видеть "плоды" своего труда. Задает вопросы: "Что будем считать результатом работы?". Четко ограничивает критерии успешного и неуспешного решения.

 

5.Репрезентативные системы. Аудиал, кинестетик, визуал.

У каждого человека восприятие и переработка информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам (т.е. каналам ощущений): визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно–эмоциональному).


Сенсорные каналы восприятия носят название репрезентативных систем, или модальностей. Каждый человек, обладая всеми тремя репрезентативными системами, предпочитает, как правило, доверять только одной или двум из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Визуальная система предполагает восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система связана с восприятием через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система базируется на восприятии через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

В соответствии с ведущими сенсорными каналами восприятия каждого партнера можно отнести к одному из трех типов: визуаламаудиалам или кинестетикам.

Повторим, что нередко человек может иметь не один, а два ведущих канала. В этом случае он будет проявлять черты сразу двух типов (визуало–кинестетик, визуало–аудиал или аудиало–кинестетик). Но часто бывает и так, что при определенных условиях проявляется преимущественно одна из двух ведущих репрезентативных систем. Например, на презентации аудиало–кинестетик активизирует свой аудиальный канал, а испытывая физическую усталость, голод или боль переключится на кинестетический.

Таким образом, ведущая репрезентативная система отражает деятельность мозга в данный момент. Для ее определения используются невербальные ключи доступа, которые представляют собой наблюдение за движениями глаз и вербальные ключи доступа, основанные на анализе предпочитаемых партнером слов.

Для успешной деловой коммуникации с партнером (в данном случае с потребителем) необходимо уметь диагностировать ведущий сенсорный канал и овладеть ключами доступа к нему. С помощью этих приемов можно не только определить тип партнера, спрогнозировать его реакцию на вашу информацию, но и соответственно подстроить свое поведение и в значительной степени повлиять на ход коммуникации.

Рассмотрим особенности визуала, аудиала и кинестетика.

Признаки визуала:

    поза в основном прямая, голова поднята;

    жесты довольно скованы, могут быть нескладными;

    дыхание верхней частью легких, грудное;

     голос чаще высокий, чистый, довольно громкий;


    направление взгляда – выше уровня глаз;

    особенности внешности: любит декоративные детали одежды, придает значение фасону, цветовой гамме, может быть экстравагантен;

    рабочее место любит содержать в порядке, стремится сделать его эстетичным;

    в речи употребляет слова: «видеть», «смотреть», «глядеть», «иметь в виду», «перспектива», «замечать», «ясно», «рассматривать», «в фокусе» и проч. (речь довольно лаконичная, но образная).

Итак, визуал:

    замечает форму, цвет предметов, линии, гармонию, беспорядок;

    придает значение внешности и имиджу (у себя и у партнера), мимике и другим внешним проявлениям поведения партнера.

 

Особенности аудиала:

    поза: руки часто скрещиваются на груди, голова слегка наклонена вбок;

    движения разнообразны, могут быть и зажатыми, и свободными;

    дыхание в полном объеме;

    голос мелодичный, речь ритмичная, с разнообразными интонациями;

    направление взгляда – на уровне глаз или слегка опущены;

    внешность разнообразна, т.е. характерных черт внешности нет;

    рабочее место: предпочитает место, изолированное от шума, но с возможностью общения, однако в процессе работы стремится к тишине или любит приятную музыку и звуки природы (пение птиц, журчание воды, плеск волн и пр.);

    имеет богатый словарный запас (хороший расказчик), в речи употребляет слова: «слышать», «звучать», «прислушиваться», «шумный», «мелодичный», «тихо», «послушайте», «объясни», «давай обсудим» и проч.

 

Итак, аудиал:

    замечает все, что звучит – слова, музыку, шумовые эффекты;

    придает значение словам и оттенкам интонации, тембра, ритма речи партнера.

 

Особенности кинестетика:

    поза бывает сутулая, голова и плечи часто опущены;

    движения свободные, плавные, жесты многообразны и гармоничны;

    дыхание низкое, брюшное;

    голос довольно низкий, грудной;

    взгляд чаще всего опущен вниз, под ноги;

    любят одежду, не стесняющую движений, из материалов, не препятствующих «дыханию» тела, причем эстетичность сочетаний фасонов, цветов, стиля может не учитываться, избегают узких воротников, тугих поясов, галстуков и обуви на каблуках или из жестких материалов;

    на рабочем месте часто бывает беспорядок, в котором способен ориентироваться только он сам, особенно важным считает комфортность температуры, свежесть воздуха, удобство сидения и стола;


    в речи часто употребляет слова «чувствую», «ощущаю», «зажатый», «скованный», «свободный», «остро», «удобно», «неудобно», «схватываю», «тяжело», «легко», «невыносимо» и пр., а также много глаголов, речь не очень разнообразна.

Итак, кинестетик:

    замечает запахи, вкус, температуру, комфортность воздействий на собственное тело;

    придает значение прикосновениям, интуиции, движениям, практическому опыту.

Таким образом, для достижения наилучшего контакта с партнером необходимо предоставить ему информацию через его ведущий сенсорный канал восприятия.

 

Особенности мышления человека влияют на движения его глаз.

Сидя напротив партнера, можно заметить, куда движется его взгляд. Надо отметить, что взгляд зачастую оказывается мимолетным, однако и он отражает, какое полушарие и какой центр коры больших полушарий мозга активны в данный момент.

Например, взгляд влево (в сторону левой руки партнера) свидетельствует о том, что активно левое полушарие, контролирующее правую часть тела и отвечающее за логическое, рациональное мышление. Взгляд вправо (в сторону правой руки партнера) означает активность правого полушария, связанного с левой частью тела и обеспечивающее образное, эмоциональное творческое мышление.

Рассмотрим значения направлений взглядов более подробно.

Взгляд вправо вверх

означает создание зрительных образов, фантазию связанную с тем, «как это могло бы выглядеть» или ложь («как это якобы выглядело»).

Взгляд влево вверх

означает припоминание зрительных образов, существовавших в реальности или давно созданных мысленно.

Взгляд вправо по горизонтали

означает создание слуховых образов (сочинение звуков музыки, речи и пр.), а также ложь.

Взгляд влево по горизонтали

означает припоминание звуков, когда–либо услышанных.

Взгляд вправо вниз

означает размышления, оценку или переживание эмоций и ощущений.

Взгляд влево вниз

означает внутренний диалог или концентрация на физических ощущениях.

Важно подчеркнуть, что данная классическая схема верна только для тех, у кого наиболее активным является левое полушарие (т.е. для «правшей»). Если же перед нами «левша» явный или скрытый (т.е. переученный в детстве), то значения направлений его взгляда будет прямо противоположным.


Чтобы определить, на какую же все–таки схему оценки ориентироваться, можно использовать несколько традиционных вопросов вежливости, или касающихся текущих дел (но ориентированных на визуальную, аудиальную и кинестетическую системы). По содержанию вопросы должны быть такими, на которые человек, вероятнее всего, ответит откровенно, не раздумывая. Например: «Что вы предпочитаете: чай или кофе?», «Какая погода на улице?», «Хотите ли вы услышать какие–либо пояснения по данной проблеме?». Отвечая на подобные вопросы, партнер, скорее всего, посмотрит в сторону, соответствующую его опыту, воспроизведению образов реальной действительности. В таком случае противоположное направление будет указывать на обращение к конструированию, фантазии или лжи.

 

Стили мышления и типы сотрудников: Аналитик, Прагматик, Реалист, Идеалист и Критик.

Если за основу типологии подчиненных мы возьмем стилевые особенности их мыслительной деятельности (Н. Самоукиной), то можно выделить пять психологических типов: аналитики, прагматики, реалисты, идеалисты и критики.

Работники, характеризующиеся аналитическим мышлением, любят оперировать цифровыми данными и количественными характеристиками, в своей работе опираются на директивные документы, инструкции и юридические нормы. Работают тщательно, ответственно, продумывают детали, педантичны. Ориентированы на высокую успешность и не любят ошибаться. Стремятся к высокому профессионализму и не терпят недобросовестности в работе. Часто проявляют перфекционизм. Перед решением задачи осуществляют тщательное планирование. Любят порядок, регулярность, системность, четкость. Эффективно работают в стабильных условиях при наличии достаточного времени. Они консервативны, устойчивы, стабильны. Проявляют серьезность в обучении, уважают авторитеты.

Во внешности и поведении — солидны, любят добротную и дорогую одежду, ведут себя с достоинством. Общаются сдержанно, без лишних эмоций. Их устная речь похожа на письменную, с правильными оборотами и законченными предложениями. Стремятся повлиять на собеседника прежде всего логикой и аргументами. Конфликтовать не любят, но если попадают в конфликтную ситуацию, могут проявить упорство и до конца отстаивать свою позицию. Психологически совместимы с аналитиками, реалистами и идеалистами.

Чтобы правильно решать задачу использования в управлении сильных сторон каждого сотрудника, разберем, в каких ситуациях каждый психологический тип эффективен, а в каких его эффективность существенно снижается.