Файл: Проектирование информационных систем - Развитие и подготовка сотрудников.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время компьютерные технологии все глубже входят в нашу жизнь. За последние несколько лет производительность персональных компьютеров возросла в несколько раз, а стоимость, наоборот снизилась. Такие перемены создают оптимальные условия для распространения информационных технологий. Сейчас персональные компьютеры есть практически в каждом доме, скорость вычислений компьютеров достигает миллионов операций в секунду. С помощью компьютерных программ организовывают не только хранение данных и формирование шаблонных документов, но и создают информационные системы для составления различных прогнозов, помогают решать задачи планирования деятельности и управления как всем предприятием, так и отдельными его подразделениями.
Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Развитие и подготовка сотрудников» на примере компании ООО «Дивизион».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать текущую организацию бизнес-процесса развития и подготовки сотрудников в отделе по работе с персоналом компании ООО «Дивизион» и возникающего при его выполнении документооборота;
- выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
- составить информационную модель проектируемой информационной системы;
- разработать базу данных и программные модули ИС;
- описать контрольный пример реализации проекта.
1 глава. Аналитическая часть
1.1. Выбор комплекса задач автоматизации
ООО «Дивизион» существует с 2003 года. Компания представляет собой сеть розничных магазинов электронных устройств: мобильных телефонов, планшетов, фотоаппаратов, mp3-плееров и т.д. Компания имеет 23 розничных точки продаж, управляет которыми центральный офис.
Организационную структуру рассматриваемого предприятия можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная схема предприятия
Организационная структура включает в себя следующие подразделения:
- Бухгалтерия;
- Отдел кадров;
- Склад;
- Розничные точки продаж;
- Отдел закупок;
- IT-отдел.
Руководитель – директор компании, которому подчиняются начальник соответствующих структурных подразделений.
Отдел кадров, деятельность которого и является предметом исследования, выполняет обеспечивающую функцию: главная задача работников отдела – поиск новых сотрудников, подготовка новичков, повышение квалификации работников, ведение всей необходимо кадровой документации в соответствии с трудовым кодексом РФ.
1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов
Для того, чтобы выделить основные бизнес-процессы, составляющие деятельность отдела кадров, воспользуемся функционально-структурным моделированием деятельности. В качестве основной методологии выступает IDEF0.
Методологию IDEF0 создали американские военные для того, чтобы более успешно тиражировать бизнес-процессы на предприятиях аэрокосмической промышленности. В свое время военные столкнулись с проблемой следующего типа.
При проектировании деятельности заводов было замечено, что каждый раз сотрудники выполняют одни и те же действия при проектировании подсистем управления, на что уходило много дополнительного времени и ресурсов. Поэтому возникла идея разработать новый язык, или чертеж, при помощи которого сотрудники могли бы описать типовые подсистемы управления и при создании нового завода использовать эти наработки. Язык, которые был создан для этих целей, лег в основу методологии описания бизнес-процессов на предприятиях IDEF0.
Данная методология описания бизнес-процессов предполагает указание не только входов и выходов, но дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.
Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут быть информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данный бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационные системы. На выходе бизнес процесса показывают результат его выполнения.
На первом этапе построения IDEF0-модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной, которая изображена на рисунке 2 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7).
Рисунок 2. Контекстная диаграмма деятельности отдела кадров
По мере необходимости сотрудники подразделений сообщают в отдел кадров о необходимости поиска и найма того или иного сотрудника, такие заявки и выступают в роли входных данных. Также в качестве входных данных деятельности отдела кадров выступают отклики на объявления о свободных вакансиях от соискателей работы и предложения от коуч-тренеров, которые проводят разнообразные тренинги и мастер-классы.
Выходными данными выступают обученные сотрудники, расписание тренингов и мастер-классов и отчеты о деятельности отдела кадров. Всю деятельность выполняют сотрудники отдела кадров.
Следующий этап построения структурно-функциональной модели в нотации IDEF0 – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие. Диаграмма декомпозиции исследуемой деятельности приведена на рисунке 5.
Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции
Деятельность отдела кадров, связанную с развитием и подготовкой сотрудников можно разделить на пять этапов:
- поиск и подбор кадров;
- подготовка новичков;
- формирование программы развития;
- повышение квалификации сотрудников (непосредственно проведение мастер-классов и тренингов);
- формирование периодических отчетов.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
В процессе выполнения бизнес-процесса развития и подготовки сотрудников формируется основной документ – это расписание мастер-классов и тренингов. Сначала он выглядит в виде обычного списка мероприятий, которые можно провести за какой-то период (обычно расписание составляется на месяц). Затем, сотрудники отдела кадров собирают потребности сотрудников, на их основе формирует список планируемых мероприятий, после чего из этого списка формируют расписание, в котором указана дата проведения мастер-класса или тренинга, место его проведения (чаще всего – это конференц-зал в главном офисе компании), тема, по которой будет проходит обучение, его продолжительность и т.п..
Схема документооборота приведена на рисунке 4.
Рисунок 4. Схема документооборота расписания мероприятий
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса развития и подготовки сотрудников.
Существуют определенные правила создания и проектировании базы данных для нужд какой-либо организации:
- База данных должна содержать в себе все необходимые для работы организации данные, хранимая информация должна быть в актуальном состоянии;
- База данных должна обеспечивать доступ ко всей информации за приемлемое время, то есть отвечать заданным требованиям производительности;
- База данных должна удовлетворять выявленным и вновь возникающим требованиям конечных пользователей;
- База данных должна иметь возможности расширения, на случай расширения сферы деятельности организации;
- База данных должна легко изменяться при изменении программной и аппаратной среды;
- Данные, которые загружаются в базу данных, должны быть корректными, поэтому при добавлении данных должна проводиться проверка вводимых данных;
- Доступ к информации, хранимой в БД должны иметь только лица и сотрудники организации, имеющие на это соответствующие полномочия и должностные обязанности;
- Работа с базой данных не должны вызывать трудностей у пользователей, для этого обязательно нужен дружественных интерфейс.
Реляционная модель базы данных – это такая модель, где БД – совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.
Входными данными для проектируемой информационной системы автоматизации процесса развития и подготовки сотрудников выступают данные о мероприятиях, которые планируется провести (мастер-классы, тренинги и т.п.).
Всего в информационной системе используется пять справочников:
- сотрудники (они же пользователи ИС);
- роли пользователей;
- отделы сотрудников;
- типы мероприятий;
- статусы мероприятий;
- должности.
Выходными данными информационной системы выступает расписание мероприятий и отчет о работе отдела кадров.
Для каждого сотрудника, пользователя, мероприятия и других данных используются идентификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи в таблице БД.
Описание используемых идентификаторов приведено в таблице 1.
Таблица 1
Используемые идентификаторы
№ пп |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Мощность кода |
Система кодирования |
1 |
Идентификационный номер пользователя |
4 |
9999 |
Порядковая |
2 |
Идентификационный номер роли пользователя |
4 |
9999 |
Порядковая |
3 |
Идентификационный номер мероприятия |
4 |
9999 |
Порядковая |
4 |
Идентификационный номер отдела сотрудника |
4 |
9999 |
Порядковая |
5 |
Идентификационный номер должности сотрудника |
4 |
9999 |
Порядковая |
6 |
Идентификационный номер статуса мероприятия |
4 |
9999 |
Порядковая |
7 |
Идентификационный номер типа мероприятия |
4 |
9999 |
Порядковая |
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).
Для реализации информационной системы автоматизации взаимоотношений с клиентами необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для создания базы данных.
В качестве языка программирования был выбран язык php.
PHP (PersonalHomePageTools – «Инструмент для создания персональных веб-страниц») – является скриптовым языком программирования общего пользования, используемый для создания Web-приложений. В данный момент времени поддерживают подавляющие большинство хостинг-провайдеров и стал одним из ведущих языком программирования, использующих для разработки динамических Web-сайтов.
Популярность языка в создании web-сайтов определяется наличием большого набора средств предназначенных на разработку web-приложений. Основные из них:
- автоматически извлекаемые GET и POST -параметров, а также переменных окружения веб-сервера в предопределённые массивы;
- взаимодействует с очень большим количеством разныхСУБД (MySQL, SQLite,MySQLi, Oracle (OCI8), PostgreSQL, Microsoft SQL Server и пр.);
- автоматическая отправка HTTP-заголовков;
- работает с HTTP-авторизацией;
- работает с сессиями и cookies;
- работает с удалёнными и локальными файлами, сокетами;
- обрабатывает файлы, загруженные на сервер;
В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД MySQL.
MySQL – разработка шведской компании MySQL AB. СУБД MySQL является программным обеспечением с открытым исходным кодом, распространяемым по лицензии GNU (GPL) и коммерческой лицензии для ситуаций, не подпадающих под действие лицензии GPL.
MySQL поддерживает реляционную модель данных, т. е. представляет собой реляционную СУБД.
Основные достоинства СУБД MySQL:
- Высокое качество – MySQL характеризуется устойчивой работой.
- Наряду с Oracle, MySQL считается одной из самых быстрых СУБД в мире.
- Открытый код доступен для просмотра и модернизации, что позволяет постоянно улучшать программный продукт.
- СУБД MySQL, разработанная с использованием языков C/C++, протестирована на многих платформах, среди которых Windows, Linux, FreeBSD, Mac OS X, OS/2, Solaris и др.
- MySQL поддерживает API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения) для С, C++, Eiffel, Java, Perl, PHP, Python, Ruby и Tcl. MySQL можно успешно применять как для построения Web-страниц с использованием Perl, PHP и Java, так и для работы прикладной программы, созданной с использованием Delphi, Builder C++ или платформы .NET.4
- СУБД MySQL предоставляет широкий выбор типов таблиц, в том числе и сторонних разработчиков, что позволяет реализовать оптимальную для решаемой задачи производительность и функциональность.
- Локализация в MySQL выполнена корректно. У пользователя, как правило, не возникает проблем при обработке русского содержимого БД